Будущее в фантастике

Будущее в фантастике обычно делят на «близкое» и «далекое». Эти образы функционально различны: тогда как близкое будущее является объектом предсказаний в дидактическом (утилитарном или морализующем) ключе, описания далекого будущего носят эсхатологический характер, поскольку имеют дело с конечной целью развития и предназначением человечества.

Отдаленное будущее начинает изображаться намного раньше: во второй половине XVIII века возникает просветительская утопия, ориентированная на выработанное просветителями же понятие прогресса (наиболее влиятельная из них — «Год 2440» Луи Себастьена Мерсье), которая уже в начале XIX века банализируется до показа «чудес техники» вне связи с социальной стороной (например, у Фаддея Булгарина).

Ближайшее будущее становится предметом литературы лишь тогда, когда зарождается понимание, что уже при жизни нынешних поколений возможны гигантские перемены, которые повлияют на жизнь каждого человека. Фантастика здесь примерно на двадцать лет опередила первые опыты научной футурологии: классическое произведение о будущей войне, «Битва при Доркинге» Джорджа Чесни (вызвавшее многочисленные подражания), вышло в 1871 году.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я