Неточные совпадения
Славянская идея и славянское единение невозможны, если русский и православный
тип славянства признается полной и исключительной истиной, не нуждающейся ни в каком дополнении и ни в каком существовании других
типов славянской
культуры.
Можно желать братства и единения русских, французов, англичан, немцев и всех народов земли, но нельзя желать, чтобы с лица земли исчезли выражения национальных ликов, национальных духовных
типов и
культур.
Но вот грянула мировая война и разрушила призрак единой Европы, единой европейской
культуры, единого духовного европейского
типа.
И еще не следует смешивать темного, дикого, хаотического азиатского Востока с древней
культурой азиатского Востока, представляющего самобытный духовный
тип, привлекающий внимание самых культурных европейцев.
И даже отпадавшие от православия русские люди остаются православными по своему душевному
типу, и труднее всего им постигнуть католическую
культуру и душевный
тип, на ее почве вырастающий.
Славянофильство противопоставляло Россию Европе, как более высокий духовный
тип, а западничество мечтало об Европе, как идеале для России, как единственном
типе мировой
культуры.
Россия должна явить
тип востоко-западной
культуры, преодолеть односторонность западноевропейской
культуры с ее позитивизмом и материализмом, самодовольство ее ограниченных горизонтов.
Перед социальным и политическим сознанием станет мировая ширь, проблема овладения и управления всей поверхностью земного шара, проблема сближения Востока и Запада, встреч всех
типов и
культур, объединения человечества через борьбу, взаимодействие и общение всех рас.
Творчество национальных
культур и
типов жизни не терпит внешней, принудительной регламентации, оно не есть исполнение навязанного закона, оно свободно, в нем есть творческий произвол.
Французы верят в универсальность своей
культуры, они совсем не признают множественности культурных
типов.
Именно в Pontigny я наиболее узнал
тип французской
культуры и французской жизни.
Но
тип русского мышления и русской
культуры все же очень отличается от западноевропейского.
Воссоединение восточной и западной религиозности должно начаться не с соглашения официальных церковных правительств, а с взаимного устремления религиозных
типов и духовных
культур.
На этой почве создается тот
тип эстета, который возможен лишь в эпохи уточнения
культуры и отрыва её от трудовых, более суровых, основ жизни.
Национализм фашистского
типа означает потерю «национального» (если употреблять это слово, как часто делают, в смысле тождественном с «народным») своеобразия, в нем нет ничего «национального», он означает острую рационализацию и технизацию народной жизни, он нисколько не дорожит
культурой.
Низкий
тип духовной
культуры большей части революционеров-марксистов меня очень мучил.
Именно второй
тип разговора и есть показатель высокой
культуры.
Антропология неизбежно ставит человека между Богом и природой или между
культурой и природой, и в зависимости от того, как она определяет эти соотношения, слагаются ее
типы.
В нигилизме в деформированном виде отразилась еще одна черта русского православного религиозного
типа — нерешенность на почве православия проблемы
культуры.
Это новое молодое поколение изменило
тип русской
культуры.
Теперь этого оригинального
типа непосредственной старожилой киевской
культуры с запорожской заправкой уже нет и следа. Он исчез, как в Париже исчез
тип мюзаровской гризеты, с которою у киевских «крестовых дiвчат» было нечто сходственное в их простосердечии.
Гораздо большее значение имело народничество социалистического
типа, которое видело вину культурных классов в том, что вся их жизнь и их
культура основана на эксплуатации народного труда.
"…Теперешний город получил свою физиономию.
Типу столицы он не отвечает, как бы его ни величали"сердцем России", в смысле срединного органа. Москва не центр, к которому приливают нервные токи общественного движения, высшей умственной
культуры… Ее следовало бы скорее считать центральным губернским городом или, лучше сказать,
типом того, чём впоследствии могут оказаться крупные пункты областей русской земли, получивших некоторую обособленность. Остов губернского города сквозит здесь во всем".
Русские религиозные мыслители
типа Достоевского и К. Леонтьева не отрицали великой
культуры Западной Европы.
Они верили, что русский народ являет собою высший
тип христианской
культуры.
А К. Леонтьев в последний период своей жизни отчаялся в том, что Россия явит еще новый
тип цветущей
культуры, противоположный вырождающейся европейской цивилизации, схожий с былыми цветущими
культурами Европы.
Я не предсказываю, каким путем необходимо пойдет история, в хочу лишь проблематически начертать идеальные черты и тенденции нового
типа общества и
культуры [Этот этюд может быть чем-то вроде программного разъяснения к мыслям, развитым в моем «Конце Ренессанса» (см. «София») и в книгах «Смысл истории» и «Философия неравенства».].
Рабочий класс не создал никаких ценностей, не обнаружил никаких зачатков творчества новой
культуры, нового духовного
типа человека.
Новая русская буржуазия, под которой следует понимать не класс фабрикантов и банкиров, а победоносный социально-антропологический
тип, предъявит спрос на техническую цивилизацию, но не будет нуждаться в высшей
культуре всегда аристократической.