Связанные понятия
Махасиддхи — традиционное название в индуизме и буддизме людей, достигших в процессе психопрактик сверхспособностей — сиддхи.
Сарма (тиб. གསར་མ, Вайли gsar ma) — школы «нового перевода» в тибетском буддизме. Возникли во время второй волны распространения буддизма в Тибете и опирались на тексты переведенные с X по XIII века. К ним относятся...
Сне́жный лев (тиб. གངས་སེང་གེ་, Вайли gangs seng ge, рус. транслит. ган сэнге; монг. цаст арслан) — персонаж буддийской мифологии, небожитель, верный слуга будд и бодхисаттв. Наделён такими качествами, как отвага, решимость и жизнерадостность.
Нартáнг – первое буддийское издательство в СССР и затем в России. Основано в 1990 году советским и российским буддологом и переводчиком, кандидатом исторических наук Андреем Терентьевым. Специализируется на издании книг по буддизму и истории Тибета.
Подробнее: Нартанг
Молитвенные флаги (Dar Cho) — нити с прямоугольными цветными кусками ткани, зачастую протянутые между горными пиками, иногда — с напечатанными (с деревянных досок) текстами и изображениями, предназначенные для защиты от зла и благословения местности.
Подробнее: Молитвенный флаг
Куньцюй (кит. упр. 崑曲, пиньинь: Kūnqǔ), Куньшаньская опера — старейшая из дошедших до наших дней разновидностей китайской оперы (классической музыкальной драмы).
Тибетская астрология (Вайли: tsis) — традиционное тибетское учение, сочетающее в себе элементы китайской и индийской астрологии. Будучи тесно связанной с традиционной тибетской медициной, является важной частью тибетской культуры.
Первые известные тексты относятся к третьей четверти V века или к началу VI века. Они были найдены в южных районах и свидетельствуют о тех постройках, которые не дошли до наших дней, так например надписи в Неак Та Дамбанг Дек о сооружение идолов.
Подробнее: Искусство кхмеров
Хуци́нь (кит. 胡琴, пиньинь: húqin) — китайский струнный смычковый музыкальный инструмент, род скрипки.
Пятый буддийский собор (бирм. ပဉ္စမသင်္ဂါယနာ) состоялся с 14 апреля по 9 сентября 1871 года в городе Мандалай, столице Бирманского королевства, при царе Миндоне.
Да́мару (санскр. डमरू) или да́мру — маленький двухмембранный барабан в Индии и Тибете, имеющий форму песочных часов.
Гучжэн (кит. упр. 古筝, пиньинь: guzheng) — традиционный китайский инструмент. Принадлежит к семейству цитры, родственен кото и цисяньцинь. От последнего отличается количеством струн и конструкцией струнодержателя.
Пратьекабудда (санскр. प्रत्येक बुद्ध, pratyekabuddha IAST, пали: paccekabuddha, «отдельный будда») — один из типов высших личностей в буддизме наряду с типами Будды, архата и бодхисаттвы. Это тот, кто достиг нирваны совершенно самостоятельно, не вступая в буддийскую общину. Пратьекабудда живёт уединённо, не проповедует учение и не обладает всеведением. Присутствие этого слова в Трипитаке и каноне джайнов-шветамбаров и совпадение ряда имён пратьекабудд дают основание предположить заимствование понятия...
Юэцинь (кит. 月琴, пиньинь: Yuèqín) — традиционный китайский струнный щипковый музыкальный инструмент, использующийся как самостоятельно, так и в качестве аккомпанемента в пекинской опере и для танцевальных песен. Также используются названия: Лунная лютня, Лунная гитара, Китайская лютня.
Обычный
буддийский алтарь состоит из нескольких групп объектов. Самыми важными являются три объекта, которые представляют тело, речь и ум Будды. Из них состоит базовый алтарь. Первым из этих объектов является статуя Будды или бодхисаттвы, которая помещается в центре. Вторым объектом является сакральный текст, символизирующий речь Будды. Он завёрнут в тёмно-красную или жёлтую ткань и располагается слева от Будды. С правого бока алтаря размещается ступа, как символ ума Будды. Вместо каждого из этих...
Три тела Будды , Трика́я (санскр. त्रिकाय, trikāya IAST, кит. 三身, сань шэнь — «три тела») — триединая сущность, или три способа бытия Будды. Согласно учению махаяны, Будда проявляет себя в трех аспектах.
Дэнгаку (яп. 田楽, «сельские игры», «сельская музыка», «музыка полей») — средневековое японское представление, рассказывающее о борьбе за контроль над сельскохозяйственными полями между силами добра и зла. Первое подробное описание данного действа приводится в хронике «Эйга-моногатари».
Гуманистический буддизм (кит. 人間佛教) — современное течение буддизма, берущее начало в китайском буддизме. Гуманистический буддизм, также иногда называемый ангажированным буддизмом, концентрирует свое внимание не на ритуалах и закрытой монашеской жизни, а на активности в обществе, стремясь приносить ему пользу. Ритуалы и молитвы для гуманистического буддизма отошли на второй план, в то время как забота о других и окружающем мире стала основной практикой. Важной чертой гуманистического буддизма является...
Бо́нза (фр. bonze, от яп. 坊主, бо: дзу) — в Японии и прочих странах Азии название главного монаха в храме. В европейской литературе этим словом называли любого буддистского монаха (члена сангхи) вне зависимости от его ранга. В частности, в английской литературе до середины XX века словом bonze называли монахов из Восточной Азии и Французского Индокитая; в современных публикациях это слово употребляется редко. Правильное общее название для буддистского монаха — бхикшу.
«Запи́ски о по́исках ду́хов » (кит. трад. 搜神記, пиньинь: Sōu shén jì, палл.: Соу шэнь цзи) — произведение китайской литературы IV века. Автором считается Гань Бао, бывший ранее правителем округа Шиань и историком при дворе императора из династии Цзинь.
Самбхогакая (санскр. संभोगकाय - среднее из трёх тел Будды, «тело блаженства» или «божественное тело») — образ Будды, постижимый в глубокой медитации. В этой мистической форме Будда проявляет себя, чтобы дать глубокие поучения бодхисаттвам и йогинам.
Баулы (бенг. বাউল, хинди बाऊल) — бенгальские менестрели-мистики. Баулы одновременно являются синкретическим религиозным движением бхакти и музыкальной традицией. Представляют собой крайне неоднородную группу, имеющую множество ответвлений. Большинство баулов являются либо вайшнавами, либо суфиями. Баулов можно узнать по специфическому стилю одежды и особым музыкальным инструментам. Об их происхождении известно крайне мало. Первые упоминания о баулах можно встретить в бенгальских текстах XV века...
Юа́ньская дра́ма (от имени династии Юань) или Цзацзюй (кит. трад. 雜劇, упр. 杂剧, пиньинь: Zájù, буквально: «Смешанные представления») — классический жанр средневекового китайского театра, составивший главное литературное достояние Китая династии Юань (XIII-XIV века) и послуживший основой для школ традиционного китайского театра, в том числе Пекинской оперы.
Буддийская декламация — это формы музыкального стиха или заклинания, в некоторых отношениях аналогичные индуистским, христианским и еврейским религиозным декламациям. Они существуют почти во всем буддийском мире, начиная от храмов в Таиланде до тибетских буддийских храмов в Индии и Тибете. Почти все буддийские школы имеют собственные традиции декламации.
Намбуди́ри (малаял. നമ്പൂതിരി, nambũdiri IAST) — каста индуистских брахманов в Керале, высшая каста южноиндийского дравидоязычного народа малаяли. Намбудири считаются наиболее ортодоксальными из всех брахманских каст Индии. Намбудири совершают храмовые ритуалы, основываясь на Тантра-виддхи — сложной и древней ветви тантры, которая существует только в Керале. Намбудири также служат главными жрецами во многих известных храмах по всей Индии (например в храме Бадринатха). Намбудири следуют консервативным...
«Махавасту » (санскр. महावस्तु, Mahāvastu IAST, «Великая история») — текст школы раннего буддизма локоттаравада. Преподносится как историческое введение к винае, т. е. той части буддийского учения, которое касается монашеской дисциплины. Основное содержание касается жизней Будды, в том числе событий от вхождения его во чрево королевы Майи вплоть до просветления, и возникновения монашеского сообщества. Часто повествование прерывается джатаками, аваданами и нравоучениями, отражающими среди прочего рост...
Простирания (поклоны) — одна из форм буддийской практики. Это психо-физические упражнения, сочетающие физическое действие (полный земной поклон с простиранием всего тела практикующего) и различные техники работы с сознанием, в первую очередь, техники визуализации Учителей, Будд, Бодхисаттв, йидамов и защитников, перед которыми и осуществляется простирание. Цель совершения этой практики — обуздание собственного ума, очищение накопившейся негативной кармы и приобретение благих заслуг. Как и во всех...
Я́тра (санскр. यात्रा, Yātrā IAST, «путешествие», «процессия») — санскритский термин, которым в индуизме называют паломничество в святые места (такие как места слияния священных рек, святые места, ассоциируемые с «Махабхаратой» и «Рамаяной» и др.). Ятры являются групповым паломничеством. Тех, кто участвует в ятре, называют ятри. Ятра — это один из ритуалов камья — для индуиста, его совершение желательно, но не обязательно. Ятры проводят по разным причинам: празднование религиозного фестиваля, совершение...
Лосар (тиб. ལོ་གསར་; Вайли: lo-gsar; буквально: Новый год; кит. трад. 洛薩, упр. 洛萨, пиньинь: Luòsa или кит. трад. 羅皇節, упр. 罗皇节, пиньинь: Luóhuángjié) — тибетский праздник Нового года. Празднуется согласно тибетскому традиционному календарю, начиная с первого дня первого лунного месяца. Связан с чередой очистительных обрядов в канун наступления, и с благопожеланиями начиная с первого дня Нового года. Праздничными являются первые две недели после Нового года. Двухнедельный новогодний цикл завершает...
Буддийская мифология — «комплекс мифологических образов, персонажей, символики, связанных с религиозно-философской системой буддизма». Буддийская мифология возникла в VI—V вв. до н. э. в Индии и широко распространилась в Южной, Юго-Восточной и Центральной Азии и на Дальнем Востоке.
Мощи в буддизме — останки высших иерархов в буддизме или лиц, достигших просветления. Являются объектами поклонения верующих.
Китайский буддийский канон ( китайская трипитака) - каноническое собрание буддийских текстов, восходящих как к тхераваде (например, Милинда паньха не содержится в тибетском каноне, но содержится в китайском - китайский перевод немного разнится от палийского текста, находящегося в Типитаке - каноне тхеравадинов), так и к махаяне. Китайский канон был востребован преимущественно среди буддистов разных школ махаяны. (Буддизм. Словарь. М.1995). Китайский канон послужил основой для японского буддизма и...
Цзинху (кит. 京胡, пиньинь: Jīnghú) — традиционный китайский струнный музыкальный инструмент, использующийся как аккомпанемент в пекинской опере. Также иногда используется название — Пекинская скрипка.
Танка , тхангка, кутханг (тиб. - ཐང་ཀ་ - свиток) — в тибетском изобразительном искусстве изображение, преимущественно религиозного характера, выполненное клеевыми красками или отпечатанное на шелке или хлопчатобумажной ткани, предварительно загрунтованной смесью из мела и животного клея.
Кам , также встречается написание Кхам (тиб. ཁམས་; ; Вайли: khams; упрощённый китайский: 康巴; пиньинь: Kāngbā) — юго-восточная из трех исторических областей Тибета, наряду с У-Цангом (включая Нгари) и Амдо. Кам — часть Тибетского государства в тех границах, на которых настаивает тибетское правительство в изгнании. Это огромный нагорный регион, «страна четырёх рек и шести горных кряжей», населённый 14 народами, говорящими на разных языках. Основное население составляют тибетцы, говорящие на камском...
Бон (тиб. བོན་, Вайли bon, произношение (лхасский диалект): , кит. 苯教/本教/钵教) — национальная религия тибетцев, которые отличают её от тибетского буддизма, хотя и используют многие общие с ним термины и учения. Религия Бон в её нынешнем виде возникла в X-XI столетиях . Хотя в бонских текстах содержатся мифы о существовании данной религии до проникновения буддизма в Тибет, а приверженцы современной религии Бон утверждают, что их религия тождественна добуддистской тибетской религии, западные учёные считают...
Китайская опера (кит. трад. 中國戲曲, упр. 中国戏曲, пиньинь: Zhōngguó xìqǔ, палл.: Чжунго сицюй) — вид музыки, соединяющий в себе драму и мюзикл, очень популярный в Китае, где корни оперы восходят к III веку н. э..
Праздник двойной девятки или Праздник двух девяток (кит. упр. 重九, пиньинь: Chóngjiǔ, также кит. трад. 重陽節, упр. 重阳节, пиньинь: Chóngyángjié, в Гонконге англ. Chung Yeung Festival, во Вьетнаме вьетн. Tết Trùng Cửu) — традиционный осенний праздник в Китае. Отмечается в девятый день девятого месяца китайского традиционного календаря.
Дхармараджа — термин в буддизме и индуизме, означающий «повелитель закона» (санскр.: «дхарма» — закон, учение, «раджа» — царь, князь). Одно из духовных званий в тибетском буддизме.
Корейский танец берёт начало из ранних шаманских ритуалов пятитысячелетней давности и сегодня варьирует от народного танца до разных форм адаптированного современного танца.
Пекинская опера (кит. трад. 京劇, упр. 京剧, пиньинь: jīngjù, палл.: цзинцзюй) — одна из наиболее известных форм традиционной китайской оперы как в Китае, так и в остальном мире. Возникла в конце XVIII века и полноценно сформировалась к середине XIX века. Сочетает в себе музыку, вокальные партии, пантомиму, танцы и акробатику. С 2010 года включена в Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.
Няняк (вьетн. Nhã nhạc, тьы-ном 雅楽), также хюэская придворная музыка, — наиболее популярная разновидность вьетнамской придворной музыки времён от Чанов до Нгуенов, в правление последних няняк достигла вершины своего развития. В понятие «няняк» входят также разнообразные танцы с широким ассортиментом аксессуаров, которые существуют по сей день. Большинство таких танцев посвящены пожеланиям долгой жизни императорам и процветания их владениям. Классическую музыку также исполняют в храмах в честь богов...
Многонациональность
Малайзии , а также множество религий и языков, распространенных здесь, способствовали культурному разнообразию страны. Коренное население, называемое здесь «Оранг-Асли», малайцы, китайцы, индийцы — все эти народы, проживающие в стране, привнесли свой вклад в её культуру. Длительное присутствие в регионе европейцев и арабов также наложило свой отпечаток. Подобно соседнему Сингапуру, о Малайзии часто пишут, называя её «Азией в миниатюре».
Ёхор (бур. Ёохор) — народный танец-хоровод у бурят. Распространён во всей этнической Бурятии.
Театр масок Кхон (тайск.: โขน) – это зрелищная танцевальная драма в масках, объединяющая в себе несколько форм искусства (драму, музыку, живопись, скульптуру, ремесла) со сценами из тайского национального эпоса Рамакиен – версии древней индуистской эпической поэмы Рамаяны. Кхон является одним из древнейших театральных жанров. Первоначально Кхон исполнялся исключительно при дворе для крупных королевских мероприятий, а королевская труппа состояла исключительно из мужчин, которые исполняли и женские...
Пхансори — жанр народной корейской музыки, который часто называют «корейской оперой». Обычно в представлении участвуют двое: певец, сориккун (кор. 소리꾼) и барабанщик, косу (кор. 고수), одетые в ханбок. Слово «пхансори» происходит от пхан, что значит «место, где собираются люди» и сори, что значит «песня» или «пение». Повествование сориккуна включает пение, речь и жестикуляцию, единственные аксессуары — носовой платок и веер. Аудитория также принимает участие в исполнении, комментируя происходящее и...
Двенадцать уйгурских мука́мов (уйг. ئۇيغۇر ئون ئىككى مۇقامى ) — это единый цикл или ряд протяженных музыкально-поэтических произведений, шедевр средневекового уйгурского музыкального искусства. Синтезируя в себе традиционную песенно-инструментальную музыку и танцы, изустно-профессиональную музыку и поэзию, уйгурские мукамы являются неотъемлемой частью искусства макамат.
Музыка Афганистана — народные и популярные музыкальные произведения. Для Афганистана характерно сложное переплетение музыкальных культур различных народов, издавна населявших страну: пуштунов, таджиков, узбеков, туркмен, белуджей, памирцев и других.
Мак йонг (малайск. makyung ) — разновидность традиционного театра, сочетающего танец, пение и драму.
Академическая китайская опера (кит. трад. 當今古典歌劇, упр. 当今古典歌剧, пиньинь: dāngjīn gŭdiăn gējù) — музыкальный оперный жанр, следующий европейским оперным традициям. Не следует путать с формами традиционной китайской оперы.