Связанные понятия
Многократная экспозиция или мультиэкспозиция — специальный приём в фотографии и кинематографе, который заключается в том, что один и тот же кадр фотоматериала экспонируется несколько раз. Приём используется как один из методов хронофотографии или в качестве творческого приёма в фото- и киноискусстве. В последнем случае многократная экспозиция позволяет совместить в одном кадре несколько объектов и действий, в реальности расположенных в разных местах и происходящих в разное время. Такие приёмы комбинированной...
Усовершенствованная фотосистема (англ. Advanced Photo System, APS) — совокупность стандартов фотооборудования, рассчитанного на фотоплёнку формата IX240 шириной 24 мм с расширенными возможностями автоматической обработки. Разработан консорциумом крупнейших производителей аппаратуры и фотоматериалов: Nikon, Canon, Minolta, Kodak и Fujifilm в качестве замены малоформатной фотографии. Плёнки стандарта IX240 выпускались с 1996 года под различными брендами: Advantix (Eastman Kodak), Nexia (Fujifilm...
Кадрирование (от фр. cadre — кадр) при фото-, кино- и видеосъёмке — выбор точки съёмки, ракурса и направления съёмки, а также угла зрения и типа объектива для получения необходимого размещения объектов в поле зрения видоискателя аппаратуры и на итоговом изображении.
Полуформа́тный фотоаппара́т — фотоаппарат с размером кадра 18×24 мм, предназначенный для съёмки на 35-мм перфорированную фотоплёнку тип-135 или такую же киноплёнку. Такой кадр называется полуформатным, потому что его ширина и площадь составляют половину от наиболее распространённого малоформатного кадра 24×36 мм.
Стереоскопи́ческий фотоаппарат (стере́офотоаппара́т, стере́ока́мера) — тип фотоаппарата с двумя или более объективами, создающими отдельные кадры на фотоплёнке или матрице.
Малоформа́тная фотогра́фия — фотография, основанная на использовании кадра размером 24×36 мм на 35-мм фотоплёнке с двухсторонней перфорацией, или на такой же киноплёнке. Малоформатными также считались фотоаппараты Instamatic с размером кадра 28×28 мм на 35-мм плёнке с односторонней перфорацией, в настоящее время вышедшей из употребления. Небольшой по сравнению со средним и крупным форматами размер кадра определяет компактность малоформатной аппаратуры, пригодной для съёмки с рук и достаточно лёгкой...
Ма́ска — непрозрачная или полупрозрачная заслонка, применяемая для ограничения или предотвращения доступа света к какой-либо части кадра при съёмке, печати или проекции изображения. Применяется в фотографии и кинематографе в качестве приёма комбинированной съёмки для соединения разных изображений, изменения соотношения сторон кадра или ограничения поля зрения (например для имитации вида через бинокль). В двух последних случаях чаще употребляется термин каше́ (фр. Сacher «прятать, заслонять») или...
Одноступе́нный фотопроце́сс , Диффузио́нный фотопроце́сс — технология быстрого получения позитивного фотографического изображения при помощи фотоматериалов с автоматическим проявлением встроенными химреактивами. Такие фотоматериалы обладают более сложным устройством, чем традиционные, но не требуют обработки в условиях фотолаборатории. На основе материалов одноступенного процесса существует моментальная фотография, которая до появления цифровой была единственным способом оперативного получения готовых...
Виньети́рование (фр. vignette — заставка) — явление частичного ограничения (затемнения) наклонных пучков света оправой или диафрагмами оптической системы. Результатом является снижение яркости изображения к краям поля зрения системы. В фотографических, киносъёмочных, телевизионных и проекционных объективах это проявляется в виде повышенной яркости центральной части кадра по отношению к его углам.
Мегапиксель (мегапиксел, Мп, англ. megapixel) — один миллион (1 000 000) пикселей, формирующих изображение. В мегапикселях измеряется одна из важных характеристик цифрового фотоаппарата — разрешение матрицы. Также в мегапикселях измеряют размер созданного или отсканированного изображения, чтобы соотнести его размер с размером известного снимка. Термин введён маркетологами фирмы Kodak в 1986 году.
Театральная фотография — процесс фотосъёмки в замкнутом помещении со сложными, постоянно меняющимися условиями освещения.
Компа́ктная ка́мера — фотоаппарат со встроенным объективом, как правило, небольшого веса и малых габаритов. Версии с автоматизированной системой работы всех узлов без необходимости устанавливать параметры съёмки, либо с ограниченным необходимым набором настроек, в просторечии называют «мыльницами».
Не следует путать с Ускоренной киносъёмкой, замедляющей темп движения на экранеЗамедленная киносъёмка — киносъёмка с частотой, меньшей стандартной частоты съёмки и проекции, составляющей в кинематографе 24 кадра в секунду. При проекции полученного изображения с нормальной частотой движение объектов съёмки на экране выглядит ускоренным.
Подробнее: Замедленная киносъёмка
Электро́нный сквозно́й визи́р , LiveView (англ. Live view, live preview — «живой просмотр») — технология сквозного беспараллаксного визирования в цифровых фотоаппаратах, основанная на электронном видоискателе, заменяющем оптический визир. Изображение, формируемое матрицей камеры, в реальном времени передаётся на дисплей, и используется для кадрирования и фокусировки. В качестве экрана может выступать жидкокристаллический дисплей камеры или внешний монитор.
Цифрова́я кинока́мера — видеокамера высокого разрешения, предназначенная для съёмки кинофильмов по бесплёночной цифровой технологии. Для преобразования света в цифровые видеоданные такие кинокамеры используют ПЗС- или КМОП-матрицы. Цифровая технология фильмопроизводства позволяет обходиться полностью без киноплёнки, от съёмки исходного материала до демонстрации на экране при помощи цифровых кинопроекторов. Кроме того, с полученного такой кинокамерой цифрового фильма возможна печать фильмокопий на...
Фотоаппара́т (фотографи́ческий аппара́т, фотока́мера) — устройство для регистрации неподвижных изображений (получения фотографий). Запись изображения в фотоаппарате осуществляется фотохимическим способом при воздействии света на светочувствительный фотоматериал. Получаемое таким способом скрытое изображение преобразуется в видимое при лабораторной обработке. В цифровом фотоаппарате фотофиксация происходит путём фотоэлектрического преобразования оптического изображения в электрический сигнал, цифровые...
Цифрова́я фотогра́фия — технология фотографии, использующая вместо светочувствительных материалов, основанных на галогениде серебра, преобразование света светочувствительной матрицей и получение цифрового файла, используемого для дальнейшей обработки и печати.
Съёмка с экрана , пересъёмка — процесс копирования кинематографического, телевизионного, реже фотографического изображения, осуществляемый одновременно с показом кинофильма.
Крупноформа́тная ка́мера — фотоаппарат с размером кадрового окна 8×10 сантиметров и более. Большинство крупноформатных фотоаппаратов являются камерами прямого визирования. Часть студийных камер этого типа называются карданными или монорельсовыми из-за конструкции, допускающей взаимные подвижки объектива и кассетной части (негативной доски) в широких пределах. В карданных камерах обе части крепятся к несущей штанге при помощи шарниров, позволяющих им смещаться поперёк оптической оси и отклоняться...
Шевелёнка (англ. Motion blur, также «смаз», «стряхивание», «сдёргивание» разг.) — фотографический дефект, нечёткость изображения (смазанность, зачастую с двумя или несколькими более чёткими фазами), вызванная движением объекта съёмки или камеры в момент экспонирования.
Панорамная фотография — разновидность фотографии, которая позволяет создавать изображение с большим углом обзора по горизонтали. Термин также применим к фотографиям, скадрированным до сравнительно большого соотношения сторон, как правило больше, чем 2:1. Поскольку не существует чёткой границы между «широкоугольной» и «панорамной» фотографией, первая из них обычно относится к типу использованного объектива, хотя сам по себе широкоугольный объектив не даёт панорамного изображения. Изображение, даваемое...
Слайд-шо́у (реже — Слайд-фильм) — демонстрация серии неподвижных изображений, заранее подобранных на определённую тему, на проекционном экране или электронном мониторе. Каждое изображение демонстрируется от нескольких секунд до нескольких минут, пока не сменится следующим. Смена изображения может осуществляться как вручную через произвольные интервалы времени, так и автоматически через равные промежутки.
Ана́логовая фотогра́фия — фотография, считающаяся классической и основанная на использовании светочувствительных фотоматериалов с химическим способом записи изображения. Название «аналоговая» появилась после 2000 года, как антоним понятию цифровая фотография и обозначает любые разновидности фотографии, основанные на аналоговых способах фиксации изображений. До широкого распространения цифровых фотоаппаратов, аналоговая фотография являлась единственной технологией получения высококачественных неподвижных...
Фи́льм-ска́нер — устройство, преобразующее изображение с фотографического негатива или диапозитива (слайда) в цифровой файл. От обычного планшетного сканера отличается более высоким физическим разрешением, приведенным к эмульсионному слою фотоплёнки, поскольку сканирование происходит с очень малой площади малоформатного (реже — среднеформатного) негатива. Ранние модели таких сканеров обладали типовым разрешением 2700 точек на дюйм. В дальнейшем показатели улучшались и в настоящий момент этот параметр...
Техниколор (англ. Technicolor) — технология получения цветного кинематографического или фотографического изображения, изобретённая в 1917 году Гербертом Калмусом и Дэниэлом Комстоком (англ. Herbert Kalmus, Daniel Comstock). Ранний виражный процесс заключался в тонировании черно-белых диапозитивов в красный и зелёный цвета с их последующим склеиванием, что позволяло получить цветное изображение. В дальнейшем эта примитивная техника трансформировалась в распространённую технологию печати высококачественных...
Скры́тое кашети́рование (англ. Open matte) — способ съёмки широкоэкранных фильмов, при котором на киноплёнке экспонируется кадр большей высоты, чем используется для конечного изображения на экране. При этом границы кадра, предназначенного к печати на фильмокопии, обозначаются специальными рисками в видоискателе киносъёмочного аппарата, отображающем полный кадр.
Кинотелевизио́нная систе́ма с промежуточной плёнкой, Цвишенфи́льм (нем. Zwischenfilmverfahren) — телевизионная система для передачи движущегося изображения, использующая промежуточную киноплёнку вместо телевизионной передающей камеры. С 1934 года работала на телевидении Германии из-за непригодности для натурных съёмок первых электронных телекамер с низкочувствительным иконоскопом. Широко применялась во время берлинской Олимпиады 1936 года.
Фотопеча́ть — процесс получения позитивного изображения на светочувствительном фотоматериале фотографическим способом. Чаще всего в роли конечного носителя выступает фотобумага, и в зависимости от её типа фотопечать может вестись как с негатива, так и с позитива. До появления цифровых принтеров фотопечать была основным способом изготовления фотографий и диапозитивов. Для получения больших тиражей печать происходила с нескольких дубль-негативов параллельно. Фотомеханические способы тиражирования фотоизображений...
Цифровой фотоаппарат — бесплёночный фотоаппарат, в котором для записи изображения вместо фотохимического используется фотоэлектрический принцип. При этом полупроводниковая фотоматрица преобразует свет в электрические сигналы, которые трансформируются в цифровые данные, сохраняемые энергонезависимым запоминающим устройством. Изображения, полученные цифровым фотоаппаратом, могут быть загружены в компьютер для обработки, передачи по вычислительным сетям или хранения, а затем просмотрены на экране монитора...
Хлопушка или нумератор (англ. Clapperboard) — инструмент, применяемый при съёмке кино- и телефильмов для последующей за съёмками синхронизации изображения и звука, записанных на не зависимых друг от друга киносъёмочном и звукозаписывающем устройствах. Кроме того, хлопушка используется для систематизации отснятого материала и записанных фонограмм, обозначая номера отснятых сцен и дублей.
Подробнее: Хлопушка-нумератор
8-мм киноплёнка, 8-миллиметровая киноплёнка — киноплёнка шириной 7,975±0,03 миллиметров с односторонней перфорацией, выпускаемая как в одинарном, так и в двойном исполнении 2×8. Самая узкая из всех существующих киноплёнок, разработанная для любительского кино. Фильмокопии на ней принято называть мелкоформатными.
35-мм киноплёнка — киноплёнка шириной 34,975±0,025 миллиметра с двухсторонней перфорацией. Наиболее распространённый фотоматериал в профессиональном кинематографе и малоформатной фотографии. Несмотря на успешное развитие как более широких, так и более узких и дешёвых форматов, 35-мм киноплёнка остаётся доминирующей благодаря удачному балансу между экономичностью и качеством изображения. Современное понятие «35-мм формат» в цифровой аппаратуре обозначает стандарты кинооптики и размеры сенсоров, заимствованные...
Рабочий позитив — смонтированный позитив, отпечатанный с оригинального негатива кинофильма. На рабочем позитиве совмещаются изображение и исходная синхронная фонограмма, которая в готовом фильме заменяется фонограммой перезаписи, содержащей музыку и шумовые эффекты. Кроме готового изображения он может содержать вклеенные на местах будущих спецэффектов и монтажных переходов пустые ракорды из засвеченной киноплёнки. Отбор годных дублей и склейка первоначального варианта фильма происходят только в рабочем...
Панскани́рование (англ. Pan & Scan) — один из двух способов согласования широкоэкранного кадра с классическим. Используется при переводе широкоэкранных кинофильмов в кинематографические системы с академическим соотношением сторон экрана 1,37:1, а также при демонстрации по телевидению стандартной четкости с обычным экраном 4:3. Пансканирование предусматривает обрезку исходного изображения фильма по горизонтали при печати фильмокопий и телекинопроекции, в результате которой оставшаяся его часть заполняет...
Кадр (от фр. cadre — «оправа, рамка») — фрагмент кино- или видеоряда, отдельное изображение или отрезок киноплёнки.
Анаморфи́рованный киноформа́т , анаморфи́рованный форма́т — разновидность широкоэкранных кинематографических систем, использующих при съёмке и проекции кинофильма оптическое анаморфирование изображения. Анаморфированный формат для изготовления оригинального негатива использует специальный анаморфотный киносъемочный объектив, который содержит цилиндрические линзы, и строит изображение с разными масштабами в вертикальном и горизонтальном направлениях. На кинопленке такое изображение выглядит растянутым...
Бо́кс-ка́мера , ручно́й я́щичный фотоаппара́т — разновидность простейших фотоаппаратов, изготовленных в корпусе ящичного типа из прессованного картона, обтянутого дерматином, или из пластмассы. Конструкция получила распространение, начиная с 1890-х годов, и оставалась популярной среди фотолюбителей вплоть до середины XX века. Первые бокс-камеры были рассчитаны на применение фотопластинок, расположенных в специальном магазине с механизмом их быстрой замены. Позднее фотопластинки уступили место среднеформатному...
Комбинированная съёмка , кинотрю́к — совокупность технологий кинематографа, в результате которых на экране получается изображение, не существовавшее в действительности, но для зрителей не отличающееся от снятого в павильоне или на натуре. В советском кинематографе термин «комбинированная съёмка» обозначал возможность комбинировать в одном кадре несколько изображений, снятых независимо друг от друга. В иностранных источниках эти технологии относятся к общей категории спецэффектов.
Автостереограмма — вид стереограммы, которая даёт стереоскопический (объёмный) эффект без каких-либо внешних сепарирующих приспособлений, таких как затворные очки, очки с поляризационными фильтрами, анаглиф.
Ви́део (от лат. video — смотрю, вижу) — электронная технология формирования, записи, обработки, передачи, хранения и воспроизведения подвижного изображения, основанная на принципах телевидения, а также аудиовизуальное произведение, записанное на физическом носителе (видеокассете, видеодиске и т. п.).
Контактная печать — способ получения позитивного изображения в фотографии и кинематографе, при котором отпечаток на фотобумаге или позитивной киноплёнке получается путём экспонирования сквозь прижатый вплотную негатив, без использования объектива. При этом размер отпечатка совпадает с размером негатива. Кроме того, контактная печать часто используется в фотомеханических процессах при изготовлении типографских клише, а также в фотолитографии.
Управление движением камеры , автоматический повтор перемещения камеры, Моушен контрол (англ. Motion Control) — технология комбинированной съёмки с многократной экспозицией, основанная на точном повторении движения съёмочной камеры при помощи роботизированных панорамных головок, операторских кранов и кран-тележек.
Рирпрое́кция , Рир-прое́кция — приём комбинированной киносъёмки, широко применявшийся в классической технологии кинопроизводства, основанный на проекционном совмещении актёров и элементов декорации с фоном на просветно-рассеивающем экране. Технология рирпроекции позволяет комбинировать в одном кадре изображения, сочетание которых в реальной жизни невозможно или неудобно для прямой съёмки. Впервые была использована в 1927 году в фильме «Метрополис» для имитации «дальновидения» будущего.
Телевизи́р — комплекс устройств, позволяющий осуществлять контроль качества отснятого фильма при помощи видеозаписи (видеоконтроль) непосредственно на съёмочной площадке, не дожидаясь проявки киноплёнки. Кроме того, телевизир служит в качестве вспомогательного электронного видоискателя, который может использоваться во время съёмки параллельно с оптическим визиром.
Изогелия — разновидность фотографики, предусматривающая получение обобщённого изображения с ограниченным количеством полутонов. В пределах бумажного отпечатка (или цифровой фотографии) изображение разбивается на несколько зон с равной оптической плотностью (эквиденсит). Название «изогелия» нашло распространение в русскоязычной терминологии, в иностранных источниках используется слово «постеризация» (англ. Posterisation, от англ. poster — «плакат»). В цифровой фотографии термин постеризация описывает...
Кинорегистра́ция ви́део (видеоза́пись на кинопле́нку, англ. kinescope) — способ записи и хранения телевизионного видеосигнала при помощи съёмки на киноплёнку изображения с кинескопа. До появления видеомагнитофонов в 1956 году и радиорелейных передающих линий была единственным способом сохранения телепрограмм и их международного распространения. Установка для кинорегистрации представляла собой киносъёмочный аппарат формата 16-мм или 35-мм, установленный на общем основании с видеомонитором и синхронизированный...
Блужда́ющая ма́ска — разновидность технологий комбинированных съёмок, позволявшая совмещать актёров и другие объекты с произвольным фоном при помощи раздельной экспозиции в сочетании с движущейся непрозрачной маске на вспомогательной киноплёнке. В отличие от неподвижного каше, этот способ предусматривает совмещение движущихся предметов, контуры которых непрерывно изменяются. Один из наиболее эффективных приёмов совмещений до появления цифровых технологий кинопроизводства. В настоящее время полностью...
Видеофотоаппарат (англ. Still Video Camera, SV-camera) — бесплёночный фотоаппарат, предназначенный для съёмки неподвижных изображений и их сохранения методами аналоговой видеозаписи. Создание и совершенствование видеофотоаппаратов в первой половине 1980-х годов предшествовало появлению цифровых фотоаппаратов, основанных на цифровых методах хранения данных. Наиболее известные модели таких электронных камер — «Sony Mavica», «Canon RC-701», «Fujix ES-20» и «Nikon QV-1000C».
Беззерка́льный фотоаппара́т — цифровой фотоаппарат без оптического видоискателя, вместо которого используется высококачественный электронный визир. От псевдозеркальных фотоаппаратов беззеркальные отличаются возможностью замены объектива и полноценной системностью, ничем не уступающей цифровым зеркальным фотоаппаратам.