Связанные понятия
Репетиция (от лат. repetitio — повторение) — тренировка театрального или иного (например, музыкального, циркового) представления, как правило, без зрителей. Осуществляется для того, чтобы отточить профессиональные навыки или лучше подготовиться непосредственно к публичному выступлению.
«Леге́нды Ре́тро FM » — ежегодный международный музыкальный фестиваль в Москве и Санкт-Петербурге, — крупнейший внеэфирный проект, организованный радиостанцией «Ретро FM» и главный фестиваль ретро музыки, который является одним из самых масштабных и лучших постановочных шоу-программ в России. Участники фестиваля — российские и зарубежные популярные исполнители 1970-х, 1980-х и 1990-х годов. Особенностью фестиваля является то, что ежегодно в нём выступают не только действующие, но и воссоединяются...
Гастро́ли , ранее «га́строль» (нем. Gastrolle, от Gast — «гость» и Rolle — «роль») — выступление артиста или коллектива артистов вне места его постоянной деятельности — на чужой сцене в другом районе, городе, регионе или государстве.
Конце́рт (лат. concerto — состязаюсь) — публичное исполнение музыкальных, балетных и эстрадных номеров.
«Пришла́ и говорю ́» — концертная программа 1984—1985 годов Аллы Пугачёвой. Автором сценария и режиссёром-постановщиком программы выступила сама Алла Пугачёва. Название программы определила одноимённая песня Аллы Пугачёвой на стихотворение Беллы Ахмадулиной «Взойти на сцену». Премьера программы состоялась в 2 июня 1984 года в Москве в СК «Олимпийский». Затем в течение 1984—1985 годов певица представила её зрителям Ленинграда, Еревана, Донецка и Владивостока.
Упоминания в литературе
«Театр пользовался успехом у москвичей. Ежедневно игралось по два спектакля – в 19.30 и в 22 часа. Если на первых сеансах бывал порой некоторый недобор, то вторые всегда шли с
аншлагом . В ложе театра можно было видеть А. Таирова, А. Коонен, А. Тарасову, В. Катаева, Ю. Олешу, С. Эйзенштейна и многих других артистов, писателей, режиссеров.
Потом была Москва, первый сольный концерт в театре «Эрмитаж» в 1897 году, множество героинь оперетт и музыкальных спектаклей: «Цыганский барон», «Боккаччо», «Синяя Борода», «Прекрасная Елена», «Дочь мадам Анго», а также все атрибуты небывалого заслуженного успеха:
аншлаги , аплодисменты, цветы…
27 апреля 1867 года Лирический театр, наконец, дает первый спектакль «Ромео и Джульетта». Успех полный. «Ромео» приносит театру 90
аншлагов .
В конце июня в Таллине проходили Дни ленинградской рок-музыки. Питерский рок-клуб выставил на это мероприятие свои лучшие силы, от «Авиа» и «Зоопарка» до «Алисы» и «Кино». Избалованных музыкой эстонцев рок с берегов Невы заинтересовал, но не особо – зал Дворца культуры и спорта имени Ленина всю неделю был заполнен максимум наполовину. Не помогали даже автомобили с динамиками на крыше, которые дни напролет разъезжали по всему городу под звуки питерского рока и прямо с колес продавали билеты. «Наутилус» был приглашен как специальный гость и 21 июня выступил дважды, днем – в паре с «Телевизором», а вечером – с «Алисой». Только на этих концертах в зале был
аншлаг . Судя по тому, как эстонцы подпевали «Казанове» и «Скованным», все билеты были раскуплены не случайно. Умецкого поразил отличный звук не только в зале, но и на сцене: «До этого мы привыкли, что нам вообще ничего не слышно. Научились работать "вслепую" или, если точнее, "вглухую". В Таллине мы впервые поняли, что такое реальный звук на сцене».
Несмотря на шаляпинские цены, уже Задолго до вечера был вывешен
аншлаг : "Билеты все проданы" (в том числе и на особо устроенные места в оркестрах, проходах и "приставные"). Многие покупали билеты из вторых и третьих рук, уплачивая большую премию (десятирублевое место в оркестре продано За 25 руб., а рублевый билет на галерею куплен За 4 руб. и т. д.).
Связанные понятия (продолжение)
«Замыкая круг » — известная советская песня, написанная Крисом Кельми (музыка) и Маргаритой Пушкиной (слова). В 1987 году песня была записана «хором» известных советских рок-, фолк- и поп-музыкантов; на песню был снят клип. Существует 4 юбилейных исполнения песни — 10 (1997 год), 20 (2007 год), 25 (2012 год) и 30 (2017 год) лет спустя. Также песню исполнили участники шоу «Народный артист» (в 2010 году) и «Голос» (в 2014 году).
Конферансье (от фр. conférencier — докладчик) — эстрадный артист, объявляющий концертные номера и выступающий в промежутках между ними. Искусство конферанса требует от исполнителя остроумия, таланта импровизации, умения разговаривать с аудиторией. Задача конферансье — связать выступления различных артистов в единое действо. Впервые конферансье появились в 60-е годы XIX века в парижских кафешантанах и кабаре. В России первые профессиональные конферансье появились в 1910-х годах.
Антра́кт (фр. entracte от entre «между» + acte «действие») — перерыв между действиями, актами театрального спектакля, отделениями концерта, эстрадного или циркового представления. Предназначен для нескольких целей: отдыха актёров и зрителей, и перемены декораций, а также, при необходимости, смены костюмов и грима актёров.
Кварти́рник — концерт, проводящийся в обычной квартире, в домашних условиях. Как правило, на нём выступает небольшое количество музыкантов с акустическими инструментами. Слушателям предоставляется возможность более близко познакомиться с исполнителями, а музыкантам — лучше узнать свою аудиторию. Создаётся непринуждённая обстановка, стирающая границы между выступающим и зрителем. Также на квартирниках могут устраиваться так называемые «джемы», когда собирается несколько музыкантов, которые импровизируют...
Максидром — ежегодный международный музыкальный фестиваль, организованный радио «Максимум».
Рок-фестиваль («рок-фест», англ. rock fest) — масштабный концерт рок-музыки на открытой площадке, состоящий из отдельных представлений, часто протяжённостью в несколько дней.
Рок против террора — благотворительный рок-фестиваль, который состоялся 6 апреля 1991 года в московском универсальном дворце спорта «Крылья Советов». «Рок против террора» — это акция против применения оружия в мирное время, за уважение прав личности, утверждение новых, гуманных отношений между людьми и странами.
«Пикник „Афиши“» — ежегодный музыкальный фестиваль в Москве. Проводится начиная с 2004 года.
«Моноло́ги певи́цы » (также «Моноло́г певи́цы») — концертная программа Аллы Пугачёвой 1981—1983 годов, являющаяся также дипломной работой певицы-выпускницы режиссёрского отделения ГИТИСа. Автором сценария и режиссёром-постановщиком программы выступила сама Алла Пугачёва. Премьера программы и защита дипломной работы состоялась 26 июня 1981 года в Москве на сцене концертного зала Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского. Затем в течение трёх лет певица представила её зрителям крупных городов СССР...
«Сны о любви » — прощальный тур Аллы Пугачёвой, которым она закончила свою концертную деятельность. Тур начался 7 апреля 2009 года в Москве, а закончился 4 марта 2010 года в Софии (Болгария). Символично, что концертная деятельность певицы закончилась там, где когда-то началась её слава — именно в Болгарии в 1975 году Алла Пугачёва спела своего знаменитого «Арлекино».
Репри́за (от фр. reprise) на эстраде или в цирке — короткий шуточный номер. Например, в цирке популярны репризы между клоуном и шпрехшталмейстером.
Концерт в летнюю ночь (нем. Sommernachtskonzert) — традиционный концерт Венского филармонического оркестра, ежегодно проводимый в мае-июне в столице Австрии Вене, в парке у дворца Шёнбрунн.
«Наше́ствие » — один из крупнейших в России фестивалей мультиформатной рок-музыки под открытым небом. Информационная поддержка — «Наше радио».
Капу́стник — самодеятельное, как правило — для узкого круга «своих», шуточное представление, основанное на юморе и сатире.
«То́чка » — не существующий ныне московский музыкальный клуб, ориентированный на выступления рок-музыкантов.
Дягилевский фестиваль — международный многожанровый фестиваль. Инициатор первого фестиваля Пермский академический театр оперы и балета имени Петра Ильича Чайковского.
Мелодеклама́ция (от др.-греч. μέλος «песнь, мелодия» + лат. declamatio «упражнения в красноречии») — художественная декламация стихов или прозы с использованием музыки. Как приём мелодекламация существовала в оперном искусстве, однако с средины XVIII века в Европе мелодекламация вылилась в самостоятельный концертный жанр — тексты балладного плана (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Лист). В России мелодекламация встречалась у Е. Фомина, а получила распространение в конце XIX века (Г. Лишин, А. Аренский).
Шля́гер (нем. Schlager, от нем. Schlag «удар»; «ходкий товар», «гвоздь сезона») — популярная в какой-то период времени песня с запоминающейся мелодией (обычно эстрадной).
«Всесою́зный телевизио́нный ко́нкурс молоды́х исполни́телей сове́тской эстра́дной пе́сни» проводился ежегодно в городе Юрмале Латвийской ССР, в концертном зале «Дзинтари», с лета 1986 года по лето 1989 года.
Подробнее: Юрмала (конкурс)
Спектакль (фр. spectacle, из лат. spectaculum «зрелище») — театральное зрелище, представление, произведение театрального, сценического искусства; может ставиться как на театральной сцене, так и на радио (радиоспектакль) и на телевидении (телевизионный спектакль, фильм-спектакль), в кинематографе (фильмы-спектакли, кинооперы и др.).
«Рок над Волгой » — международный рок-фестиваль, проводившийся ежегодно с 2009 по 2013 год и приуроченный ко Дню России на территории Самары. В 2009—2011 годах местом проведения фестиваля являлось поле совхоза «Красный пахарь», а в 2012—2013 — поле около посёлка Петра́-Дубра́ва.
«Доброфест » – большой фестиваль качественной живой музыки в жанрах рок, альтернатива, панк и хип-хоп, каждое лето с 2010 года проходящий под Ярославлем. Ежегодно событие посещают до 17 000 зрителей из 40 регионов России, а также Украины, Беларуси и дальнего зарубежья. «Доброфесту» свойственна очень демократичная обстановка – нет разделения на фан-зону и вип-сектора. На двух сценах выступают до 70 музыкальных коллективов, а также существуют разнообразные зоны немузыкальных активностей: спортивные...
Собиновский фестиваль — Международный музыкальный фестиваль, проходящий в мае каждого года в Саратове, на базе Саратовского академического театра оперы и балета. В течение 31 года Саратовский академический театр оперы и балета проводит Собиновский музыкальный фестиваль, представляющий многообразие музыкальных жанров и стилей.
«Моско́вская о́сень » — международный фестиваль современной музыки. Проводится в Москве ежегодно осенью (обычно в октябре-ноябре) начиная с 1979 года.
Премье́ра (фр. première — «первая») — означает «первый показ», «первое представление». Слово чаще всего применяется к театру или кино. Премьерные показы грядущих блокбастеров, долгожданных кино- или театральных картин зачастую сопровождаются большим ажиотажем в прессе.
«Таври́йские и́гры » (укр. «Таврійські ігри») — международный музыкальный фестиваль, ежегодно проводившийся на Украине с 1992 по 2009 год. После 2003 года фестиваль обычно проходил с 1 по 3 мая.
Моноспекта́кль (Театр одного актёра) — это спектакль-монолог с единственным исполнителем.
Бенефи́с (фр. bénéfice — доход, польза) — спектакль, устраиваемый в честь одного из выступающих актёров (например, как выражение признания мастерства бенефицианта) или работников театра. Доход от таких представлений полностью поступал в пользу этого человека — за вычетом расходов по спектаклю.
У́личный теа́тр — театр, спектакли которого происходят на открытом пространстве — улице, площади, в парке и т. п., как правило, без оборудования сцены.
Пять звёзд (англ. 5 Stars) — Всероссийский музыкальный конкурс молодых исполнителей. В конкурсе принимают участие талантливые молодые артисты, которые получают возможность обратить на себя внимание огромной аудитории телезрителей, при этом в каждом конкурсном дне демонстрируя свои возможности в разных музыкальных стилях.
Исполнение под фонограмму — техника исполнения музыкальных произведений, когда звук записывается отдельно (фонограмма), а исполнитель на сцене подстраивается под ритм этой фонограммы.
Художественная декламация — форма литературного, а иногда и ораторского искусства, художественное выступление, в котором текст литературного произведения произносится (без пения). Происходит из латинского (declamatio)
Верба́тим (от лат. verbatim — дословно), или документальный театр — вид театрального представления, получивший определённую популярность на рубеже XX—XXI веков. Типологически соответствует литературе нон-фикшн. Спектакли театра вербатим полностью состоят из реальных монологов или диалогов обычных людей, перепроизносимых актёрами.
«История плохой девочки » — концертный тур российской поп-группы «Винтаж», в поддержку их третьего студийного альбома «Анечка».
Интроду́кция (лат. Introductio — «введение») в музыке — краткая начальная часть более объемного музыкального сочинения, играющая роль вступления. Часто имеет отдельное название и может исполняться самостоятельно. Интродукцией также называют первую ансамблевую сцену в опере, следующую непосредственно за увертюрой.
Фестива́ль (фр. festival от лат. festivus «праздничный») — массовое празднество, показ (смотр) достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового или киноискусства.
«Доро́гой дли́нною » — русский романс, написанный Борисом Фоминым (музыка) и Константином Подревским (слова). Существует также вариант текста Павла Германа. Самые ранние записи этой песни были сделаны Александром Вертинским (1926) и Тамарой Церетели (1929)
Клоунада — цирковой жанр, состоит из комических сценок, исполняемых клоунами, вносящими в них приёмы эксцентрики и буффонады.
Уличный музыкант — профессионал, но чаще любитель, исполняющий свои и/или чужие музыкальные произведения на городских улицах, в переходах, метро и т. п. "Стриты" могут быть как основным его промыслом, так и подработкой. Мотивы уличного музыканта представляет собой смесь удовольствия и прибыли в разных пропорциях.
«Полёт шмеля » — оркестровая интермедия, написанная Николаем Римским-Корсаковым для его оперы «Сказка о царе Салтане», сочинённой в 1899—1900 годах. Интермедией заканчивается третий акт, в котором Лебедь-птица обращает князя Гвидона в шмеля, чтобы он мог слетать к своему отцу (который не знает, что Гвидон жив).
Франкофоли́ де Монреа́ль (фр. Les FrancoFolies de Montréal) — ежегодный музыкальный фестиваль, проводимый в Монреале в середине июня, крупнейший во франкофонном мире.
Ленинградский рок — направление (школа) в русском роке, формировавшееся в Ленинграде в 1970-х годах и пережившее расцвет в 1980-х во времена существования Ленинградского рок-клуба.
Джингл (англицизм от англ. jingle) — музыкальный или вокальный продакшн-элемент оформления радио- или телеэфира.
Концертный зал
Плейель (фр. salle Pleyel) — зал для концертов симфонической музыки на 1900 зрительских мест в VIII округе Парижа возле площади Шарля де Голля. Построен в стиле «ар-деко», считается одним из самых больших залов XX-го века.
Упоминания в литературе (продолжение)
В том же месяце Пугачева дала сольные концерты в Театре эстрады, на которых, естественно, были
аншлаги . А вот Ротару в Москве уже давно сольников не давала, ограничиваясь «сборниками». Вот и в феврале 1979 года она в очередной раз приехала в столицу, чтобы принять участие в сборных концертах, приуроченных к юбилейной дате – 325-летию воссоединения Украины с Россией. По этому случаю в столице союзного государства прошли концерты мастеров искусства Украины, а в Киеве – российских исполнителей. 8–11 февраля во Дворце спорта в Лужниках Ротару делила сцену с артистами: Михаилом Водяным, Юрием Тимошенко и Ефимом Березиным (Тарапунька и Штепсель) и др.; 12–13 февраля площадкой для выступления Ротару стала сцена Кремлевского дворца съездов (кроме нее, там выступили все те же Тарапунька и Штепсель, а также певцы Юрий Богатиков, Дмитрий Гнатюк и др.).
В феврале 1979 года Пугачева дала сольные концерты в Театре эстрады, на которых, естественно, были
аншлаги . А вот Ротару в Москве уже давно «сольников» не давала, ограничиваясь «сборниками». Вот и в том феврале она в очередной раз приехала в столицу, чтобы принять участие в сборных концертах, приуроченных к юбилейной дате – 325-летию воссоединения Украины с Россией. По этому случаю в столице союзного государства прошли концерты мастеров искусства Украины, а в Киеве – российских исполнителей. 8—11 февраля во Дворце спорта в Лужниках Ротару делила сцену с артистами: Михаилом Водяным, Юрием Тимошенко и Ефимом Березиным (Тарапунька и Штепсель) и др.; 12–13 февраля площадкой для выступления Ротару стала сцена Кремлевского Дворца съездов (кроме нее там выступили: все те же Тарапунька и Штепсель, а также певцы Юрий Богатиков, Дмитрий Гнатюк и др.).
На презентации в «Р-Клубе» TRACKTOR BOWLING собрали свой первый сольный
аншлаг . Клуб ломился от парней и девчонок, пришедших послушать восходящую звезду отечественной альтернативной сцены. Программа ТБ пока не дотягивала до полноценного сольника, поэтому они пригласили сыграть группы Skrip, Ругер и питерскую команду Scang. В этот день хэдлайнеры вышли уже на капитально прогретую площадку. Это был полный успех. Танцпол ходил ходуном, в толпу то и дело отправлялись стейдждайверы, лютый слэм не прекращался в течение всего сета. Через несколько дней локальная газета района Крылатское выпустила заметку об этом концерте. Молодая журналистка все четко расставила по местам:
После войны слава Карандаша продолжала идти по нарастающей. Фактически в то время не было популярнее в стране клоуна, чем он. Достаточно было на афишах написать одну фразу: «На манеже – Карандаш», как
аншлаг был обеспечен (в ту пору таких артистов в СССР было всего несколько человек: Аркадий Райкин, Леонид Утесов, Клавдия Шульженко и еще ряд других). Поэтому Румянцев постоянно был нарасхват – с конца 40-х его часто посылали в разные регионы страны, чтобы он помог местным филармониям выполнить план. Это было очень удобно: чем посылать к «отстающим» артистов с большим реквизитом (например, дрессировщиков), направлялся один Румянцев, у которого из всех вещей был один маленький чемоданчик с реквизитом. И этот человек в одиночку обеспечивал бо́льшую прибыль, чем могла принести целая группа дрессировщиков. Причем Карандаш не любил, когда на афишах указывали его регалии – например, звание заслуженного артиста. Если это условие нарушалось, то клоун мог обидеться, сесть в машину и вернуться обратно в Москву. В таких случаях директора цирков мчались за ним вслед на служебных машинах, догоняли на полпути и чуть ли не на коленях умоляли вернуться. Чаще всего Карандаш этим уговорам уступал. По словам И. Кио:
Завершился 2001 год для Галкина на мажорной ноте: 27 декабря в столичном Театре эстрады прошел его очередной (второй по счету) сольный концерт. И снова был
аншлаг и долгое бисирование в конце представления.
Первая пьеса опубликована журналом «Театр» (1985, № 5), вторая – «Феликс» с постоянным
аншлагом 5 лет шла в алматинском русском театре. По мотивам драмы «Мой миленький бойфренд» снят художественный фильм (студия SONY PICTURES Леан). В активе сб. рассказов с предисловием Арк. Райкина, 8 книжек прозы, киносценарии. Полнометражная лента «Дважды воскресший еврей» (автор, режиссер, продюсер) имела хорошую прессу в США (журнал «Parad»– приложение к «New York Times», «Chicago Tribune»)
Мне отрадно, что Аннушку по-прежнему любят. Я принимала участие в гастрольном туре памяти Анны Герман по городам России и бывшего СССР. Везде –
аншлаги , везде – радость и восторг зрителей! Тех зрителей, которые четверть века назад ходили на концерты самой Аннушки. В память о ней я пою её любимого «Ямщика». И, когда после этой песни раздаётся гром оваций, я мысленно адресую их на небо… Туда, откуда Анюта теперь на всех нас смотрит и оберегает.
Собственно, эмиграция и позволила нам узнать его творчество по-настоящему, только сперва не как актера, а как блестящего шансонье, куплетиста. «Виновником» тогда еще заочного знакомства стал известный советский журналист Генрих Боровик. В 1984 году по советскому телевидению демонстрировался его документальный фильм под названием «Бывшие». Картина рассказывала, а вернее осуждала, наших (в прошлом) соотечественников, а ныне «отщепенцев и предателей, променявших социалистическую Родину на сомнительные блага капиталистического рая». Среди прочих показали тогда и Бориса Сичкина. Съемки шли в каком-то большом концертном зале: публика занимает места, видно, что ожидается
аншлаг . Пауза. Камера выхватывает сцену, на которой пританцовывает и поет «одесские» песенки элегантный мужчина в соломенном канотье. Запомнилось удивление тому факту, что создатели фильма выбрали для антипропаганды не гремевшего в ту пору из каждого «утюга» Вилли Токарева, а «никому не известного» Сич-кина. Но уж Боровик-то знал, кого показывать нашим людям! Это нам по малолетству артист не был известен – большинство же Бориса Сичкина, лихо распевающего куплеты Бубы Касторского, моментально узнавали.
За кулисами паника: что случилось, ведь до сих пор спектакль пользовался успехом, хотя
аншлаги не собирал. Наконец, кто-то из актеров соображает:
Обрадовавшись успеху, Стоянов добавил к «Звездам» еще одну запрещенную пьесу – трагедию Давида Айзмана «Терновый куст» о евреях-революционерах. Пьеса из еврейской жизни была выбрана не наугад, а с расчетом потому, что из Белгорода путь труппы лежал в Екатеринослав, добрую половину населения которого составляли евреи. Расчет Стоянова полностью оправдался. В Екатеринославе каждый вечер был
аншлаг . Поскольку Фаина оказалась единственной еврейкой в труппе, ей на репетициях приходилось не только играть свою героиню, но и консультировать других актеров относительно еврейского быта и еврейских правил. Таким образом, на репетициях «Тернового куста» Фаина получила свой первый режиссерский опыт. Можно предположить, что привычка спорить с режиссерами начала формироваться у нее с той поры. В «Терновом кусте» Фаина играла Дору, восемнадцатилетнюю дочь лудильщика Самсона. Роль была большой и трагической, потому что в финале Дора погибала. Из-за поспешной постановки удовлетворения эта роль не принесла. «Над такой ролью надо работать и работать, – вспоминала позднее Раневская. – А мне пришлось играть уже через две недели после прочтения пьесы. Репетировали кое-как, на скорую руку. Моя героиня умирала от пули, а я вместе с ней умирала со стыда».
В небольшом кафешантане во французском городке Мулен летом 1906 года был постоянный
аншлаг . Выступала красотка Зизи, полноватая дама со звонким голосом и озорными глазами. Вместе с ней – дюжина длинноногих танцовщиц в кокетливых кружевных панталончиках.