Связанные понятия
Биологи́ческая психиатри́я — раздел в психиатрии, использующий биологический подход, целью которого является изучение биологических причин и механизмов развития (этиологии и патогенеза) психических расстройств, а также биологические методы их лечения и коррекции.
Психофармаколо́гия (от др.-греч. ψυχή — «дух», «душа», «сознание», φάρμακον «лекарство, зелье» и λόγος «учение») — раздел фармакологии и психиатрии, посвящённый изучению действия лекарственных и других биологически активных веществ на психическую деятельность человека, занимающийся разработкой лекарственной терапии психических расстройств. Является смежной областью наук, на стыке биохимии, биологии, физиологии, нейропсихологии и др.
Функциона́льная психоло́гия (англ. Functional psychology) — направление в психологии, которое рассматривает психическую жизнь и поведение человека с точки зрения его активной и целеустремлённой адаптации к условиям окружающей среды .
Топографический подход к психике в контексте психоаналитического сеанса предполагает перенос информации из бессознательного в сознание; помимо этого, данная точка зрения в однозначной форме постулирует, что процесс осознания ранее недоступного психике человека материала включает в себя различные виды взаимодействия психических структур, которые могут включать в себя перенос информации из бессознательного в предсознание, от суперэго к эго или от суперэго к ид — также, данное взаимодействие существует...
Экономи ́ческий подход — один из ортодоксальных, с точки зрения психоанализа, теоретических (метапсихологических) взглядов на функционирование и принципы работы психики человека. Данный подход, наряду с топографическим и динамическим, был сформулирован Зигмундом Фрейдом в конце XIX века в ходе совместной работы с Йозефом Брейером над разработкой катартического метода психотерапии.
Философия психологии — сравнительно молодой специальный раздел философии науки, занимающийся исследованием и изучением методологии эмпирической психологии, знаний, полученных в науке психологии.
Психология восприятия — раздел психологии, изучающий процесс формирования субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия (отражении в субъективном плане реальных предметов или их свойств, с которыми взаимодействует деятельный субъект) в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его свойств.
Социология медицины — отрасль социологии, изучающая систему охраны здоровья, социальные термины «болезнь» и «здоровье», поведение людей в сфере медицины. Это наука о закономерности формирования ценностных ориентаций населения к здоровью, болезням, медицинского обслуживания, медицины и охраны здоровья. Структура современной медицинской социологии состоит из нескольких направлений, таких как социология лечебных профессий, социология болезни и поведения больного, социология институтов медицины и организации...
Иммунофармакология — дисциплина, область биологии и медицины, изучающий влияние фармакологических препаратов (лекарственных средств) на иммунную систему, иммунотропные эффекты фармакологических средств, объединяет фармакологию, иммунологию, иммунотоксикологию и общую патологию.
Сравни́тельная психоло́гия — раздел психологии, занимающийся эволюцией психики. Интегрирует данные из зоопсихологии, исторической и этнической психологии. Сравнивает психические процессы животных и человека в онтогенезе и филогенезе, обнаруживает качественные различия, обусловленные социально-историческими факторами, развитием трудовой деятельности, общественной жизни, речи и сознания человека.
Динамический подход направлен на описание взаимодействия психических процессов как с точки зрения их расположения (топографии), так и с позиций распределения энергии (экономики); подход предполагает рассмотрение таких понятий, как инстинкт или развитие, в качестве находящихся «в движении», не статичных явлений. Таким образом, «динамические» рассуждения описывают, к примеру, как адресаты (объекты) направленной психической энергии в эго, суперэго и ид видоизменяют данные составляющие психического аппарата...
Метод Фельденкрайза — двигательная практика, разработанная Моше Фельденкрайзом и ставящая целью развитие человека через осознавание себя в процессе работы над движением собственного тела. Метод Фельденкрайза называют также методом соматического обучения (somatic education).
Теоретическая психология — мета раздел психологии, который можно выделить из состава психологических наук в противопоставление практическим психологическим наукам, таким как инженерная психология, психотехника, психотерапия и т. п. Чаще всего входит в состав словосочетания «Общая и теоретическая психология», либо как синоним «общей психологии».
Феноменологи́ческая психиатри́я (от др.-греч. φαινόμενον «являющийся») — раздел психиатрии, занимающийся изучением психических расстройств по внешним проявлениям, на основе философских концепций. При этом психопатологические явления исследуются в том виде, в каком они прямо представлены в сознании лиц с психическими расстройствами. Феноменология помогает психиатру в понимании структуры и способа бытия-в-мире психически больного человека, представленные в его мировосприятии и мировоззрении.
Вычислительная нейробиология — междисциплинарная наука, целью которой является объяснение в терминах вычислительного процесса того, как биологические системы, составляющие нервную систему, продуцируют поведение. Она связывает нейробиологию, когнитивистику и психологию с электротехникой, информатикой, вычислительной техникой, математикой и физикой.
Пренатальное обучение (англ. prenatal learning, fetal learning) — псевдонаучная теория из области нетрадиционной медицины, утверждающая возможность обучения эмбриона до его рождения и предлагающая методы подобного обучения.
Позитивная психотерапия — один из широко известных методов современной психотерапии, признанный в 1996 году Европейской ассоциацией психотерапии и в 2008 году Всемирным советом психотерапии. Развиваемая основателем метода Носсратом Пезешкианом с 1968 года в Германии, позитивная психотерапия имеет психодинамические корни и первоначально называлась дифференциальным анализом (Peseschkian N., 1974).
Психологическое благополучие — интегральное системное состояние человека или группы, которое представляет собой сложную взаимосвязь физических, психологических, культурных, социальных и духовных факторов и отражает восприятие и оценку человеком своей самореализации с точки зрения пика потенциальных возможностей. Психологическое благополучие рассматривается в работах зарубежных и российских психологов как приобретенное в процессе жизнедеятельности качество, предполагающее активность субъекта.
Модель мозга — любая теоретическая система, которая стремится объяснить физиологические функции мозга с помощью известных законов физики и математики, а также известных фактов нейроанатомии и нейрофизиологии . Существуют по меньшей мере два основных положения, играющих фундаментальную роль в теории функционирования мозга, в отношении которых сходится мнение большинства современных теоретиков...
Сомноло́гия (от лат. somnus — сон и греч. λόγος — учение) — раздел медицины и нейробиологии, посвящённый исследованиям сна, расстройств сна, их лечению и влиянию на здоровье человека. Основным методом диагностики является полисомнография.
Метод индивидуального случая в психологии (англ. case study) — один из методов клинической психологии, в частности, психотерапии, относящийся к классу исследовательских приемов, которые включают в себя описание и анализ конкретных особенностей личности или феномена, сопоставление результатов с нормативными данными.
Эффект Зейгарник — психологический эффект, заключающийся в том, что человек лучше запоминает прерванные действия, чем завершённые. Зейгарник изучала данную закономерность в рамках нарушений мотивационного компонента памяти, впоследствии эффект приобрёл название, связанное с её именем. Исследования в этой области были темой дипломной работы Блюмы Вульфовны Зейгарник.
Экономи́ческая психоло́гия — отрасль психологической науки об экономическом поведении и психических процессах человека, связанных с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг.
Коррекционная педагогика — область педагогического знания, предметом которой является разработка и реализация в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений социально-психологической адаптации индивидов, трудностей их в обучении и освоении соответствующих возрастным этапам развития социальных ролей. "Коррекционная педагогика" — понятие гораздо более узкое, чем "специальная педагогика". Термин используется...
Субли́чность — воспринимаемое сознанием как нечто отдельное от себя, а также внутренний образ, привязанный к этим элементам. Субличности возникают на разных этапах развития человека и обеспечивают его защиту, реализацию его потребностей и позволяют ему жить так, как он живёт. Базовым представлением метода психологического исследования личности «Диалог с голосами» (англ. Voice Dialogue) (авторы: Сидра и Хэл Стоуны) является положение, что личность человека не едина, а состоит из многих отдельных «я...
Общие для медицины, медицинской психологии и практической психологии направления практической деятельности и разделы программ обучения.
Подробнее: Психопрофилактика
Дискурсивная психология — направление социального конструкционизма, вид дискурс-анализа. Дискурсивная психология описывает и познаёт психические феномены в процессе социального взаимодействия через язык.
Игровая психотерапия — метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры.
Понима́ющая психоло́гия (нем. Verstehende Psychologie) — идеалистическое направление в немецкой философии и психологии, развившееся в конце XIX — начале XX веков и разработавшее особый метод психологического исследования, который заключается в соотнесении переживаний внутренней, душевной жизни индивида с окружающими его культурно-историческими ценностями.
Окончательная смерть (информационно-теоретическая смерть) — теоретическая концепция, стремящаяся описать объективным образом пограничное состояние разрушения человеческого мозга (или любой другой познающей структуры, способной воплощать личность), после перехода которого не существует теоретической возможности любым физическим способом восстановить исходную личность. На практике это означает, что энтропия должна быть обращена для восстановления личности в последнее состояние при работающем мозге...
Детский психоанализ — психоанализ, в котором в качестве пациента выступает ребёнок. Детский психоанализ основан на тех же понятиях и принципах, что и психоанализ взрослых: внимание к внутренней психической жизни, интерпретации защит, сопротивления и переноса, реконструкции и проработке. Различия между взрослым и детским психоанализом кроются не в теории, а в практике. Если основная роль в психоаналитическом процессе с взрослыми людьми отводится речи, то в анализе с детьми — это игра и/или творчество...
Биорезона́нс , биорезона́нсная терапия, биорезона́нсная диагностика, вегето-резона́нсная диагностика, вегетативно-резона́нсная диагностика, электронная биофункциональная органометрия, биорезонансное лечение — группа направлений в так называемой альтернативной медицине, предполагающая существование т. н. «шкалы частот» живых организмов и тканей, а также декларирующая возможность получения терапевтического эффекта при особом «резонансном» взаимодействии доказанных физических (электромагнитных), либо...
Антиредукционизм — философское и / или научное учение, противоположное редукционизму, пропагандируещее, что не все свойства целого могут быть объяснены свойствами его составных частей и их взаимодействий. Одна из форм антиредукционизма (гносеологическая) показывает, что мы просто не в состоянии понять системы на уровне основных компонентов, и поэтому редукционизм должен потерпеть неудачу. Другой вид антиредукционизма (онтологический) показывает, что полное объяснение основных компонентов не представляется...
Молекулярная хирургия — совокупность современных методов коррекции патологических состояний организма посредством изменения фенотипа или функционала клеток при помощи молекулярных агентов, например систем редактирования генома.
Топографи́ческая анато́мия — научно-прикладная дисциплина, раздел анатомии человека, изучающий послойное строение анатомических областей, взаиморасположение (синтопию) органов, их проекцию на кожу (голотопию), отношение к скелету (скелетотопию), кровоснабжение, иннервацию и лимфоотток в условиях нормы и патологии, с учётом возрастных, половых и конституциональных особенностей организма.
Э́го-психоло́гия — направление психоанализа. Отличается выдвижением на первый план Эго (в то время как Фрейд в основном исследовал Оно), а также вниманием к адаптации личности в окружающем мире, вопросам свободы личности, автономии личности и особенностям личностной работы. Основные представители данного направления: А. Фрейд, Х. Гартман, Р. Спитц, М. Малер, Э. Глоувер и Э. Эриксон.
Идеофрени́я (от др.-греч. ἰδέα — «идея, образ» + φρήν — «ум, мышление, мысль») — устаревший медицинский диагноз, на данный момент соответствующий современной шизофрении. Выделена как самостоятельная нозоологическая единица В. Х. Кандинским. Описание и систематика идеофрении В. Х. Кандинским предвосхитила работы Эмиля Крепелина и Эйгена Блейлера о распознавании и классификации шизофрении.
Предсозна́ние — термин психоанализа, обозначающий те восприятия, мысли и воспоминания, которые, не являясь частью нашего нынешнего осознанного опыта, все же остаются доступными для осознания. Другими словами это то, что может быть воспринято при фокусировке внимания, но в настоящее время ещё не осознано.
Ассоциативная психология (Ассоцианизм) — совокупность психологических концепций и школ XVIII – XIX вв., в которых ассоциация считалась главным или даже единственным механизмом работы сознания. Ассоциация идей может возникать в результате подобия (ассоциация предметов, имеющих одинаковые свойства и признаки), близости (ассоциация расположенных рядом предметов или событий, происходящих совместно в одно и то же время), контраста (ассоциация предметов, характеризующихся как противоположности друг друга...
Артпедагогика — отрасль педагогической науки, базирующая на слиянии педагогики и искусства, и изучающая закономерности воспитания и развития человека посредством искусства. Артпедагогика занимается разработкой теории и практики, обеспечивает разработку теории и практики процесса художественного развития людей, формирует основы культуры личности через искусство и художественно-творческую деятельность. Суть артпедагогики состоит в воспитании, обучении и развитии средствами искусства личностей; формировании...
Когнитивный контроль – комплекс исполнительных функций, позволяющих индивиду регулировать поведение согласно текущим задачам. Считается, что в обеспечение когнитивного контроля вовлечены префронтальные области коры головного мозга.
Хороло́гия (хорологическая концепция) — научное направление в географии, основной идеей которого является рассмотрение объекта географии как пространства, заполняемого предметами и явлениями, локальные связи между которыми носят причинно-следственный характер...
Когнитивная социология — социологическая субдисциплина которая ставит перед собой проблему изучения «смыслов» в повседневной жизни. Она стремится к интеграционному взаимодействию этнометодологии, лингвистики и традиционной социологии.
Саногене́з (лат. sanus «здоровый» + греч. γενεσις «происхождение, возникновение») — комплекс защитно-приспособительных механизмов, направленный на восстановление нарушенной саморегуляции организма.
Фармакоэпидемиология — синтетическая область знаний по изучению применения и действий лекарственных средств на больших группах людей.
Конституция человека , в отличие от его физического развития, это характеристика конкретного человека, которая остается постоянной на протяжении всей его жизни, то есть она не имеет возрастной периодизации. По сути, конституция человека — это генетический потенциал человека, продукт наследственности и среды, реализующей наследственный потенциал.
Вестибулярно-эмоциональный рефлекс (ВЭР) представляет собой свободное трехмерное движение головы (человека или позвоночного животного) при поддержание вертикального равновесия, зависящее от эмоционального и психофизиологического состояния человека. Вестибулярно-эмоциональный рефлекс это один из вестибулярных рефлексов, связывающих физиологию человека и эмоциональное состояние. Физиология и патология вестибулярной системы и вестибулярного аппарата была исследована Робертом Барани, получившим в...
Проекти́вная идентифика́ция — психический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. Заключается в бессознательной попытке одного человека влиять на другого таким образом, чтобы этот другой вёл себя в соответствии с бессознательной фантазией данного человека о внутреннем мире другого. Многими исследователями не выделяется как самостоятельный процесс, а рассматривается как смесь проекции и интроекции. Впервые описан Мелани Кляйн.