Связанные понятия
Багдадский метрополитен (араб. مترو بغداد) — строящаяся система наземно-надземных линий метрополитена в Багдаде. Метро соединит кварталы Багдада. В состав системы войдёт действующая с октября 2008 года 24-километровая линия пригородного поезда до южного предместья Багдада Доры, которую иногда уже именуют как метро.
Турецкое национальное движение (тур. Türk Ulusal Hareketi) — военно-политическое объединение турецких революционеров, оформившееся в 1920-е годы вокруг личности Кемаля Ататюрка. Движение выступало за превращение Османской империи в республику, против договора в Севре и раздела Анатолии. Основными идеями были кемализм, светскость, турецкий национализм, большое влияние оказала эпоха Танзимата.
Железная дорога Яффа — Иерусалим — железнодорожная линия, соединявшая Яффу и Иерусалим. Была построена во время османского господства над Палестиной французской компанией Société du Chemin de Fer Ottoman de Jaffa à Jérusalem et Prolongements. Была открыта в 1892 году. Первая железная дорога на территории нынешнего государства Израиль и одна из первых на Ближнем Востоке.
Армянский вопрос — комплекс проблем, связанных с положением армянского населения Османской империи во второй половине XIX — начале XX века. Понятие вошло в обиход в дипломатии и исторической литературе после Русско-турецкой войны (1877—1878).
Упоминания в литературе
БАГДАДСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА (Берлин – Багдад) – построена Германией в начале двадцатого века (западное плечо Великого Шелкового пути). Не смогла эффективно эксплуатироваться на всем протяжении из-за войн и региональных конфликтов. Впоследствии Советском Союзу и Китаю не удалось завершить строительство альтернативного пути через Казахстан. Предложенный ЕС проект Евро-Азиатской магистрали в обход России оказался еще более утопичным.
На рубеже XIX и XX столетий Балканы были одним из самых напряженных регионов Европы. Освободительная борьба балканских народов происходила на фоне острых противоречий между этими народами за раздел территорий. Общая взрывоопасная ситуация усугублялась борьбой великих держав за сферы влияния при подготовке будущего раздела османских европейских владений. Неудивительно, что Балканы, этот «пороховой погреб Европы», занимали значительное место в политике Англии, Франции и, в первую очередь, России и Австро-Венгрии. С конца XIX в. усиливается германское влияние на Османскую империю. Постепенно Германия, официально выступавшая гарантом неприкосновенности Турции, заняла господствующее положение в ее экономике и военной области. Получив концессию на строительство
Багдадской железной дороги , германское правительство прокладывало себе дорогу в сторону Персидского залива и открывало простор для дальнейшей экспансии. С проникновением германского капитала в турецкую экономику России удавалось только отклонять наиболее опасные для нее проекты – например, прокладку северного варианта Багдадской железной дороги на Диарбекир-Ван, которая могла непосредственно угрожать безопасности кавказских границ[8]. Усилия Англии, не согласной делиться позициями на Ближнем и Среднем Востоке, и Франции, претендовавшей на господство в Сирии и Палестине, были также направлены на борьбу с германскими амбициями. На Балканах шла борьба между Россией и Австро-Венгрией, которые имели там непосредственные территориальные интересы: России был необходим свободный выход через проливы в Средиземное море и гарантия безопасности черноморского побережья, Австро-Венгрии – выход в Эгейское море, что предусматривало подчинение западных регионов полуострова. Интересы Австро-Венгрии не ограничивались Адриатикой, а шли гораздо дальше – в сторону Македонии и важнейшего
В Берлине же был составлен проект мира, согласно которому Россия получала право на свободный проход военных кораблей через Проливы. У входа в Дарданеллы Россия должна была получить остров в Эгейском море для строительства военно-морской базы. России предоставлялась доля прибыли от эксплуатации
Багдадской железной дороги и т. д.
Связанные понятия (продолжение)
История железных дорог Боливии началась в XIX веке. В течение трёх десятков лет предпринимались безуспешные попытки построить железные дороги, которые могли бы связать различные регионы страны, дать импульс к развитию промышленности, торговли и сельского хозяйства, добыче и экспорту полезных ископаемых.
Дорога Ледо или дорога Стилвелла — дорога, проложенная союзными войсками в годы Второй мировой войны от города Ассам (Индия) до Бирманской дороги с целью возобновления поставок военных грузов в Китай после захвата в 1942 году Бирмы Японией. Второе название получила в честь американского генерала Джозефа Стилуэлла в 1945 году по предложению Чан Кайши.
Новый шёлковый путь (Евразийский сухопутный мост — концепция новой паневразийской (в перспективе — межконтинентальной) транспортной системы, продвигаемой Китаем, в сотрудничестве с Казахстаном, Россией и другими странами, для перемещения грузов и пассажиров по суше из Китая в страны Европы.
Вели́кий шёлковый путь — караванная дорога, связывавшая Восточную Азию со Средиземноморьем в древности и в Средние века. В первую очередь использовался для вывоза шёлка из Китая, с чем и связано его название. Путь был проложен во II веке до н. э., вёл из Сианя через Ланьчжоу в Дуньхуан, где раздваивался: северная дорога проходила через Турфан, далее пересекала Памир и шла в Фергану и казахские степи, южная — мимо озера Лоб-Нор по южной окраине пустыни Такла-Макан через Яркенд и Памир (в южной части...
Оренбургская железная дорога — общее название двух существовавших в разное время железнодорожных организаций: частной в 1877–1893 гг. и государственной в 1934–1959 гг.
Владивосток — исторический и культурный центр Приморья России. Город был основан как военный пост Владивосток (от «владеть Востоком») в 1860 году, в 1880 году получил статус города. С 1888 года — административный центр Приморской области, с 1938 года — Приморского края.
Подробнее: История Владивостока
Великий Северный железнодорожный путь — это общее название многочисленных вариантов неосуществлённого проекта железной дороги, соединяющей берег Баренцева моря с водными магистралями Западной Сибири с дальнейшим продолжением на восток до Татарского пролива. Проект возник в начале XX века. Причиной возникновения проекта была необходимость связать будущие промышленные районы в бассейне рек Печора и Обь с морским портом в Мурманске или Архангельске. Со временем идея стала развиваться, и маршрут продолжили...
Европейский пикник (нем. Paneuropäisches Picknick, венг. Páneurópai piknik) — демонстрация мира на австрийско-венгерской границе вблизи города Шопрона 19 августа 1989 года. С согласия обеих стран пограничные ворота на старой Братиславской дороге между деревнями Санкт-Маргаретен и Шопронкёхида открыли символически на три часа. На этом же месте австрийский министр иностранных дел Алоиз Мок и его венгерский коллега Дьюла Хорн 27 июня 1989 совместно разрезали пограничный забор, чтобы подчеркнуть начатую...
Берлинский воздушный мост (нем. Berliner Luftbrücke) — название операции западных союзников по авиаснабжению Западного Берлина продовольствием во время блокады города со стороны СССР. Берлинский воздушный мост просуществовал с 24 июня 1948 года по 12 мая 1949 года.
Германо-китайское сотрудничество (нем. Chinesisch-Deutsche Kooperation; кит. упр. 中德合作, пиньинь: Zhōng-Dé hézuò, палл.: Чжун-Дэ хэцзо) — сотрудничество между Китайской Республикой и Германией в 1911—1941 годах. Оно сыграло важную роль в модернизации китайской промышленности и национально-революционной армии непосредственно перед началом Второй японо-китайской войны. Существование Китайской республики, после падения в 1912 году династии Цин, было сопряжено с мятежами генералов на окраинах и иностранными...
Мамила (Мамилла, ивр. ממילא) — район Иерусалима, основанный в конце XIX века за пределами Старого города, к западу от Яффских ворот. До 1948 года это был смешанный еврейско-арабский деловой район. Между 1948 и 1967 годами он располагался вдоль линии перемирия между израильским и иорданским секторами города, и многие здания были разрушены в результате обстрела Иорданией. После Шестидневной войны правительство Израиля одобрило проект по обновлению города Мамиллы, распределив земельные участки под...
Автомагистрали Германии , автобаны (нем. Autobahn) — сеть скоростных автомагистралей в Германии. По состоянию на 1 января 2018 года их общая протяжённость составляет 13 009 км — это 4-я по протяжённости национальная сеть скоростных автодорог в мире, после Системы высокоскоростных автодорог в Китае (136 000 км), Системы межштатных автомагистралей (англ. Interstate Highway System) в США (77 556 км) и системы автомагистралей (исп. Autopistas y autovías) в Испании (17 109 км). Официальное название в Германии...
Карта Першинга (англ. Pershing Map) была первым проектом национальной сети скоростных автодорог США. Большое количество дорог, которые были предложены в проекте, позже вошли в Систему межштатных магистралей.
Танковое противостояние у КПП «Чарли» известное также как Танковое противостояние на Фридрихштрассе или Инцидент у КПП «Чарли» — эпизод Берлинского кризиса 1961 года и Холодной войны в виде бесконтактного противостояния между вооруженными силами СССР и США. Поводом послужило сооружение и укрепление властями ГДР Берлинской стены в течение августа-октября 1961 года и желание американского военного командования в Западном Берлине разрушить эти укрепления. В результате чего на границе Восточного и Западного...
Доро́га — путь сообщения для передвижения людей и транспорта, составная часть транспортной (дорожной) инфраструктуры государства или страны.
Больша́я игра ́ (англ. Great (Grand) game, другое русское название — Война тене́й) — геополитическое соперничество между Британской и Российской империями за господство в Южной и Центральной Азии в XIX — начале XX в.
В настоящий момент железнодорожное сообщение в Южной Осетии отсутствует. С 1940 года по 1991 год по территории Южной Осетии проходила линия Гори — Цхинвали Закавказской железной дороги. В 1991 году движение было прекращено из-за обострения грузино-осетинского конфликта и впоследствии так и не было восстановлено.
Подробнее: Железнодорожный транспорт в Южной Осетии
История Омана — история Султаната Оман, а также существовавших ранее на территории этой страны других государственных образований и иных человеческих общностей.
Волгодонская переволока (Царицынский перевоз) — древний торговый и военный путь по кратчайшему расстоянию (около 70 километров) между Волгой и Доном на территории современной Волгоградской области, на котором грузы и корабли перетаскивались вручную или с помощью гужевого транспорта. Существовал с I тысячелетия нашей эры до 1952 года, когда транспортную связь между реками стал исполнять Волго-Донской канал.
История Берлина берёт своё начало задолго до первого документального упоминания, ещё в доисторический период берлинского региона. Свидетельства этого древнего этапа заселения региона представлены в берлинском Музее доисторического периода и ранней истории, а также в исторической реконструкции деревни-музея Дюппель, где также демонстрируются средневековые ремёсла.
Великий колёсный путь (англ. Great Trunk Road (GTR), Shah Rah-e-Azam, урду شاہراہ اعظم, Sadak-e-Azam или Badshahi Sadak) — старинная дорога в Южной Азии длиной свыше 2500 км, которая проходит по северной части Индийского субконтинента от Бангладеш до Пешавара в Пакистане и Кабула (Афганистан). Вдоль дороги стоят города Калькутта, Бенарес, Дели и Лахор.
Первая трансконтинентальная дорога США строилась в 1860-х годах и связала между собой центральные и западные штаты страны с калифорнийским побережьем Тихого океана, отвоёванным у Мексики в 1845—1848 годах.
Столица мира Германия (нем. Welthauptstadt Germania) — новое название для города Берлина, который к середине XX века по планам Адольфа Гитлера и его архитектора Альберта Шпеера должен был стать столицей мира. На немецком языке «Германия» — латинизированное имя женского образа страны Германии, аллегория германской нации, а сама страна называется Дойчланд (нем. Deutschland). Чтобы соответствовать своему статусу, город должен был приобрести новый облик согласно принятому «Общему плану застройки имперской...
Главное общество российских железных дорог — основано 26 января (7 февраля) 1857 года, согласно указу императора Александра II, для постройки в Российской империи в течение десяти лет сети железных дорог и их эксплуатации в течение 85 лет.
«Война супника » (нидерл. Keteloorlog или Marmietenoorlog) — военное противостояние между войсками нидерландской Республики Соединённых провинций и Священной Римской империей 8 октября 1784 года. Конфликт получил такое название, потому что единственный выстрел, сделанный на этой войне, уничтожил только супник с супом.
Бирманская дорога — дорога, соединяющая Мьянму с Китаем. Расположена между городами Куньмин (Китай) и Лашо (Мьянма). В ходе Второй мировой войны Бирманская дорога являлась основным источником американской помощи блокированному Китаю.
Япония в эпоху модернизации представляла собой государство, в короткие сроки переходящее от феодализма к современному индустриальному обществу.
Железнодорожный транспорт — один из основных видов транспорта в Сербии, объединяющий все крупные города страны, а также соединяющий Сербию со многими государствами Европы, в том числе и с Россией.
Тонне́ль под Бе́ринговым проли́вом (англ. Bering Strait tunnel) — проект соединения Евразии и Северной Америки (Чукотки и Аляски) железнодорожным тоннелем, протяжённостью 86 км, под Беринговым проливом.
Строительство железной дороги вдоль побережья Чёрного моря планировалось ещё в XIX веке. Строительство линии Туапсе — Сочи началось во время Первой мировой войны и было завершено в 1923 году, несмотря на проблемы, вызванные Гражданской войной. В 1927 году была проложена ветка Сочи — Адлер, в 1940 году — линия Сенаки — Сухуми с ответвлением Очамчира — Ткварчели. В 1942 году после строительства линии Адлер — Сухуми через Абхазию было открыто сквозное рабочее движение поездов, в 1943 году была сдана...
Подробнее: Железнодорожный транспорт Абхазии
Железнодорожный транспорт Франции — сеть железных дорог во Франции, находящаяся в собственности «Réseau Ferré de France» (RFF) и под управлением «Национальной компании французских железных дорог» (SNCF).
Тропа Санта-Фе — название маршрута через центральную часть США, существовавшего в XIX веке и связывавшего Франклин, штат Миссури, с Санта-Фе, штат Нью-Мексико. Проложенная в 1821 году Уильямом Бекнеллом, эта дорога была жизненно важным торговым и военным маршрутом до строительства железной дороги в Санта-Фе в 1880 году. Санта-Фе находилась около конца дороги Камино-Реал-де-Тьерра-Адентро, которая вела на юг, к Мексике. Тропа Санта-Фе активно использовалась американскими войсками в 1846 году, в первую...
Тройственная интервенция (фр. Triple intervention, нем. Intervention von Schimonoseki) — заявления Германии, России и Франции, сделанные Японии 11 (23) апреля 1895 год с требованием пересмотреть условия Симоносекского мирного договора с Китаем, заключенного по итогам японо-китайской войны. Привели к отказу Японии от аннексии Ляодунского полуострова, в обмен на дополнительную контрибуцию со стороны Китая в размере 30 миллионов таэлей.
Нижний Новгород был основан князем Юрием Всеволодовичем в 1221 году. Его жители, под предводительством старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, собрали ополчение для освобождения Москвы от польских захватчиков в 1611 году. Город был главным международным торговым центром России с 1817 года. В советский период был переименован в Горький, в честь писателя Максима Горького, и являлся закрытым индустриальным городом Советского Союза. Во время Великой Отечественной войны, на протяжении трёх...
Подробнее: История Нижнего Новгорода
История Санкт-Петербурга начинается с 1703 года. Тогда начали строить петропавловскую крепость. За всё время своего существования он успел побывать столицей трёх государств, трёх революций и имел три разных названия. Основателем города является Пётр I — первый российский император. Он же сделал Санкт-Петербург столицей нового государства — Российской империи. Во времена Великой Отечественной войны город пережил тяжёлую блокаду.
Мон-Сенисский тоннель (фр. tunnel ferroviaire du Mont-Cenis), он же тоннель Фрежюс (фр. tunnel ferroviaire du Fréjus) — первый железнодорожный тоннель через Альпы, соединивший Италию и Францию. Проходит под горным массивом Мон-Сенис недалеко от перевала Фрежюс (фр. Fréjus). С итальянской стороны у входа в тоннель находится город Бардонеккья, с французской — коммуна Модан. Длина тоннеля 13 км.
Советско-финская война (1941—1944) (в русскоязычных источниках — обычно Советско-финский фронт Великой Отечественной войны, в финской историографии — «Война-продолжение» ). В ходе войны Финляндия выступила на стороне стран Оси с целью отторжения территории у СССР до «границы трёх перешейков» (Карельского, Олонецкого и Беломорского).
Луизиана (хорв. Lujzijana) — историческая дорога в Хорватии. Она была сооружена во времена Австро-Венгерской монархии, чтобы заменить старую и очень извилистую дорогу Каролина. Дорога Луизиана соединяет внутреннюю часть Хорватии с побережьем. Она была проложена через гористую местность между городом Карловац (Карлштадт) и основным адриатическим портом Риека (Фиуме). Строительством дороги руководил Йосип Филипп Вукасович.
Колониальная экспансия Габсбургской монархии — Австрийской (с 1867 года Австро-Венгерской) империи — совокупность нескольких попыток этой мировой державы наладить свою прибыльную заморскую колониальную торговлю и обзавестись собственными колониями.
Сове́тско-финля́ндская война ́ 1939—1940 годов (Советско-финская война, фин. talvisota — Зи́мняя война, швед. vinterkriget) — война между СССР и Финляндией в период с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года.