Думаю, что в Божественном Писании в сказанном преподается некий великий и возвышенный догмат, и он таков:
человеческое естество есть среднее между двух некиих, одно от другого разделенных и стоящих на самых крайностях, между естеством Божественным и бестелесным, и между жизнию бессловесною и скотскою, потому что в человеческом составе можно усматривать часть и того, и другого из сказанных естеств, из Божественного — словесность и разумность, что не допускает разности в мужском и женском поле, и из бессловесного — телесное устроение и образование, разделяемое на мужской и женский пол.
Неточные совпадения
Ни в фигуре, ни даже в лице врага
человеческого не усматривается особливой страсти к мучительству, а видится лишь нарочитое упразднение
естества.
Это христианское освобождение
человеческой личности от
естества привело к временной смерти великого Пана, к механизации природы, к изгнанию пугающих духов природы.
Идет Пахомовна путем-дороженькой; идет-идет, кручинится:"Как же я, горькая сирота, во святой град приду! масла искупити мне не на что, свещу поставить угоднику не из чего, милостыню сотворить нищему и убогому — нечем!"И предстал перед ней змей-скорпий, всех змиев
естеством злейший, от бога за погубление
человеческое проклятый.
Райский луч просиял полным светом, и заложенное в
естестве человеческом семя спасения произрастило новое древо жизни.
— «Повествуют, что первое человеков бытие — якоже свидетельствует Диодор — у добродетельных мужей», — слышишь? — у добродетельных! — «иже о
естестве вещей написаша — сугубое бе. Нецыи бо мняху яко не создан мир и нетленен и род
человеческий без всякаго бе начала пред веки…»
— Воистину суета и тление вся житейская, виды и бесславная; вси бо исчезаем, вси умрем: царие же и князи, судии и насильницы, богатии и убозии, и все
естество человеческое; ныне бо, иже иногда в житии, в гробы ввергаются…
«Кожаные ризы» сделали для человека неощутимым сияние божества, в
естестве человеческом сгустилась тьма.
Поэтому спасителем человечества мог явиться только человек, и притом в онтологическом своем
естестве резюмирующий в себе всю природу человека, иначе говоря, перво-Адам, самый корень
человеческого древа.
И справедливо напрашивается вопрос: если непорочность Богоматери обусловлена актом благодати, изъявшим из власти
естества самое ее зачатие и означающим как бы новое творение, то ведь всемогущество Божие могло совершить это в любой момент истории
человеческого рода и над любою из дщерей Евиных.
«В
человеческой природе нет силы точно познать существо Божие, а, может быть, еще и мало это будет сказать об одной
человеческой силе, но, если кто скажет, что и бестелесная тварь ниже того, чтобы вместить и объять ведением бесконечное
естество, конечно, не погрешит совершенно… и сила ангелов не далеко отстоит от нашей малости…
Для Евномия, как мы уже знаем, не представлялось сомнения в возможности адекватного, исчерпывающего познания божественной сущности помощью понятий («имен»), и главным таким понятием являлась «нерожденность» [«Подобно малолетним и по-детски, попусту занимаясь невозможным, как бы в какой-нибудь детской ладони, заключают непостижимое
естество Божие в немногих слогах слова: нерожденность, защищают эту глупость и думают, что Божество толико и таково, что может быть объято
человеческим разумом одно наименование» (Творения иже во святых отца нашего св. Григория Нисского, т. VI. М., 1864, стр.299.
Но какой способ размножения у ангельского
естества, это неизреченно и недомыслимо по гаданиям
человеческим; впрочем, несомненно то, что он есть…
Вместе с Распятым на Голгофе Богочеловеком сораспиналось и природно-человеческое
естество в чистейшем и святейшем Существе, Приснодеве-Матери.
В противоположность католическому учению о непорочном зачатии, Богоматерь произошла природным,
человеческим путем, и ничто
человеческое — не в смысле возможных извращений и грехов, но в смысле
естества и искушений — не было ей чуждо.
Там требуют того, чего
естество человеческое стыдится, там угрожают ударением и ранами, там щиплют мою разноперую птицу, там дуют и плюют в нос моей собаке Акре.
Св. Симеон Новый Богослов говорит: «Бог соделался человеком для того, чтобы через вочеловечение свое опять возвесть
естество человеческое в благобытие.
Но сущее (ens) — разумею
человеческое сущее (ens), — в которое диавол посеял свое семя, его должен он воспринять и в нем стереть главу диавола и змеи, в нем разбить оковы смерти, которая держит в заточении небесное сущее (ens), и зацвести, как провозвещает это сухой жезл Ааронов, зацветший миндальным цветом» [См. там же, т. V, с. 287.]. «Адам тоже был природным сыном Бога, созданным Им из его
естества, но он утратил сыновство и утратил наследие, был изгнан и с ним вместе все его сыны» [См. там же, т. V, с. 315.]. «Ибо Христос умер для
человеческой самости в гневе Отца и с волей самости был погребен в вечную смерть, но воскрес в воле Отца своего и живет и царствует в вечности в воле Отца своего» [См. там же, т. V, с. 316.].
— Ваша светлость, прошу вашего позволения, ко всеобщему и моему удовольствию, в сей драгоценный для меня день дозволить мне изъяснить: кто я такой, и откуда и кому всем, чту имею к своему благоденствию, обязан. Но не могу я этого изложить в хладном слове
человеческого голоса, так как я учен на самые мелкие деньги, а разрешите мне во всем законе моего
естества при всех торжественно испустить глас природы!