Неточные совпадения
Теперь он действовал уже решительно и покойно, до мелочи зная все, что предстоит на чудном пути. Каждое движение — мысль, действие — грели его тонким наслаждением
художественной работы. Его план сложился мгновенно и выпукло. Его понятия о
жизни подверглись тому последнему набегу резца, после которого мрамор спокоен в своем прекрасном сиянии.
— Возвращаясь к Толстому — добавлю: он учил думать, если можно назвать учением его мысли вслух о себе самом. Но он никогда не учил жить, не учил этому даже и в так называемых произведениях
художественных, в словесной игре, именуемой искусством… Высшее искусство — это искусство жить в благолепии единства плоти и духа. Не отрывай чувства от ума, иначе
жизнь твоя превратится в цепь неосмысленных случайностей и — погибнешь!
Между тем
жизнь будила и отрывала его от творческих снов и звала, от
художественных наслаждений и мук, к живым наслаждениям и реальным горестям, среди которых самою лютою была для него скука. Он бросался от ощущения к ощущению, ловил явления, берег и задерживал почти силою впечатления, требуя пищи не одному воображению, но все чего-то ища, желая, пробуя на чем-то остановиться…
— А я что же говорю? Я только это и твержу. Я решительно не знаю, для чего
жизнь так коротка. Чтоб не наскучить, конечно, ибо
жизнь есть тоже
художественное произведение самого творца, в окончательной и безукоризненной форме пушкинского стихотворения. Краткость есть первое условие художественности. Но если кому не скучно, тем бы и дать пожить подольше.
Общие вопросы, гражданская экзальтация — спасали нас; и не только они, но сильно развитой научный и
художественный интерес. Они, как зажженная бумага, выжигали сальные пятна. У меня сохранилось несколько писем Огарева того времени; о тогдашнем грундтоне [основном тоне (от нем. Grundton).] нашей
жизни можно легко по ним судить. В 1833 году, июня 7, Огарев, например, мне пишет...
Покой, отдохновение,
художественная сторона
жизни — все это было как перед нашей встречей на кладбище, 9 мая 1838, как в начале владимирской
жизни — в ней, в ней и в ней!
Я никогда не обладал искусством жить, моя
жизнь не была
художественным произведением.
Конечно, ни Пушкин, ни Грибоедов не писали точных портретов; создавая бытовой
художественный образ, они брали их как сырой материал из повседневной
жизни.
У русских художников будет жажда перейти от творчества
художественных произведений к творчеству совершенной
жизни.
Прелесть, обаяние толстовского
художественного творчества связаны с тем, что он изображает двойную
жизнь: с одной стороны,
жизнь его героев в обществе с его условностями, в цивилизации, с ее обязательной ложью, с другой стороны, то, что думают его герои, когда они не стоят перед обществом, когда они поставлены перед тайной бытия, перед Богом и природой.
По нашему же мнению, для
художественного произведения годятся всякие сюжеты, как бы они ни были случайны, и в таких сюжетах нужно для естественности жертвовать даже отвлеченною логичностью, в полной уверенности, что
жизнь, как и природа, имеет свою логику и что эта логика, может быть, окажется гораздо лучше той, какую мы ей часто навязываем…
Может быть, по брезгливости, по малодушию, из-за боязни прослыть порнографическим писателем, наконец просто из страха, что наша кумовская критика отожествит
художественную работу писателя с его личной
жизнью и пойдет копаться в его грязном белье.
Энергически приготовлялся и к завтрашнему чтению и —
художественная натура! — приготовлялся пред зеркалом и припоминал все свои острые словца и каламбурчики за всю
жизнь, записанные отдельно в тетрадку, чтобы вставить в завтрашнее чтение.
Пока все это творилось в мире официальном и общественном, в мире
художественном тоже подготовлялось событие: предполагалось возобновить пьесу «Тридцать лет, или
жизнь игрока» [«Тридцать лет или
жизнь игрока» — драма в трех действиях французских драматургов Виктора Дюканжа (1783—1833) и Дино.], в которой главную роль Жоржа должен был играть Мочалов.
Каждый день я все с бо́льшим удивлением находил, что Олеся — эта выросшая среди леса, не умеющая даже читать девушка — во многих случаях
жизни проявляет чуткую деликатность и особенный, врожденный такт. В любви — в прямом, грубом ее смысле — всегда есть ужасные стороны, составляющие мучение и стыд для нервных,
художественных натур. Но Олеся умела избегать их с такой наивной целомудренностью, что ни разу ни одно дурное сравнение, ни один циничный момент не оскорбили нашей связи.
Таким образом, здесь нет дагерротипной точности, в которой некоторые критики обвиняли Островского; но есть именно
художественное соединение однородных черт, проявляющихся в разных положениях русской
жизни, но служащих выражением одной идеи.
Таким образом, оказывается, что все стоящее до известной степени выше ординарного уровня
жизни, все представляющее собой выражение идеала в каком бы то ни было смысле: в смысле ли будущего или в смысле прошедшего — все это становится заповедною областью, недоступною ни для воздействия публицистики, ни для
художественного воспроизведения.
Все поколения русской
художественной семьи, начиная с тех, которые видели на президентском кресле своих советов императрицу Екатерину, до тех, при которых нынче обновляется не отвечающее современным условиям екатерининское здание, — все они отличались прихотничеством, все требовали от
жизни чего-то такого, чего она не может давать в это время, и того, что им самим вовсе не нужно, что разбило бы и разрушило их мещанские организмы, неспособные снести осуществления единственно лишь из одной прихоти заявляемых
художественных запросов.
— Да, если показывать, что искусство ниже действительной
жизни по
художественному совершенству своих произведений, значит унижать искусство; но восставать против панегириков не значит еще быть хулителем.
Все, что высказывается наукою и искусством, найдется в
жизни, и найдется в полнейшем, совершеннейшем виде, со всеми живыми подробностями, в которых обыкновенно и лежит истинный смысл дела, которые часто не понимаются наукой и искусством, еще чаще не могут быть ими обняты; в действительной
жизни все верно, нет недосмотров, нет односторонней узкости взгляда, которою страждет всякое человеческое произведение, — как поучение, как наука,
жизнь полнее, правдивее, даже
художественнее всех творений ученых и поэтов.
Предполагаем, что поэт берет из опыта собственной
жизни событие, вполне ему известное (это случается не часто; обыкновенно многие подробности остаются мало известны и для связности рассказа должны быть дополняемы соображением); предполагаем также, что взятое событие совершенно закончено в
художественном отношении, так что простой рассказ о нем был бы вполне
художественным произведением, т. е. берем случай, когда вмешательство комбинирующей фантазии кажется наименее нужным.
Монологи и разговоры в современных романах немногим ниже монологов классической трагедии: «в
художественном произведении все должно быть облечено красотою» — и нам даются такие глубоко обдуманные планы действования, каких почти никогда не составляют люди в настоящей
жизни; а если выводимое лицо сделает как-нибудь инстинктивный, необдуманный шаг, автор считает необходимым оправдывать его из сущности характера этого лица, а критики остаются недовольны тем, что «действие не мотивировано» — как будто бы оно мотивируется всегда индивидуальным характером, а не обстоятельствами и общими качествами человеческого сердца.
«Надоело» — это слово очень веское и решительное в человеческой
жизни вообще и в особенности в
жизни культурного русского человека, изумительная
художественная восприимчивость которого требует пищи беспрестанной и разнообразной.
Греция, умевшая развивать индивидуальности до какой-то
художественной оконченности и высоко человеческой полноты, мало знала в цветущие времена свои ученых в нашем смысле; ее мыслители, ее историки, ее поэты были прежде всего граждане, люди
жизни, люди общественного совета, площади, военного стана; оттого это гармонически уравновешенное, прекрасное своим аккордом, многостороннее развитие великих личностей, их науки и искусства — Сократа, Платона, Эсхила, Ксенофонта и других.
Он отстранил ее руками и отошел, и ей показалось, что лицо его выражало отвращение и досаду. В это время баба осторожно несла ему в обеих руках тарелку со щами, и Ольга Ивановна видела, как она обмочила во щах свои большие пальцы. И грязная баба с перетянутым животом, и щи, которые стал жадно есть Рябовский, и изба, и вся эта
жизнь, которую вначале она так любила за простоту и
художественный беспорядок, показались ей теперь ужасными. Она вдруг почувствовала себя оскорбленной и сказала холодно...
Гораздо более привлекли к Пушкину внимание публики те картины русской природы и
жизни, какие рассыпаны повсюду в его стихотворениях и выполнены с удивительным
художественным совершенством.
В «Юрии Милославском» большая часть сцен написана с увлекательною живостью, и все лица, кроме героя и героини романа, особенно там, где дело идет о любви (самое мудреное дело в народном русском романе) — лица живые, характерные, возбуждающие более или менее сочувствие в читателях всех родов; лицо же юродивого, Мити, явление исключительно русское, выхваченное из народной
жизни, стоит выше всех и может назваться
художественным созданием; оно написано с такою сердечною теплотою, которая проникает в душу каждого человека, способного к принятию такого рода впечатлений.
Что падает, что побеждает, что начинает водворяться и преобладать в нравственной
жизни общества, — на это у нас нет другого показателя, кроме литературы, и преимущественно,
художественных ее произведений.
Да, мы находим, что в «Маше» рассказан не исключительный случай [, чуждый нашей
жизни и могущий произойти разве с одной из ста тысяч крестьянских душ], — как претендуют [плантаторы] и
художественные критики.
Это те, у которых
художественное чутье, хотя бы даже и слабое, направлено здраво, в которых не только верно отражаются явления
жизни, но которым доступен более или менее и общий таинственный смысл ее.
Но ведь мы знаем, что художник — не пластинка для фотографии, отражающая только настоящий момент: тогда бы в
художественных произведениях и
жизни не было, и смысла не было.
Но зато тем более доверия внушают рассказы г. Аксакова, тем живее является перед нами эта
жизнь, не составленная
художественным образом из обломков и лоскутков, а просто изображенная в своей фактической верности.
Осчастливленные наследники плута таким заказом хотели выразить свою признательность усопшему родственнику, а
художественному исполнителю это стоило
жизни…
Эта переработка фактов постоянно совершается в самой
жизни; но для [ускорения и] большей полноты сознательной работы общества может быть полезна и беллетристика, и полезна тем более, чем больше
художественной полноты и силы будут иметь ее образы.
Это реалиорное искусство вовсе не отвергает
художественного канона, эстетики форм, напротив, насколько оно остается искусством, оно умеет по-своему осмыслить канон, вдохнуть в него новую
жизнь.
Для всяких же потребностей обиходной
жизни приходится пользоваться услугами «
художественной промышленности» с ее более или менее поверхностным эстетизмом и стилизацией, т. е., в сущности, подделками и суррогатами, жить без своего искусства.
Чтобы постигнуть религию, познать specificum религиозного в его своеобразии, нужно изучать
жизнь тех, кто является гением в религии (как и для эстетики, законы красоты установляются ведь не курсами профессоров эстетики, но творческими созданиями
художественного гения).
Ведь даже научная, а уж тем более философская истина не открывается людям, чуждым умственной
жизни, равным образом и
художественное творчество недоступно людям, лишенным эстетического восприятия.
Что такое эстетическое оскудение отнюдь не составляет нормы церковной
жизни, об этом красноречивей всего свидетельствует несравненная красота православного культа и
художественные сокровища его литургики [Знаменательно в этом отношении явление К. Н. Леонтъева, эстета из эстетов, и, однако, нашедшего себе религиозный и эстетический приют в лоне православия, в тиши Афона и Оптиной, на послушании у старца Амвросия, и кончившего дни иноком Климентом.
Далеко не многие понимают, что
художественное мироощущение с его критерием эстетически составляет принадлежность не только служителей искусства и его ценителей, но прежде всего и в наибольшей степени тех, кто самую
жизнь свою делают
художественным произведением, — святых подвижников.
Художественным своим аппаратом Толстой и раньше захватывал зло
жизни, попадающееся ему на глаза.
Мы убеждаемся, что даже безобразное и дисгармоническое в
жизни есть только
художественная игра, которую Воля, в вечном избытке своей радости, ведет сама с собою, — игра созидания и разрушения индивидуального мира.
И силою, делавшею для него мир прекрасным, была не сила
художественной фантазии, не сила красоты, а сила
жизни.
Глубокая и таинственная серьезность «живой
жизни», форма проявления ее в том светлом существе, которое называется человеком, счастье в его отличии от удовольствия, уплощение и омертвение
жизни, когда дело ее берется творить живой мертвец, — все эти стороны
художественного жизнепонимания Толстого особенно ярко и наглядно проявляются в отношении его к любви между мужчиной и женщиной.
Толстой же говорит, спорит и доказывает. И, как всегда в таких случаях,
художественная перспектива вдруг искажается, свет и тени распределяются неправильно, одни детали непропорционально выдвигаются вперед в ущерб другим. И не со спокойным самообладанием художника, а с задором увлекшегося полемиста Толстой на первом плане семейной
жизни Наташи водружает знаменитую пеленку с желтым пятном вместо зеленого.
И всюду здесь
жизнь, всюду ощущение этой
жизни и уважение к ней — то просто уважение, которое так высоко ставит Толстой. Мы видели, например, что в чисто
художественных произведениях Достоевского совсем нет животных. Если изредка животное и промелькнет, то непременно «противное», «паршивое», «скверное» — бесконечно униженное, с мертвою и мрачною душою. А вот как в «Записках из мертвого дома...
Художественный гений Платона давал им своеобразную
жизнь.
Когда пишется философская или научная книга или
художественное произведение, создается статуя и принимает окончательную форму симфония, когда строится машина или организуется хозяйственное или правовое учреждение, даже когда организуется
жизнь церкви на земле с ее канонами, творческий акт охлаждается, огонь потухает, творец притягивается к земле, вниз.
Без воображения нельзя не только создать
художественное произведение, но нельзя сделать научное или техническое открытие, нельзя выработать плана устроения хозяйственной или государственно-правовой
жизни.
Совершенно так же
жизнь есть только в первородных эстетических восприятиях и суждениях, в творчески-художественном отношении к
жизни, и ее нет в эстетическом снобизме.