Связанные понятия
Ветеринарная психология — это прикладная дисциплина на стыке ветеринарной медицины и зоопсихологии, изучающая нервные и психические расстройства животных с клинической точки зрения. Она построена на объективных методах современной зоопсихологии и нозологии клинической психологии человека.
Артпедагогика — отрасль педагогической науки, базирующая на слиянии педагогики и искусства, и изучающая закономерности воспитания и развития человека посредством искусства. Артпедагогика занимается разработкой теории и практики, обеспечивает разработку теории и практики процесса художественного развития людей, формирует основы культуры личности через искусство и художественно-творческую деятельность. Суть артпедагогики состоит в воспитании, обучении и развитии средствами искусства личностей; формировании...
Раннее диагностирование
беременности и определение её срока важно не только с точки зрения акушерства, но и из-за того, что анатомические, физиологические и гормональные изменения, которые наступают после зачатия, могут оказывать существенное влияние на протекание экстрагенитальных заболеваний, которые имеются в анамнезе будущей роженицы. Установление точного срока беременности чрезвычайно важно для проведения полноценного обследования и адекватного ведения беременности и родов. Диагностика беременности...
Метод Домана — серия реабилитационных (методика Домана-Делакато, «паттернинг») и развивающих методик для детей с задержками развития и для детей с полноценным развитием, разработанных Гленном Доманом и основанным им Институтом Развития Человеческого Потенциала (англ. The Institutes for the Achievement of Human Potential, IAHP).
Метод Фельденкрайза — двигательная практика, разработанная Моше Фельденкрайзом и ставящая целью развитие человека через осознавание себя в процессе работы над движением собственного тела. Метод Фельденкрайза называют также методом соматического обучения (somatic education).
Метод индивидуального случая в психологии (англ. case study) — один из методов клинической психологии, в частности, психотерапии, относящийся к классу исследовательских приемов, которые включают в себя описание и анализ конкретных особенностей личности или феномена, сопоставление результатов с нормативными данными.
Субли́чность — воспринимаемое сознанием как нечто отдельное от себя, а также внутренний образ, привязанный к этим элементам. Субличности возникают на разных этапах развития человека и обеспечивают его защиту, реализацию его потребностей и позволяют ему жить так, как он живёт. Базовым представлением метода психологического исследования личности «Диалог с голосами» (англ. Voice Dialogue) (авторы: Сидра и Хэл Стоуны) является положение, что личность человека не едина, а состоит из многих отдельных «я...
Идеофрени́я (от др.-греч. ἰδέα — «идея, образ» + φρήν — «ум, мышление, мысль») — устаревший медицинский диагноз, на данный момент соответствующий современной шизофрении. Выделена как самостоятельная нозоологическая единица В. Х. Кандинским. Описание и систематика идеофрении В. Х. Кандинским предвосхитила работы Эмиля Крепелина и Эйгена Блейлера о распознавании и классификации шизофрении.
Конституция человека , в отличие от его физического развития, это характеристика конкретного человека, которая остается постоянной на протяжении всей его жизни, то есть она не имеет возрастной периодизации. По сути, конституция человека — это генетический потенциал человека, продукт наследственности и среды, реализующей наследственный потенциал.
Эффект Зейгарник — психологический эффект, заключающийся в том, что человек лучше запоминает прерванные действия, чем завершённые. Зейгарник изучала данную закономерность в рамках нарушений мотивационного компонента памяти, впоследствии эффект приобрёл название, связанное с её именем. Исследования в этой области были темой дипломной работы Блюмы Вульфовны Зейгарник.
Психология восприятия — раздел психологии, изучающий процесс формирования субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия (отражении в субъективном плане реальных предметов или их свойств, с которыми взаимодействует деятельный субъект) в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его свойств.
Игровая психотерапия — метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры.
Сомноло́гия (от лат. somnus — сон и греч. λόγος — учение) — раздел медицины и нейробиологии, посвящённый исследованиям сна, расстройств сна, их лечению и влиянию на здоровье человека. Основным методом диагностики является полисомнография.
Философия психологии — сравнительно молодой специальный раздел философии науки, занимающийся исследованием и изучением методологии эмпирической психологии, знаний, полученных в науке психологии.
Предрасположенность в философии, физиологии и психологии — навык, готовность, склонность или тенденция действовать определённым образом.
Хоро́ший (англ. good) — специальный психологический и психоаналитический термин, обозначающий некий определённый и ощутимый класс внутренних объектов, которые, в представлении субъекта, настроены к нему благожелательно — в противоположность постоянно дополняющему классу объектов — «плохих», которые представляются по отношению к нему недоброжелательными, враждебными или даже опасными.:222—223
Биологи́ческая психиатри́я — раздел в психиатрии, использующий биологический подход, целью которого является изучение биологических причин и механизмов развития (этиологии и патогенеза) психических расстройств, а также биологические методы их лечения и коррекции.
Коррекционная педагогика — область педагогического знания, предметом которой является разработка и реализация в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений социально-психологической адаптации индивидов, трудностей их в обучении и освоении соответствующих возрастным этапам развития социальных ролей. "Коррекционная педагогика" — понятие гораздо более узкое, чем "специальная педагогика". Термин используется...
Лингвистический ассоциативный эксперимент — один из методов психолингвистики. Берёт начало в методе свободных ассоциаций, одном из первых проективных методов психологии. З. Фрейд и его последователи предполагали, что неконтролируемые ассоциации — это символическая или иногда даже прямая проекция внутреннего, часто неосознаваемого содержания сознания.
Биорезона́нс , биорезона́нсная терапия, биорезона́нсная диагностика, вегето-резона́нсная диагностика, вегетативно-резона́нсная диагностика, электронная биофункциональная органометрия, биорезонансное лечение — группа направлений в так называемой альтернативной медицине, предполагающая существование т. н. «шкалы частот» живых организмов и тканей, а также декларирующая возможность получения терапевтического эффекта при особом «резонансном» взаимодействии доказанных физических (электромагнитных), либо...
Терапия полярности — направление в альтернативной медицине, основой которого являются работы австрийского врача Рэндольфа Стоуна (Randolph Stone) (1890—1981 гг.). Он полагал, что оздоровление может быть достигнуто через манипуляцию «полярных» сил, известных как инь и ян. Это исследование относится к энергетической медицине. Терапия полярности утверждает, что она якобы работает с предполагаемой (неизмеримой) энергией, но применяет и другие медицинские приёмы лечения.
Суггестология (лат. suggestio — внушение и др.-греч. λόγος — учение) — отрасль психологии, изучающая механизмы внушения, гипноза, как на расстоянии так и вблизи, как мысленно так и словесно и способы его практического применения. За основу берется мысль, расстояние, телепатия, внушение и гипноз.
Предсозна́ние — термин психоанализа, обозначающий те восприятия, мысли и воспоминания, которые, не являясь частью нашего нынешнего осознанного опыта, все же остаются доступными для осознания. Другими словами это то, что может быть воспринято при фокусировке внимания, но в настоящее время ещё не осознано.
Согласно теории интеллекта психолога Рэймонда Кэттелла интеллект можно условно разделить на подви́жный интелле́кт — способность мыслить логически, анализировать и решать задачи, выходящие за пределы предыдущего опыта (см. также статью Гибкие навыки); и кристаллизова́вшийся интелле́кт — накопленный опыт и способность использовать усвоенные знания и навыки.
Подробнее: Подвижный и кристаллизовавшийся интеллект
Позитивная психотерапия — один из широко известных методов современной психотерапии, признанный в 1996 году Европейской ассоциацией психотерапии и в 2008 году Всемирным советом психотерапии. Развиваемая основателем метода Носсратом Пезешкианом с 1968 года в Германии, позитивная психотерапия имеет психодинамические корни и первоначально называлась дифференциальным анализом (Peseschkian N., 1974).
Гипербули́я (др.-греч. ὑπέρ — над, сверху + βουλή — воля) — болезненное усиление интенсивности влечений и увеличение их количества, а также побуждений и мотивов к деятельности с быстрой их изменчивостью и импульсивным стремлением к незамедлительному достижению цели.
Вестибулярно-эмоциональный рефлекс (ВЭР) представляет собой свободное трехмерное движение головы (человека или позвоночного животного) при поддержание вертикального равновесия, зависящее от эмоционального и психофизиологического состояния человека. Вестибулярно-эмоциональный рефлекс это один из вестибулярных рефлексов, связывающих физиологию человека и эмоциональное состояние. Физиология и патология вестибулярной системы и вестибулярного аппарата была исследована Робертом Барани, получившим в...
Огово́рка по Фре́йду — обиходное название обмолвки, частный случай явления, описанного З. Фрейдом в исследовании «Психопатология обыденной жизни» (1901). Вместе со всякого рода незначительными описками и машинальными действиями охватывается термином парапра́ксис.
Топографический подход к психике в контексте психоаналитического сеанса предполагает перенос информации из бессознательного в сознание; помимо этого, данная точка зрения в однозначной форме постулирует, что процесс осознания ранее недоступного психике человека материала включает в себя различные виды взаимодействия психических структур, которые могут включать в себя перенос информации из бессознательного в предсознание, от суперэго к эго или от суперэго к ид — также, данное взаимодействие существует...
Окончательная смерть (информационно-теоретическая смерть) — теоретическая концепция, стремящаяся описать объективным образом пограничное состояние разрушения человеческого мозга (или любой другой познающей структуры, способной воплощать личность), после перехода которого не существует теоретической возможности любым физическим способом восстановить исходную личность. На практике это означает, что энтропия должна быть обращена для восстановления личности в последнее состояние при работающем мозге...
Функциона́льная психоло́гия (англ. Functional psychology) — направление в психологии, которое рассматривает психическую жизнь и поведение человека с точки зрения его активной и целеустремлённой адаптации к условиям окружающей среды .
А́ура (др.-греч. αὔρα — легкий ветерок, дуновение) («парциальный» (фокальный, не развёрнутый) эпилептический приступ) — любое ощущение или переживание, регулярно предшествующее эпилептическому приступу или являющееся самостоятельным приступом. Является симптомом эпилепсии. Ауру также испытывают некоторые больные мигренью перед началом головной боли. Некоторые пациенты испытывают ауру без дальнейшей головной боли, так называемая бесшумная мигрень. Различают мигрень без ауры и мигрень с аурой (ассоциированная...
Психологическое благополучие — интегральное системное состояние человека или группы, которое представляет собой сложную взаимосвязь физических, психологических, культурных, социальных и духовных факторов и отражает восприятие и оценку человеком своей самореализации с точки зрения пика потенциальных возможностей. Психологическое благополучие рассматривается в работах зарубежных и российских психологов как приобретенное в процессе жизнедеятельности качество, предполагающее активность субъекта.
Дестру́до (лат. Destrudo) — термин, используемый в психоанализе для обозначения величины энергии морти́до (или инстинкта смерти). В этом смысле деструдо является идеальной противоположностью либидо инстинкта жизни и входит в более широкий комплекс понятий и действующих сил танатоса.
Амавро́з — медицинский термин, обозначающий поражение сетчатки или зрительного нерва, приводящее к частичной или полной слепоте и не сопровождающееся видимыми повреждениями и недостатками собственно глаз.
Рольфинг , или «структурная интеграция» — система мануальной терапии с элементами кинезитерапии, созданная американской исследовательницей Идой Полин Рольф в 1920-х гг.
Хороло́гия (хорологическая концепция) — научное направление в географии, основной идеей которого является рассмотрение объекта географии как пространства, заполняемого предметами и явлениями, локальные связи между которыми носят причинно-следственный характер...
Телеоно́мия (от греч. τέλειος, «заключительный, совершенный» + nómos, закон) — явление повышения внутреннего порядка биологических систем, что можно интерпретировать, как их целеустремлённость.
Псевдореминисце́нция (др.-греч. ψευδο- — ложно-, лат. reminiscentia — воспоминание) — вид парамнезий, заключающийся в смещении в памяти времени событий, действительно имевших место в жизни больного. Перенос реальных событий из прошлого в настоящее. Поэтому её иногда называют «иллюзия памяти» в отличие от конфабуляции — «галлюцинации памяти». Также от конфабуляций псевдореминисценции отличаются большей стабильностью, больной повторно высказывает их. В настоящее время принято объединять конфабуляции...
Гравиданотерапия — методика гормонального лечения, основанная на использовании разработанного русским медиком А. А. Замковым первого в мире гормонального лекарственного препарата Гравидан (от лат. gravida — беременная), который вырабатывался из мочи беременных женщин по методике А. А. Замкова. Использовалась в 30-х годах XX века. В настоящее время не применяется.
Развивающие игры — игры, в процессе которых происходит развитие или усовершенствование различных навыков. Понятие развивающих игр связано, в основном, с детским периодом жизни человека. Дети, играющие в развивающие игры, тренируют собственные мышление, изобретательность, воображение, креативность. Термин «развивающие игры» может также употребляться для обозначения серий гимнастических упражнений с ребенком младенческого возраста для развития тонуса мышц и общей подготовки.
Апофени́я (от др.-греч. ἀποφαίνω «высказываю суждение, делаю явным» ← ἀπο «из-» + φαίνω «представление») — переживание, заключающееся в способности видеть структуру или взаимосвязи в случайных или бессмысленных данных. Термин был введён в 1958 году немецким неврологом и психиатром Клаусом Конрадом, который определил его как «немотивированное ви́дение взаимосвязей», сопровождающееся «характерным чувством неадекватной важности» (анормальное сознание значения).
Динамический подход направлен на описание взаимодействия психических процессов как с точки зрения их расположения (топографии), так и с позиций распределения энергии (экономики); подход предполагает рассмотрение таких понятий, как инстинкт или развитие, в качестве находящихся «в движении», не статичных явлений. Таким образом, «динамические» рассуждения описывают, к примеру, как адресаты (объекты) направленной психической энергии в эго, суперэго и ид видоизменяют данные составляющие психического аппарата...
Социология медицины — отрасль социологии, изучающая систему охраны здоровья, социальные термины «болезнь» и «здоровье», поведение людей в сфере медицины. Это наука о закономерности формирования ценностных ориентаций населения к здоровью, болезням, медицинского обслуживания, медицины и охраны здоровья. Структура современной медицинской социологии состоит из нескольких направлений, таких как социология лечебных профессий, социология болезни и поведения больного, социология институтов медицины и организации...
Детский психоанализ — психоанализ, в котором в качестве пациента выступает ребёнок. Детский психоанализ основан на тех же понятиях и принципах, что и психоанализ взрослых: внимание к внутренней психической жизни, интерпретации защит, сопротивления и переноса, реконструкции и проработке. Различия между взрослым и детским психоанализом кроются не в теории, а в практике. Если основная роль в психоаналитическом процессе с взрослыми людьми отводится речи, то в анализе с детьми — это игра и/или творчество...
Феноменологи́ческая психиатри́я (от др.-греч. φαινόμενον «являющийся») — раздел психиатрии, занимающийся изучением психических расстройств по внешним проявлениям, на основе философских концепций. При этом психопатологические явления исследуются в том виде, в каком они прямо представлены в сознании лиц с психическими расстройствами. Феноменология помогает психиатру в понимании структуры и способа бытия-в-мире психически больного человека, представленные в его мировосприятии и мировоззрении.