Волока (повозка)

Волока (иначе волокуша, волочуга, волочня, волочень, волоковица, колодка) — особое приспособление для перевозки грузов, которое было весьма распространенно в северных и северо-восточных губерниях Российской империи; предок саней. В XIX веке в толковом словаре Даля было написано следующее: «есть деревни в непроезжих лесах и болотах; жители не знают колеса, а ездят, по мокрому моху, на волочугах…».

Волока состоит из длинных жердей — как правило, березовых стволов, выкопанных из почвы с частью корней — «кокоркой» — соединенных между собой, деревянной поперечиной.

В жерди или лесины, как в оглобли, впрягается лошадь, концы же их волочатся по земле, наподобие санных полозьев. На перечне укрепляется плетенный из ветвей или берестяной кузов для помещения клади, или же на кокорки кладут сучья и ветви и на них уже кладь, большей частью копны сена. Чаще всего волоша употреблялась для выволачивания брёвен из леса, где нет никаких дорог и потому нет возможности ездить на колёсных транспортных средствах. Для этой цели в центре перечня сделано специальное отверстие для вставки вертлюга со шляпкой, к нижней оконечности которого, имеющей ушки, привязывается верёвкой (гайтаном) выволакиваемое бревно. В Финляндии и Карелии похожая конструкция именовалась «пурит» и отличалась тем, что имела две поперечные перекладины.

В качестве движущей силы, помимо лошадей могут использоваться и другие животные, например быки или собаки.

В советское время, особенно после войны, волокуши тащила гурьба женщин.

В настоящее время волока продолжает использоваться в болотистых районах России при вывозке заготовленного сена. Вместо лошади используется трактор.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я