Неточные совпадения
Если мы отвергаем так называемый объективный критерий истины, и в
смысле реализма наивного, и в
смысле реализма рационалистического, и в
смысле идеализма трансцендентально-критического, то совсем не для того, чтобы утверждать «субъективность» произвольную, «психологизм» в гуссерльском
смысле слова, в противоположность глубокой
реальности.
Важнее же всего сознать, что дух совсем не есть
реальность, сопоставимая с другими
реальностями, например, с
реальностью материи; дух есть
реальность совсем в другом
смысле, он есть свобода, а не бытие, качественное изменение мировой данности, творческая энергия, преображающая мир.
«Коллективная»
реальность имеет экзистенциальный
смысл в человеческой жизни, но она совсем не то значит, что думают, желая подчинить ей человеческую личность.
Церковь имеет огромный экзистенциальный
смысл в судьбе людей, но социальная объективация духовной
реальности церкви не может претендовать на первореальность, это
реальность производная.
Реальность не может ни в каком
смысле зависеть от рефлексии, от познания, от рационализирования.
Суть ли идейные первоначала бытия лишь идеальные схемы, которые по содержанию беднее, суше, однообразнее, нежели они же в «смешении» с материей в
реальностях нашего мира, или же, напротив, им принадлежит
реальность in sensu eminentissimo [В самом высшем
смысле (лат.).], реальнейшая
реальность, realitas realissima?
То, что Бог существенно и потому предвечно, вневременно представляет (отлично сознаем всю неточность этих выражений, но пользуемся ими за отсутствием надлежащих для того слов в языке человеческом), надо мыслить в
смысле реальнейшем, как ens realissimum, и именно такой реальнейшей
реальностью и обладает Идея Бога, Божественная София.
Бесконечная субъективность может быть раскрытием
реальности в экзистенциальном
смысле слова, а может быть иллюзорностью и погружать в ложь.
Религиозная вера по
смыслу своему обращает греховного человека, растерзанного миром, к раскрытию
реальности и освобождает от фантазмов, порожденных страхами мира.
Смирение в глубоком
смысле слова есть не что иное, как освобождение от фантазмов, созданных эгоцентризмом, раскрытие души для
реальностей.
И вот все греховные страсти создают свои миры фантазм, нарушают и разрушают первичное чувство
реальности, делают человека антиреалистом, идеалистом в дурном
смысле слова.
Но не имеет никакого
смысла образовывать понятия и идеи о добре, которое не существует, как не имеет
смысла беспредметное познание, не связанное ни с какой
реальностью.
Он требует той особенной зоркости к
реальности, при которой раскрывается
смысл явлений.
Напрасно Гекер сводит литургическую жизнь церкви к внешнему обряду, к чему-то вроде суеверной магии, а то время как в ней есть духовная глубина, есть отображение небесной жизни, Учение Хомякова о церкви, т. е. учение о соборности и свободе, представляется Гекеру утопией, которая нигде никогда не была реализована, только потому, что для него
реальность исчерпывается эмпирической данностью, что он не способен понять существования идейного в онтологическом
смысле мира, который находится за миром эмпирическим, противополагается ему и вместе с тем действует в нем.
И это совсем не дóлжно понимать в
смысле отвлеченного спиритуализма, который противополагает дух
реальностям души и тела, причем душа и тело оказываются подавленными или отрицаемыми духом, который ставится в одну линию
реальности с
реальностями природными, душевными и телесными.
Спиритуализм обычно понимает дух как субстанцию, как
реальность особого качества среди вещей природного мира, но все же
реальность в том же
смысле.
Реальность в подлинном экзистенциальном
смысле не творится в познании, но познание есть творческий акт.
С этим связана и проблема реализма в другом, платонистическом и средневековом схоластическом,
смысле слова, проблема
реальности универсалий.
Оно принимает условно-риторический характер и не соответствует
реальности, т. е. лишено искренности в карлейлевском
смысле слова.
Дух есть
реальность, которая означает пробуждение высшей качественности, высшего
смысла внутри сил космо-теллурических.
Дух есть
реальность не только иная, чем
реальность природного духа, чем
реальность объектов, но есть
реальность совсем в другом
смысле.
Но в путях этих имеет великий
смысл устранение иллюзий, разоблачение подлинных
реальностей.