Неточные совпадения
Порою Самгин чувствовал, что он живет накануне открытия новой, своей историко-философской
истины, которая пересоздаст его, твердо поставит над действительностью и вне всех
старых, книжных
истин. Ему постоянно мешали домыслить, дочувствовать себя и свое до конца. Всегда тот или другой человек забегал вперед, формулировал настроение Самгина своими словами. Либеральный профессор писал на страницах влиятельной газеты...
В отличие от других экзистенциалистов, Хайдеггер держится за
старое понимание
истины, но по-новому выраженное.
В широких философских наивных кругах торжествует релятивизм и историзм, в которых есть доля правды по сравнению со
старым статическим пониманием
истины, но есть еще большая доля коренной лжи.
Мы увидим, что
старое, статическое, объективированное понимание
истины ложно и вызвало реакцию, дошедшую до отрицания
истины.
Сомнение в
старом понимании
истины началось в прагматической философии, но она не отличалась радикализмом и имела преходящее значение.
Старая традиционная точка зрения признает объективный критерий
истины.
Более интересная экзистенциальная философия, чреватая будущим, склонна утверждать не
старое объективированное понимание
истины, а субъективно-экзистенциональное.
…Все прочее
старое по-старому — в доказательство этой
истины мне 4-го числа минет 50 лет. Прошу не шутить. Это дело не шуточное. Доживаю, однако, до замечательного времени. Правда, никакой политик не предугадает, что из всего этого будет, но нельзя не сознаться, что быстрота событий изумительная… Я как будто предчувствовал, выписал «Journal des Débats» [Французская политическая газета.] вместо всех русских литературных изданий…
…Люблю тебя более, когда ты влюблена в меня! Вот тебе
истина нагая. Но как сделать, чтобы ты уверовала в эту правду? Авось поможет бог! Нельзя же, друг, чтобы ты, наконец, не поверила мне… Покоряюсь всему с любовью к тебе, которая именно парит над подозрениями за
старые мои, не оскорбляющие тебя, мимолетные привязанности. Это достойно и праведно…
Как бы то ни было, на примере
старого зáмка я узнал впервые
истину, что от великого до смешного один только шаг. Великое в зáмке поросло плющом, повиликой и мхами, а смешное казалось мне отвратительным, слишком резало детскую восприимчивость, так как ирония этих контрастов была мне еще недоступна.
— Да, она удивительная девушка, — говорил он, стыдливо краснея, но тем с большей смелостью глядя мне в глаза, — она уж не молодая девушка, даже скорей
старая, и совсем нехороша собой, но ведь что за глупость, бессмыслица — любить красоту! — я этого не могу понять, так это глупо (он говорил это, как будто только что открыл самую новую, необыкновенную
истину), а такой души, сердца и правил… я уверен, не найдешь подобной девушки в нынешнем свете (не знаю, от кого перенял Дмитрий привычку говорить, что все хорошее редко в нынешнем свете, но он любил повторять это выражение, и оно как-то шло к нему).
Содержание их вечно юно, и одни только формы у них
стареют, и мы легко можем открыть в этих формах идею и убедиться, что философская
истина не есть что-нибудь отдельное и чуждое мировой жизни, и что она в ней проявлена, по крайней мере, как распря.
— Фи! фи! — воскликнула Дарья Михайловна, — как вам не стыдно это говорить,
старый вы грешник!
Истины нет? Для чего же жить после этого на свете?
Я узнал фамилию толстовца — Клопский, узнал, где он живет, и на другой день вечером явился к нему. Жил он в доме двух девушек-помещиц, с ними он и сидел в саду за столом, в тени огромной
старой липы. Одетый в белые штаны и такую же рубаху, расстегнутую на темной волосатой груди, длинный, угловатый, сухой, — он очень хорошо отвечал моему представлению о бездомном апостоле, проповеднике
истины.
— Мне нравятся ваши замечания. Я узнаю в этих словах моего прежнего, умного,
старого, восторженного и вместе с тем цинического друга; одни русские могут в себе совмещать, в одно и то же время, столько противоположностей. Действительно, человек любит видеть лучшего своего друга в унижении пред собою; на унижении основывается большею частью дружба; и это
старая, известная всем умным людям
истина. Но в настоящем случае, уверяю вас, я искренно рад, что вы не унываете. Скажите, вы не намерены бросить игру?
— Нет, Егор Иваныч, ради бога! — заторопился студент. — Вы только послушайте, только послушайте меня. Мужик, куда он у себя ни оглянется, на что ни посмотрит, везде кругом него старая-престарая, седая и мудрая
истина. Все освещено дедовским опытом, все просто, ясно и практично. А главное — абсолютно никаких сомнений в целесообразности труда. Возьмите вы доктора, судью, литератора. Сколько спорного, условного, скользкого в их профессиях! Возьмите педагога, генерала, чиновника, священника…
Старая это
истина, но вот что тут новое: я и сбиться-то очень не могу.
Истина и правда
старой Европы в глазах Европы рождающейся — неправда и ложь.
В разделении
истин на низкие и высокие опять отражалось, разумеется, влияние
старой риторической школы, допускавшей еще и средние
истины, так же точно, как допускала она высокий, средний и низкий слог.
Старые заблуждения откинуты, и новые
истины вошли в сознание человечества.
Чем меньше потребностей, тем счастливее жизнь, —
старая, но далеко не признанная всеми людьми
истина.
В молодых годах люди верят, что назначение человечества в постоянном совершенствовании и что возможно и даже легко исправить всё человечество, уничтожить все пороки и несчастья. Мечты эти не смешны, а, напротив, в них гораздо больше
истины, чем в суждениях
старых, завязших в соблазнах людей, когда люди эти, проведшие всю жизнь не так, как это свойственно человеку, советуют людям ничего не желать, не искать, а жить, как животное.
Он не только возвращается к
старой и вечной христианской
истине о человеке после гуманистического отпадения от нее и забвения ее.
Творческой эпохе и творческой философии свойственна и иная гносеология, которая прольет свет на относительную и частную
истину старой, подзаконной гносеологии.
Основная марксистская
истина, которую провозглашали первые русские марксисты в своих боях с народниками, та
истина, что России предстоит еще пройти через эпоху капиталистического промышленного развития, что буржуазии предстоит еще у нас политически и экономически прогрессивная роль, что не может быть скачка в социалистическое царство из во всех отношениях отсталого
старого русского царства, была основательно забыта социал-демократами еще в 1905 году.
Долго и упорно шла в физической философии борьба между
старым и новым взглядом. Богословие стояло на страже за
старый взгляд и обвиняло новый в разрушении откровения. Но когда
истина победила, богословие построилось так же твердо на новой почве.
Христос после всех тех притч, которыми он объясняет ученикам значение своего учения, в конце всего, как относящееся ко всему предшествующему, говорит: поэтому-то всякий книжник, т. е. грамотный, наученный
истине, подобен хозяину, который берет из своего сокровища (вместе, безразлично) и
старое и новое.
Все это понятно, если признать наконец ту
истину, которая пока ясна лишь немногим, — что в России никакой революции и не было, а было и есть лишь продолжающееся разложение и гниение
старого, лишь длительное безвластие и безгосударственность, лишь развитие и углубление самовластья.