Неточные совпадения
Помещик с седыми усами был, очевидно, закоренелый крепостник и деревенский старожил, страстный сельский хозяин. Признаки эти Левин видел и в одежде — старомодном, потертом сюртуке, видимо непривычном помещику, и в его умных, нахмуренных глазах, и в складной
русской речи, и в усвоенном, очевидно, долгим
опытом повелительном тоне, и в решительных движениях больших, красивых, загорелых рук с одним старым обручальным кольцом на безыменке.
На большом столе у зеркала лежал его открытый чемодан, из которого виднелись его туалетный несессер и книги, взятые им с собою:
русская —
опыт исследования законов преступности, о том же одна немецкая и одна английская книга.
В
опытах по психологии
русского народа, собранных в этой книге, можно найти многое, объясняющее происшедшую в России катастрофу.
Это было еще детское сознание
русского народа, первое национальное пробуждение от сна, первый
опыт самоопределения.
Опыт русской революции подтверждал мою давнюю уже мысль о том, что свобода не демократична, а аристократична.
В глубине
русского народа происходят в результате пережитого
опыта революции и войны очень важные духовные процессы, которые еще не могут себя выявить.
Несмелов, скромный профессор Казанской духовной академии, намечает возможность своеобразной и во многом новой христианской философии [Я, кажется, первый обратил внимание на Несмелова в статье «
Опыт философского оправдания христианства», напечатанной в «
Русской мысли» 35 лет тому назад.].
Русское сознание не делает разделения на теологию откровенную и теологию натуральную, для этого
русское мышление слишком целостно и в основе знания видит
опыт веры.
Употребляя современное выражение, можно было бы сказать, что
русская философия, религиозно окрашенная, хотела быть экзистенциальной, в ней сам познающий и философствующий был экзистенциален, выражал свой духовный и моральный
опыт, целостный, а не разорванный
опыт.
Так, напр.,
русский философ Лосский оригинально защищает мистический эмпиризм, который берет
опыт нерационализированно и расширяет до бесконечности сферу возможностей.
Хоть и действительно он имел и практику, и
опыт в житейских делах, и некоторые, очень замечательные способности, но он любил выставлять себя более исполнителем чужой идеи, чем с своим царем в голове, человеком «без лести преданным» и — куда не идет век? — даже
русским и сердечным.
Но — чудное дело! превратившись в англомана, Иван Петрович стал в то же время патриотом, по крайней мере он называл себя патриотом, хотя Россию знал плохо, не придерживался ни одной
русской привычки и по-русски изъяснялся странно: в обыкновенной беседе речь его, неповоротливая и вялая, вся пестрела галлицизмами; но чуть разговор касался предметов важных, у Ивана Петровича тотчас являлись выражения вроде: «оказать новые
опыты самоусердия», «сие не согласуется с самою натурою обстоятельства» и т.д. Иван Петрович привез с собою несколько рукописных планов, касавшихся до устройства и улучшения государства; он очень был недоволен всем, что видел, — отсутствие системы в особенности возбуждало его желчь.
«Милый друг, — писал он, — я согрешил, каюсь перед вами: я написал роман в весьма несимпатичном для вас направлении; но, видит бог, я его не выдумал; мне его дала и нарезала им глаза наша
русская жизнь; я пишу за женщину, и три типа были у меня, над которыми я производил свои
опыты.
Хотя поток времени унес далеко счастливые дни моей юности, когда имел я счастие быть вашим однокашником, и фортуна поставила вас, достойно возвыся, на слишком высокую, сравнительно со мной, ступень мирских почестей, но, питая полную уверенность в неизменность вашу во всех благородных чувствованиях и зная вашу полезную, доказанную многими
опытами любовь к успехам
русской литературы, беру на себя смелость представить на ваш образованный суд сочинение в повествовательном роде одного молодого человека, воспитанника Московского университета и моего преемника по службе, который желал бы поместить свой труд в одном из петербургских периодических изданий.
— А-а! — приподнялся Кармазинов с дивана, утираясь салфеткой, и с видом чистейшей радости полез лобызаться — характерная привычка
русских людей, если они слишком уж знамениты. Но Петр Степанович помнил по бывшему уже
опыту, что он лобызаться-то лезет, а сам подставляет щеку, и потому сделал на сей раз то же самое; обе щеки встретились. Кармазинов, не показывая виду, что заметил это, уселся на диван и с приятностию указал Петру Степановичу на кресло против себя, в котором тот и развалился.
— Более всего на начале разных местностей и народностей, а частию исповеданий, а также и по наклонностям молодых людей к той или другой философской системе; это я знаю по собственному
опыту: нас,
русских, в то время студировало только двое: Пилецкий и я, и он меня ввел в корпорацию мистиков.
Все это вместе решило меня сделать первый
опыт на
русском языке. Охотников до уженья много на Руси, особенно в деревнях, и я уверен, что найду в них сочувствие. Прошу только помнить, читая мою книжку, что она не трактат об уженье, не натуральная история рыб. Моя книжка ни больше ни меньше как простые записки страстного охотника: иногда поверхностные, иногда односторонние и всегда неполные относительно к обширности обоих предметов, сейчас мною названных.
— «
Опыт решения социального вопроса по последним данным науки и на основании указаний практики, поскольку он касается всего человечества вообще,
русского народа в частности и приисков в особенности…»
Но тем не менее, делая еще одну и последнюю такую попытку, названную Вами в почтенном письме Вашем ко мне «делом хорошим и честным», я утешаюсь хоть тем, что отныне клевете, до сих пор с непостижимою упорностию не позабывающей Артура Бенни, уже придется иметь против себя печатное свидетельство четырех человек, то есть Ваше, госпожи Якоби, мое и П. Д. Боборыкина, выразившего мне свое намерение не оставить безотзывно этого моего
опыта представить
русскому обществу наглядный образец, чем оно увлекается то в ту, то в другую сторону и как у нас, благодаря шаткости общественного мнения, составлялись и составляются репутации.
Мы затравили им только двух беляков, которых сошли по первой октябрьской пороше, и для
опыта затравили
русского гуся, привыкшего хорошо летать.
И ведь любопытно то, что никакой
опыт не научает
русского поэта.
По свидетельству Сопикова (
Опыт русской библиографии, том I, стр. СХХ), все упраздненные типографии немедленно и разошлись по губерниям.
Он знал по
опыту, что симпатии галереи будут на стороне его противника, как более молодого, красивого, изящного, а главное, носящего
русскую фамилию борца, и этим небрежным, спокойным взглядом точно посылал вызов разглядывавшей его толпе.
Ныне, по прошествии тридцати лет, весь
русский люд горьким
опытом убедился, что взятки, и при «Своде» возможны, и очень возможны…
Прибавим к этому, что до сих пор значительная часть образованного
русского общества читает охотнее по-французски, чем по-русски, и, следовательно, примется за «
Опыт» г. Жеребцова скорее, чем хоть, например, за вышедшую на днях книгу г. Лешкова «
Русский народ и государство», хотя г. Лешков и не уступит в патриотизме г. Жеребцову.
Наведенные на эти замечания «
Опытом об истории
русской цивилизации», мы, однако же, высказали их вовсе не с тем, чтобы применять к г.
Следуя своему учению о трех элементах цивилизации, г. Жеребцов, в заключении своего «
Опыта», дает нам определение того, в каком положении эти три элемента находятся в
русском народе.
Не говоря о точке зрения Посошкова, которая, может быть, не совсем удовлетворит требованиям живой народной науки, заметим здесь только о том, как в этом случае простой здравый смысл
русского человека сошелся с результатами, добытыми наконец в многолетних
опытах и исследованиях людей ученых.
«Мы не станем придавать важности
опытам тех немногих умных людей, которые вздумали упражняться в
русском языке и обманывать Европу бледным призраком будто бы
русской литературы. Если б не мое глубокое уважение к Мицкевичу и к его заблуждениям святого, я бы, право, обвинил его за снисхождение (можно даже сказать за милость), с которою он говорит об этой шутке».
Сомневались исключительно почти одни только старые студенты, которые уже по трех-четырехлетнему
опыту знали, что польские студенты всегда, за весьма и весьма ничтожными исключениями, избегали общества студентов
русских и старались по возможности не иметь с ними никакого общего дела.
— Но вопрос в том, захотят ли поляки нашего участия? — возразил Хвалынцев. — У нас к ним одно сочувствие и ни тени ненависти. Но я знаю по трехлетнему университетскому
опыту, поляки всегда чуждались нас; у них всегда для нас одно только сдержанное и гордое презрение; наконец, сколько раз приходится слышать нам от поляков слова злорадства и ненависти не к правительству, но к нам, к России, к
русскому народу, так нуждаются ли они в нашем сочувствии?
Булгаков по поводу имясловия написал статью «Афонское дело» (
Русская мысль. 1913. № 9), а позднее (в 1920 г.) монографию «Философия имени» (Париж, 1953).], помимо общего своего богословского смысла, является в некотором роде трансцендентальным условием молитвы, конституирующим возможность религиозного
опыта.
Но дружининский кружок — за исключением Некрасова — уже и в конце 50-х годов оказался не в том лагере, к которому принадлежали сотрудники"Современника"и позднее"
Русского слова". Мой старший собрат и по этой части очутился почти в таком же положении, как и я. Место, где начинаешь писать, имеет немалое значение, в чем я горьким
опытом и убедился впоследствии.
Дом Уварова и был за этот период тем местом, где на
русской почве (несмотря на международный гуманизм Сергея Федоровича) мои писательские стремления усилились и проявляли себя и в усиленном интересе к всемирной литературе и все возраставшей любовью к театру, в виде сценических
опытов.
В Дерпте, в нашей
русской корпорации, мой юмористический рассказ"Званые блины"произвел даже сенсацию; но доказательством, что я себя не возомнил тогда же беллетристом, является то, что я целых три года не написал ни одной строки, и первый мой более серьезный
опыт была комедия в 1858 году.
Я высидел уже тогда четыре года на гимназической «парте», я прочел к тому времени немало книг, заглядывал даже в «Космос» Гумбольдта, знал в подлиннике драмы Шиллера; наши поэты и прозаики, иностранные романисты и рассказчики привлекали меня давно. Я был накануне первого своего литературного
опыта, представленного по классу
русской словесности.
Здесь я имел главным своим объектом мои испытания и наблюдения как
русского писателя все то, чем и заграничная жизнь могла действовать на каждого из моих «собратов», на каждого
русского моего умственного развития и житейского
опыта — до переселения «за рубеж».
Педагогические наблюдения и заметки Исмайлова интересны не менее рассказанных уже по его запискам любовных и брачных эпизодов «глухой поры» тридцатых годов. Здесь мы увидим лжепатриотизм и лжеумствования лукавых людей, совершавших на полной свободе любопытный
опыт воспитания государственных деятелей на такой манер, как их в чужих краях не воспитывают, т. е. в особенном самобытном
русском направлении.
В доме шел какой-то ад, и широкие замыслы о «
русском направлении» совсем растаяли при самых первых
опытах их осуществления. А о православии даже и вскользь не упоминается ни одним словом. Патриотизмом и православием пошутили — и довольно: пора было подумать о вещах более серьезных.
В эти годы зрелости женщины наиболее пагубно влияют на мужчин и часто в их жизни играют роковую роль. Подчас хотя и образованный, но не окрепший в кормиле житейского
опыта ум поддается всегда если не ядовитому, то расслабляющему действию женской ласки и незаметно сворачивает с прямой дороги, получая вовсе не желательное для мужчин направление. Недаром в
русском языке существует позорный для мужчин глагол «обабиться».
Его интересует судьба человека в петербургской, петровской России, сложный трагический
опыт русского скитальца, оторвавшегося от родной почвы в этот период.
— Не советую тебе, Маша, приступать к такому
опыту. Я даже тебе больше скажу: для нашего брата нет в
русском обществе не только жен, но даже любовниц, да! Связь с замужней женщиной для нас немыслима…
Оба эти литературные
опыта Суворова были напечатаны в 1755 году в издававшемся при Академии наук первом
русском журнале под заглавием «Ежемесячные сочинения».
И
русский народ сделал
опыт осуществления нового царства в мире.
В Петербурге, при кадетском корпусе, составилось в царствование Елизаветы Петровны первое общество
русской словесности и первый
русский театр. Александр Васильевич, находясь по временам в Петербурге, посещал это общество и читал там свои литературные
опыты. С автором «Россиады» Херасковым и Дмитриевым Суворов был в приятельских отношениях.
Не слышно еще было, чтобы какой известный врач посетил Московию. А сколько добра мог бы он там сделать!.. Врачуя, всего легче, удобнее просвещать; человек всегда охотнее повинуется своему благотворителю. «Народ
русский юн, свеж, следовательно, готов принять все прекрасное и высокое!» — думал Антон. В Московию, Антон! туда, с твоею пламенною душой, с твоими девственными надеждами и учеными
опытами, туда, в эту восточную Колумбию!
Тридцатого мая 1574 года царь Иоанн Васильевич дал им эту грамоту, в которой было сказано, что Яков и Григорий Строгановы могут укрепляться на берегах Тобола и вести войну с изменником Кучумом для освобождения первобытных жителей югорских,
русских данников от его ига; могут в возмездие за их добрую службу выделывать там не только железо, но и медь, олово и свинец, серу для
опыта, до некоторого времени; могут свободно торговать беспошлинно с бухарцами и киргизами.
Кончить
русскую революцию может лишь
русское крестьянство, лишь народившаяся в самой революции новая буржуазия, лишь красная армия, опомнившаяся от своего кровавого бреда, лишь новая интеллигенция, духовно углубившаяся в трагическом
опыте революции и стяжавшая себе новые положительные идеи.
«Славь тако Александра век
И охраняй нам Тита на престоле.
Будь купно страшный вождь и добрый человек,
Рифей в отечестве, а Цесарь в бранном поле.
Да счастливый Наполеон,
Познав чрез
опыты, каков Багратион,
Не смеет утруждать Алкидов
русских боле...
Русская революция — огромный
опыт, который изменит у интеллигентных
русских людей чувства жизни и заставит их по-новому мыслить.