Связанные понятия
Гамаюн — название нескольких масонских лож, первая из которых появилась во Франции, в 1931 году, и последняя, основанная в 1993 году, находящаяся под юрисдикцией Великой ложи России под № 4.
Лотос — название нескольких масонских лож, первая из которых была основана В Великой ложе Франции, в 1933 году, и последняя, находящаяся под юрисдикцией Объединённой великой ложи России под № 2.
Северное сияние — название нескольких масонских лож, первая из которых появилась в Петербурге, в 1909 году, и последняя, основанная в 1998 году, находящаяся под юрисдикцией Великой ложи России под № 9.
Полярная звезда — название нескольких масонских лож, первая из которых появилась в Петербурге, в 1906 году, и последняя, основанная в 1994 году Великим востоком Франции, и находящаяся с 1997 года под юрисдикцией Великой ложи России под № 6.
Астрея — название существовавших в разные исторические периоды великой ложи, капитулов и масонских лож.
Упоминания в литературе
Очевидный успех, достигнутый Великой Национальной ложей Франции на пути насаждения масонства в России (вслед за «Гармонией» было образовано еще 4 ложи – авт.; в «Гармонию» из лож, образованных Великим Востоком Франции, особенно – из ложи «Северная Звезда», перетекло довольно значительное количество «братьев», причем, из класса бизнесменов, что позволило поставить работу на должный организационный уровень) позволил ей учредить 24
июня 1995 года Великую Национальную ложу России. Фактически это означало отделение или «независимость» русских регулярных масонов от ВНАФ. Официальное открытие Великой ложи России происходило в одном из залов ЦДРИ…
Ответ на второй вопрос, почему масонство оформилось именно во 2-м десятилетии XVIII в., можно найти в «Новой книге масонских конституций» Дж. Андерсона (1738 г.). Джеймс Андерсон – один из руководителей английских масонов и составитель сборника масонских уставов и ритуалов – так описывает обстоятельства основания «Великой Лондонской ложи»: «После торжественного въезда в Лондон короля Георга I и усмирения в 1716 г. восстания якобитов, сторонников династии Стюартов, четыре лондонские ложи решили сплотиться вокруг одного Великого Мастера (Гроссмейстера) как центра единения и гармонии… Было решено каждые 3 месяца устраивать собрания Великой ложи, т. е. всех должностных лиц каждой ложи во главе с великим мастером и великими надзирателями, а один раз в год –
общее Собрание всех четырех лож». 24 июня 1717 г. в день святого Иоанна Крестителя были проведены выборы высших должностных лиц Великой лондонской ложи.[142]
Жребий сложился в пользу «древних», чья Великая ложа мастера стала первой в обновленном списке, а ложа «древних» из регулярной Великой ложи заняла вторую позицию, номер 2 «древних», соответственно, стал номером 3, а вторая
Великая ложа стала четвертой. «Определение указанного положения в объединенном списке много значило для таких старых лож и соответствовало их возрасту, побуждая их сказать большее, – писал У. Хьюэн, – поскольку истинный масонский дух их членов способствовал миру и гармонии, они согласились на меньшее во имя основания Первой Великой ложи».
Несмотря на успехи в международном признании, с 1998 года в русском регулярном масонстве также назрел внутренний кризис, связанный с вмешательством полит-технологов в процессы развития. 6 апреля 2001 года в регулярном масонстве произошел первый раскол. 6 лож: «Гармония» (№ 1), «Лотос» (№ 2), «Астрея» (Санкт-Петербург, № 3), «Юпитер» (№ 7), «Четверо коронованных» (№ 8), «Орион» (№ 15)
создали Русскую регулярную великую ложу, которая насчитывала более 100 членов.
В 1775 году Кутузов – один из основателей ложи «Астрея», а в
1780-м – член ложи «Гармония». Достиг он высших градусов, состоял членом Директории теоретической степени, находился в постоянной связи с одним из главных мировых масонов того времени Дю Боском.
Связанные понятия (продолжение)
Юпитер — название нескольких масонских лож, первая из которых была основана в Великой ложе Франции, в 1926 году, и последние две, находящиеся под юрисдикцией Великой ложи России и Объединённой великой ложи России.
Русское масонство в мире — русские масоны и масонские ложи, появившиеся за пределами России, и ставшие в силу разных причин (запретов, революций, преследования властей) самодостаточным явлением.
Шведский устав (швед. Svenska systemet) (также известен как Шведская система) — является основным в Шведском ордене масонов, Датском ордене масонов, в Норвежском ордене масонов, в Исландском ордене масонов, в Великой земельной ложе вольных каменщиков Германии, а также в ряде других масонских лож.
Феникс — масонские ложи, которые существовали в разные исторические периоды в разных странах.
Аврора — название двух масонских лож, первая из которых появилась в Париже, в 1927 году, и вторая, основанная в 1996 году, находящаяся под юрисдикцией Великой ложи России под № 5.
Организации дополнительных степеней — это структуры, членами которых являются масоны в степени мастера. Основная роль дополнительных степеней, это раскрытие и углубление содержания степеней ученик, подмастерье, мастер, их интерпретация в том или ином направлении, содействие дальнейшему совершенствованию мастеров-масонов. Возникновение первых организаций дополнительных степеней относится к середине XVIII в.
Смешанное масонство — масонские организации, членами которых являются женщины и мужчины. Смешанное масонство является ответвлением либерального масонства.
Масонский конвент — термин, который происходит от латинского сonventus и впервые использован в таком смысле в отношении конгрессов, которые проводят масоны.
Досточтимый мастер (англ. Worshipful Master) Мастер ложи или Мастер стула — главный офицер в масонской ложе. Досточтимый мастер руководит всеми делами, ритуалом и церемониями в ложе, и облечён наибольшими полномочиями по сравнению со всеми другими офицерами и членами ложи.
Либеральное масонство — одно из течений в мировом масонстве, объединяющее ложи и великие ложи (великие востоки) в это течение на основе принципа абсолютной свободы совести. Эта новая концепция масонства родилась на конвенте Великого востока Франции в 1877 году.
Рыцарь розы и креста — 18° в Древнем и принятом шотландском уставе. Первые упоминания о появлении этого градуса относятся к 1765 году.
Регулярное масонство — термин для обозначения соответствия масонской юрисдикции (ложи, великой ложи), неотъемлемым свойствам масонской организации (ландмаркам) и признания её законной масонской организацией со стороны других законных масонских организаций. Регулярное масонство самое большое направление в мировом масонстве, оно объединяет около 3 000 000 масонов по всему миру.
Провинциальные великие ложи являются административными подразделениями великой ложи. Под юрисдикцию Объединенной великой ложи Англии (ОВЛА) они являются региональными руководящими органами масонства в Англии, Уэльсе, Острова Мэн и Нормандских островов.
Подробнее: Провинциальная великая ложа
Великая ложа (англ. Grand Lodge) — головная организация, объединяющая символические (голубые, иоанновские) масонские ложи. Масонская великая ложа (также великий восток) является руководящим органом, который контролирует и регулирует отдельные ложи масонов в какой-либо конкретной географической зоне (как правило, соответствующей национальным границам или другим крупным административно-территориальным единицам). Некоторые из них большие, с тысячами членов, разделённых на сотни подчиненных лож. Другие...
Французский устав , или Современный устав, или Современный французский устав (фр. Rite français, ou Rite Moderne, ou Rite Moderne Français) был сформирован и кодифицирован в 1786 году во Франции. Напрямую происходя от изначальных обычаев масонства, он включает в себя старинные ритуальные традиции спекулятивного масонства. Устав был разделён на 7 градусов в Великом востоке Франции. Этот масонский устав практикуется в различных вариантах в нескольких французских послушаниях, в Европе и Латинской Америке...
Северная звезда — масонские ложи, первая из которых появилась в Риге в 1750 году, и две ложи Великого востока Франции во Франции и в России. Ложи были активны с 1924 по 2006 год.
Исследовательская ложа — это масонская ложа, деятельность которой посвящена исследованию масонства. Эта ложа, и в этом качестве, имеет хартию от какой-либо великой ложи, она не присваивает градусов, и ограничивает членство мастеров масонов в ней. Связанные с исследованиями ложи являются масонскими исследовательскими обществами, которые служат той же цели, но функции у них принципиально разные. Исследовательские ложи есть в большинстве стран, где существует масонство.
Масонские ландмарки представляют собой перечень принципов, которые многие вольные каменщики провозглашают как «древние и неизменные заповеди масонства». Вопросы «регулярности» великой ложи или великого востока оцениваются с точки зрения соблюдения ландмарок. Поскольку каждая великая ложа является самоуправляемой, без вышестоящего органа, осуществляющего полномочия всего масонства, то толкование этих принципов может различаться, что приводит к конфликтам, связанным с признанием. Разные масонские юрисдикции...
Масонство во Франции имеет долгую и непростую историю, в которой было большое количество, как слияний масонских послушаний, так и их разделений (расколов). Французское масонство насчитывает около 175 000 масонов и является вторым по численности после английского на европейском континенте.
Дикая ложа — организационное объединение масонов или просто профанов, заявляющих о себе как о масонской организации, не признаваемое за таковую со стороны других законных масонских организаций. Дикие ложи не имеют патент на право проведения работ от законной великой ложи, не соблюдают масонские традиции, конституции и регламенты.
В каждой масонской ложе избираются или назначаются офицеры ложи для исполнения необходимых обязанностей для поддержания жизни и работ ложи. Точный список должностей может варьироваться между разными великими ложами, хотя основные должности одинаковы и присутствуют, как правило, в большинстве лож.
Подробнее: Масонские должности
Масонская ложа (от англ. lodge — домик; сторожка, приют, далее от названия англ. stonemasons' lodge — строительная мастерская) — место, помещение, где собираются масоны для проведения своих собраний, чаще называемых работами.
Степень (или градус) — уровень членства в масонстве. В символическом масонстве есть только три степени: ученик, подмастерье и мастер. Каждая степень соответствует духовному развитию масона и уровню знаний, полученных им в масонской ложе. Для каждой степени есть набор свойственных ей символов и ритуалов масонства.
Подробнее: Масонские степени
Королевская арка (англ. Royal Arch Masonry) является первой частью системы масонских степеней Йоркского устава. Масоны королевской арки объединены в капитул королевской арки.
Исправленный шотландский устав (фр. Rite écossais rectifié) (ИШУ) — масонский христианизированный устав, появившийся в 1778 году в Лионе, во Франции. Он был окончательно принят на вильгельмсбадском конвенте, в 1782 году.
Масонский ритуал является согласованным сценарием слов и действий, которые выполняются во время проведения собрания в масонской ложе.
Масонские международные организации — это организации, которые объединяют великие ложи, ложи и масонов на основе общих принципов и ценностей в международные союзы и объединения.
Провинциальный великий мастер (англ. Provincial Grand Master) (ПВМ) — высшая масонская, офицерская должность в провинциальной великой ложе. Похожее название должности используется также в некоторых парамасонских организациях.
Великий мастер — руководитель масонской великой ложи. Он председательствует в великой ложе и имеет определенные права в учреждении лож, которые формируют его юрисдикцию.
Великая смешанная универсальная ложа (ВСУЛ) (фр. Grande Loge mixte universelle) является масонской организацией, появившейся в результате раскола с французской федерацией Le Droit Humain.
Ряд правительств разных государств относились к масонству как к потенциальному источнику оппозиции, из-за его секретного характера и международных связей. После основания современного спекулятивного масонства в Англии в 1717 году, несколько протестантских государств ограничивали деятельность масонских лож. Так, Голландия запретила масонские ложи в 1735 году; Швеция и Женева в 1738 году; Цюрих в 1740 году; Берн в 1745 году; в католических Испании, Португалии и Италии попытались подавить масонство...
Подробнее: Запрещение масонства
Мартинизм (фр. Martinisme, англ. Martinism, нем. Martinismus) — направление мистического и эзотерического христианства, чья доктрина описывает падение первого человека из Божественного в материальное, а также способ его возвращения в Божественное с помощью реинтеграции, или духовного просветления, достигаемого при сердечной молитве.
Древний и принятый шотландский устав (ДПШУ) (англ. Ancient and Accepted Scottish Rite) — один из широко распространённых масонских уставов. Он был основан в 1801 году в Чарльстоне (США) братьями Джоном Митчеллом и Фредериком Далхо на базе Великих конституций 1786 года, приписываемых Фридриху II Прусскому. Первоначально устав предназначался для градусов выше степени мастера, начиная с 4 градуса.
Привратник (или кровельщик) — офицерская должность внешнего или внутреннего охранника масонской ложи.
Милосердный рыцарь святого града (фр. Chevalier bienfaisant de la Cité sainte) или CBCS — степень в Исправленном шотландском уставе, введённая Жаном-Батистом Виллермозом в ходе реформирования Устава строгого соблюдения в 1778—1782 годах.
Стандартный шотландский ритуал (фр. Rite standard d'Écosse) (СШР) — масонский ритуал, который практикуется в Великой ложе Шотландии, в Великой национальной ложе Франции, и ещё в нескольких великих ложах.
Масонский храм — термин, который обычно используется в масонстве с несколькими связанными между собой значениями. Он используется для описания абстрактной духовной цели, концептуального ритуального пространства, образующегося при встречах масонов, и физически существующих помещений, в которых встречаются члены ложи. Когда речь идёт о здании, то используется также термин «масонский зал».
Масонология — это дисциплина, которая изучает масонство методами научного исследования.
Застольная ложа является масонским ритуалом, который проходит в торжественных случаях в виде банкета, как правило после собрания масонской ложи, в одном из оборудованных помещений масонского храма.
Александр Сергеевич Пушкин — название двух масонских лож, первая из которых появилась в Париже, в Великой ложе Франции, в 1991 году, и вторая, основанная в 1999 году, находящаяся под юрисдикцией Великой ложи России.
Масо́нство (франкмасо́нство, фр. Franc-maçonnerie, англ. Freemasonry) — движение, появившееся в 1717 году в виде тайного общества. Оно берёт своё начало из малоизвестных истоков в конце XVI — начале XVII века. Основной версией происхождения масонства считается версия о происхождении от средневековых строительных гильдий каменщиков, однако существуют теории о более древнем происхождении масонства, начало которого выводится от орденов тамплиеров или — в других версиях — от ордена розенкрейцеров. Название...
Международная масонская ассоциация (ММА) (фр. Association maçonnique internationale), это международная организация активно существовавшая между 1921 и 1950 годами и объединявшая различные великие ложи.
Общество розенкрейцеров Англии или Розенкрейцерское общество Англии (Societas Rosicruciana in Anglia, Rosicrucian Society of England) (SRIA) - это масонский эзотерический христианский орден, основанный Робертом Вентвортом Литтлом в 1865 году , хотя некоторые источники признают, что эта дата - 1866-67. Участники из числа подписавшихся на Мастеров Масонов Великой Ложи были в дружеских отношениях с Объединенной Великой Ложей Англии.
Великая независимая и суверенная ложа объединённых уставов (фр. Grande Loge indépendante et souveraine des Rites unis) (ВНСЛОУ) — смешанное масонское послушание, которое появилось в ходе разделения с Национальной французской ложей. Отличительной особенностью этой ложи является использование большого количества уставов при сравнительно небольшой численности.
Упоминания в литературе (продолжение)
Джеймс Андерсен, автор «Новой книги конституций» (или «Книги устава», как ее тоже часто называют), во втором издании ее, вышедшем в 1738 году, так рассказывает об основании Великой Лондонской ложи: «После торжественного въезда в Лондон короля Георга I и усмирения в 1716 году восстания[6] несколько лондонских лож решили сплотиться вокруг одного Великого Мастера (гроссмейстера) как центра единения и гармонии. Это были ложи „Гусь на вертеле”, „Корона”, „Под яблоней” и „Виноградная кисть” (по названию таверн, в которых они собирались)… Было решено устраивать ежегодные собрания всех четырех лож и каждые
три месяца – собрания Великой ложи, то есть всех должностных лиц каждой ложи во главе с Великим Мастером и Великими Надзирателями.
В сентябре 1992 года в Москву прибыла делегация из семи французских высокопоставленных масонов Великой Национальной Французской Ложи (в их числе были М.В. Гардер и великий секретарь Ив Трестурнель), которая 7 (8) сентября 1992 года инсталлировала, уже в Москве, регулярную
ложу «Гармония», получившую в списке Великой Национальной Французской Ложи № 698.
Третьим новым элементом викторианского интернационализма стал, как его тогда называли, принцип национальности. В наше время мы расцениваем национальную гордость и стремление к интернациональной гармонии и миру во всем мире как противоборствующие импульсы. Однако такой взгляд сформировался достаточно недавно: отношение к национализму значительно изменилось с момента
его появления как политической силы в континентальной Европе. В 1919 г. президент Вудро Вильсон побывал в Италии, прежде чем прибыть в Париж для участия в церемонии основания Лиги Наций. В Генуе под проливным дождем он произнес речь, стоя перед памятником одному из самых выдающихся уроженцев этого города. «Я безмерно рад, – сказал президент, – что мне выдалось принять участие в реализации идеалов, которым были посвящены его жизнь и работа». Монумент, возвышавшийся над ним, посвящался Джузеппе Мадзини (1805–1872) – одному из основоположников итальянской унификации, революционному агитатору, выступавшему против системы Меттерниха, и «святому апостолу» дела наций.
На протяжении пятисот лет имперское владычество Рима обеспечивало единый свод законов, гарантировало совместную оборону от внешнего врага и беспрецедентный уровень культуры. С окончательным падением Рима, обычно датируемым 476 годом нашей эры, империя распалась. В период, который историки называют Темными веками, пышным цветом расцвела ностальгия по утраченной универсальности. Видение гармонии и единства все больше отходило в ведение церкви. Согласно ее картине мироустройства, христианское население представало
единым обществом, управляемым двумя взаимодополняющими органами – гражданским правительством, «наследниками Цезаря», которые поддерживали порядок в мирской, преходящей сфере, и церковью, «преемницей Петра», которая проповедовала универсализм и абсолютные принципы спасения. Аврелий Августин, писавший свои теологические сочинения в Северной Африке в эпоху распада римских установлений, пришел к выводу, что временная политическая власть является легитимной в той мере, в какой она способствует богобоязненной жизни и посмертному спасению человеческой души. «Ибо есть две [власти], о, император и август, которыми по праву верховенства управляется этот мир: святой авторитет понтификов и царская власть. Из них тяжелее бремя священнослужителей, поскольку они и за самих царей будут давать Господу ответ на божественном суде»[6]. Так писал папа римский Геласий I византийскому императору Анастасию в 494 году. Реальный мировой порядок тем самым признавался недостижимым в посюстороннем мире.
В 1641 г. Коменский прибывает в Лондон и гостит в семье Гартлиба. Но… страна охвачена огнем гражданской войны и английскому парламенту не до развития образования и культуры, а потому грандиозным планам Коменского не суждено было осуществиться. Однако пребывание в Англии оказалось для него плодотворным: он успевает написать труд пансофического характера «Путь света», в котором развивает идею всеобщей гармонии и мира между народами. Великий мыслитель и просветитель
ставит вопрос о создании международного языка, об учреждении всемирного совета! И это в 17 веке!
В Америке же политические институты не претерпевали революционных изменений. Основные элементы английского государственного устройства XVII в. были вывезены в Новый Свет, укоренились там и получили новую жизнь как раз тогда, когда от них отказались на родине. Это было тюдоровское устройство и, следовательно, устройство в значительной мере средневековое. Век Тюдоров стал свидетелем определенных шагов в направлении модернизации английской политической жизни, в частности утверждения верховенства государства над церковью, роста сознания национальной идентичности и существенного усиления королевской власти и роли исполнительных учреждений. И все же даже в правление Елизаветы первостепенно важным был «фундаментальный фактор преемства со Средними веками»5. Шестнадцатый век, утверждает Краймс, наблюдал «зенит средневекового типа политического устройства». Изменения, произведенные Тюдорами, не влекли за собой «ломки ни основных принципов средневекового политического устройства, ни даже его структуры»6. В числе этих принципов
были идея органического единства общества и государства, гармония различных ветвей власти, подчинение правительства фундаментальному закону, переплетение правовой и политической сфер, баланс власти между королем и парламентом, взаимодополняющие роли этих двух учреждений в отношении представительства, действенность системы местного самоуправления и опора на милицию в деле охраны государственного порядка.
Во многом под влиянием идей Ш.-Л. Монтескье,
доктринеры были сторонниками английских порядков, английской конституционной системы. Очень часто их обвиняли в слепом подражании английской политической системе, в том, что они пытались перенести ее на неподготовленную французскую почву. Так, русский публицист Е. М. Феоктистов писал, что «внимательное изучение английской истории, вместо того, чтобы показать им разницу между этой страной и их собственным отечеством, воспитало в них, напротив, мысли о поразительном их сходстве в политическом отношении. Они видели, как в XVII веке английское государство было потрясаемо целым рядом переворотов, результатом которых было не уничтожение какого-либо из государственных элементов, а напротив, примирение между ними посредством взаимных уступок, определения взаимных их прав и окончательного торжества конституции»[74]. Гизо писал: «В Англии… аристократические и демократические классы долго боролись за власть, но вследствие удачного взаимодействия и благоразумия они смогли договориться и объединиться… В этом политическом согласии различных классов, в гармонии их взаимных прав и взаимовлияния, Англия обрела внутренний мир, величие, стабильность и свободу»[75].
Возвращение в Майнц стало невозможным. И потом, как можно было думать о гармонии Вселенной, когда революция каждый день заставляла сомневаться в ее
существовании? Теперь Меттерних сменил обучение практической деятельностью, помогая отцу и служа курьером между армией и австрийскими властями в Нидерландах. В 1791 году Франц Георг пошел на повышение, заняв пост министра-резидента в австрийских Нидерландах и Бельгии. Позже Клеменс хвастал, что отец был своего рода премьер-министром, разве что подчинялся приказам имперской канцелярии в Вене, которая управляла территориями, подвластными Габсбургской короне. Теперь Франц Георг находился на службе Австрии, а не Священной Римской империи, как это было прежде в Майнце. Вскоре эта разница в положении стала очевидной.
Население идеального государства разделено на три сословия, соответствующие трем началам человеческой души: разумное начало – философы, яростное начало – воины, вожделеющее начало – производители. Философы-правители
являются совещательным началом государства, воины являются защитным началом государства, производители – деловым началом государства. Платон предполагает справедливость, основанную на сословном разделении труда и общественных обязанностей. Причем Платон говорит о геометрической гармонии, геометрическом равенстве, которые можно построить, только соблюдая иерархию: философы руководят воинами и производителями, воины, в свою очередь, – только производителями. Получается треугольник, на вершине которого – философы.
Социальный порядок, по Конфуцию, заключался в том, что в государстве, как и в семье, старшие должны управлять, а младшие подчиняться и быть объектом заботы. Каждый должен знать свое место и выполнять положенные ему функции – только тогда и будет
достигнут высший порядок, а вместе с ним и желанная социальная гармония. Идеология Китайской империи утверждала неизбежность и необходимость иерархии в обществе и равенство между людьми признавала лишь как равенство возможностей в образовании, карьере или обогащении, т. е. как данность, устанавливаемую Небом. Для китайцев все общественные отношения определялись так называемыми пятью постоянствами человеческой жизни, а именно отношениями между правителем и подданным, отцом и сыном, мужем и женой, младшими и старшими, братьями и друзьями.
Значительное место в спектре политических направлений в России конца XIX – начала XX в. занимали либерально-конституционные идеи (Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев и др.). Чичерин выступал в своих научных трудах признанным теоретиком либерализма. Исходный пункт его взглядов заключался в утверждении того, что личность есть корень и определяющее начало всех общественных отношений, а формула политического идеала заключается в гармонии личности и государства, индивидуальной свободы и общего закона. Наиболее оптимальной формой, способной обеспечить гармонию, является, согласно Б.Н. Чичерину, конституционная монархия,
где монархия есть начало власти, народ в лице его представителей – начало свободы, аристократическое собрание – постоянство закона.
Рано возникшая и энергично культивировавшаяся идея индивидуализма (utilitas singulorum) не позволила пропасть в общественном союзе интересам отдельной личности. Римское право подразделялось на частное (jus privatum – наследственное, имущественное, семейное) и публичное (jus publicum – государственное, уголовное, финансовое). Рим, возглавлявший западную ветвь юридической цивилизации, все время искал
гармонию общинного и личного начал. Следственно, во-вторых, полновесное представление о римском праве не может ассоциироваться с какой-либо одной частью единого целого.
Видный русский юрист гр. Л. А. Камаровский (1846–1912) отмечал: идея мира – вечная для человечества, «…ибо мир означает ничто иное, как гармонию и порядок, царящие в общественной жизни существ разумных». Первым проявлением этой идеи он называет «политический завет» римлян – единое всемирное государство («Римский мир» – Рах Romana). В средние века, благодаря христианству, в сознании людей сформировался второй важнейший принцип в деле осуществления мира на земле – необходимость установления общечеловеческой нравственности или «Божьего мира» (Pax Dei). «Мечта
средних веков был мир под охраною [римского] папы и императора[1], – как представителей религиозного и государственного начала. В такой форме мир получал религиозный характер», – писал юрист-международник А. Н. Лодыженский (1851-?).
2. В начале ХХ в. произошли коренные перемены не только в политической и социально-экономической жизни страны, но и в духовном состоянии российского общества. Индустриальный бум предполагал новые условия и нормы жизни, которые шли вразрез с традиционными представлениями людей о высших ценностях. Интенсивное развитие материального производства нарушало установившуюся в течение столетий гармонию природы и человека, приводило к нивелировке человеческой индивидуальности, к стандартизации и унификации всех сторон человеческой деятельности. Это вызвало чувство растерянности, ожидание неминуемой скорой катастрофы. Прежние представления о человеческих ценностях – добре и зле, истине и лжи, прекрасном и безобразном – теперь оказались смешными, неправильными, ненужными, требующими срочного и радикального переосмысления. Эти процессы в разной степени затронули и философию, и науку, и литературу, и искусство. Подобные процессы переживали в свое время и другие страны, но в России поиски высшего духовного смысла, истины во все века проходили более болезненно, более остро, нежели в странах западной цивилизации. Расцвет культурной жизни в российском
обществе в это время стал беспрецедентным. Он затронул все виды творческой деятельности, вызвал к жизни прекрасные художественные произведения и научные открытия, указал новые направления творческого поиска, породил плеяду блестящих имен, ставших гордостью не только отечественной, но и мировой культуры, науки и техники. Этот социокультурный феномен стал известен в истории под названием Серебряного века русской культуры.
Видимость социальной
гармонии поддерживали созданные Временным правительством в Париже и других крупных городах национальные мастерские для потерявших работу и заработок ремесленников, торговых служащих, конторщиков, мелких предпринимателей [231]. Зачисленные в мастерские сводились в отделения, бригады, взводы, роты [774]. Всех участников этой «трудовой армии» за одинаковую плату в 2 франка в день должны были использовать на общественных работах под открытым небом: расчистке и мощении улиц, посадке деревьев, насыпке земляного полотна для строившихся железных дорог и т. п. Но работы для всех недоставало, в дни, не занятые делом, плату уменьшили до 1 франка. Вновь появилась масса недовольных людей, сочувственно отзывавшихся на социалистическую пропаганду и готовых к политическим действиям, тем более что национальные мастерские с их военизированной структурой представляли собой готовые боевые формирования, а сами рабочие, как национальные гвардейцы, имели оружие.
На протяжении первых восемнадцати столетий после Р.Х. Китай
был крупнейшей экономикой мира. При этом стоит заметить, что уникальная китайская цивилизация развивалась на протяжении более четырех тысячелетий, причем последние два тысячелетия – как унитарное государство «великой гармонии» и «пресвящённого абсолютизма».
Однако в самой большой степени самосознание русского народа проявлялось в литературе и искусстве. Ярким примером этому был союз русских художников и поэтов «Искусство и жизнь» (1921), впоследствии получивший название «Маковец» по имени горы, на которой, по преданию, Сергий Радонежский основал Троице-Сергиеву лавру. В манифесте участников «Маковца» говорилось о возрождении духовной сущности русского искусства, о новом реализме, который будет отражать не иллюстративные подробности, а гармонию и порядок, заложенные в мире и человеческой
душе. Среди членов Союза были такие художники, как М. Ларионов, С. Герасимов, В. Рындин, В. Чекрыгин, Л. Жегин, Н. Чернышев, А. Фонвизин, А. Шевченко.
Павел был поглощен главной целью – осуществить союз императора-рыцаря с вселенской церковью, чтобы вернуть всему миру утраченную гармонию. В его идеях причудливо переплелись имперские амбиции, стремление к гегемонии в Европе, и в то же время попытка найти идеологическую альтернативу революционным идеям, сплотить вокруг неё все силы старого мира. Так что Павел собирался воевать с революцией не только с помощью пушек, как в известном анекдоте. Его
идеологическая программа была гораздо сложнее и отличалась достаточной продуманностью.
1. Чтобы выйти из нынешнего печального экономического положения, ведущего Россию к разорению и гибели, необходимы три условия: во-первых, отменить нынешнюю золотую денежную систему, не отвечающую ни внутренним, ни международным потребностям России, и перейти к такого рода деньгам, которые как в качественном, так и в количественном отношении соответствовали бы нашим экономическим условиям, т. е. давали бы возможность правильно обставить народный труд и широко развить кредит, способствовали бы накоплению национальных капиталов и избавили бы нашу Родину от кабалы у международной биржи. Такими деньгами может быть или наша старая испытанная серебряная валюта, или бумажные деньги. Во-вторых, переустроить в полной между собой
гармонии правящие экономической жизнью народа и государства органы. В-третьих, начать совершенно иную экономическую и, в частности, финансовую политику.
Словом, открытие Коперника является на рубеже старой и новой Европы, его родина – на границе двух племен, славянского и германского, и сам он не то поляк, не то немец. Тут по
крайней мере есть известная гармония.
Для некоторых новый мировой порядок воплотится в эру стабильного мира, гармонии, справедливости и процветания. В этой книге я не буду описывать утопистов-мечтателей и их планы на будущие века. Типология их мышления – это пустые мечты поздней звезды первой величины Джона Леннона, чью песню «Вообрази себе» пели по всему миру сотни миллионов «слепых» подростков и молодых родителей, не вдумываясь в ее глубокий смысл. Леннон призывал слушателей представить себе мир, в котором не будет ни государств, ни религий, ни рая, ни ада, ни собственности, и каждый будет жить сегодняшним днем.
Идет время. Но природа и космос нас неизменно возвращают к началу, к первородителю, к истоку, к отцу. И сегодня для всех здравомыслящих людей становится все очевидней, что принцип морального и духовного руководства, осуществляемого
самым достойным, является единственным принципом, способным пробудить народ от спячки, вселить добрый порыв в души. Множество мнений, противоречащих друг другу, отстаивающих частные интересы, никогда не придут к гармонии без того, чтобы высшая воля и высший промысел не соединил их воедино. И это под силу лишь вождю. В нем сосредоточивается воля народа.
Легкость и изящество, с какими автор «Синопсиса» направляет внимание читателя и формирует у него правильную оценку событий, связность и логичность повествования, гармония между формой и содержанием, – все это определило особую роль этого труда в формировании русской исторической науки. На протяжении целого века «Киевский синопсис» исполнял роль учебника русской истории. А
затем, будучи оттеснен историческими трудами М.В. Ломоносова, М.М. Щербатова, В.Н. Татищева, Н.М. Карамзина и др., стал артефактом как русской истории, так и отечественной историографии.
Прокопович утверждал, что знание природы не направлено против христианских законов, поскольку Бог уважает тех, кто пытается изучить природу, и
вера является основой для ума, стремящегося к знанию. Он также отмечал, что истинное понятие причины кроется в понимании божественной гармонии природы, которая кажется благоухающей верой по аналогии с макро и микро-мирами.[63]