Неточные совпадения
Хотя Алексей Александрович и знал, что он не может иметь на жену нравственного влияния, что из всей этой попытки исправления ничего не выйдет, кроме лжи; хотя, переживая эти тяжелые минуты, он и не подумал ни разу о том, чтоб искать руководства в религии, теперь, когда его решение совпадало с
требованиями, как ему казалось, религии, эта
религиозная санкция его решения давала ему полное удовлетворение и отчасти успокоение.
В них с новой остротой ставится вопрос о человеке и
требование новой
религиозной и философской антропологии.
Требование, предъявленное мне, чтобы я оправдал ссылкой на тексты Священного Писания свою идею о
религиозном смысле творчества человека, было непониманием проблемы.
Обострение этого вопроса,
требование его решения в свете высшего
религиозного сознания обозначает, что церковь как процесс в мире находится на перевале.
Требование это ведь не выполняется противниками
религиозной веры и сторонниками веры позитивистической, социальной; их вера также не научна, не доказательна, не убедительна для тех, у кого воля направлена в другую сторону.
Несмотря на
требования изменения жизни, сознанные, высказанные
религиозными руководителями и принятые разумнейшими людьми, большинство людей, несмотря на
религиозное отношение к этим руководителям, т. е. веру в их учение, продолжает в усложнившейся жизни руководствоваться прежним учением, подобно тому как поступал бы семейный человек, если бы, зная о том, как следует жить в его возрасте, по привычке и по легкомыслию продолжал бы жить ребяческою жизнью.
Так что если прежде только человек, исповедующий церковное
религиозное учение, мог, признавая себя при этом чистым от всякого греха, участвовать во всех преступлениях, совершаемых государством, и пользоваться ими, если он только при этом исполнял внешние
требования своего исповедания, то теперь и все люди, не верящие в церковное христианство, имеют такую же твердую светскую научную основу для признания себя чистыми и даже высоконравственными людьми, несмотря на свое участие в государственных злодеяниях и пользование ими.
«Секта Брянчанинова», под влияние которой подпал в инженерном училище Николай Федорович Фермор, к его времени потерпела значительное изменение в духе. С отходом первого своего основателя и руководителя Брянчанинова и его друга Чихачева она утратила преобладание
религиозного направления, но зато еще более повысила
требования обшей честности и благородства.
Потому, между прочим,
религиозный «закон» шире нравственности, включая в себя
требования обрядовые и вообще культовые, которые с точки зрения нравственности совершенно не нужны и представителями этической религии отвергаются как идолопоклонство и суеверие (Afterdienst и Abgötterei у Канта).
Известное недоверие к современным догматотворцам должно почитаться
требованием хорошего
религиозного вкуса, повелевающим, подобно ньютоновской максиме: hypotheses non fmgo [Гипотез не измышляю (лат.)] — руководиться правилом: dogmata npn fmgo.
Наука же принципиально стоит на внерелигиозной и внеконфессиональной позиции (говорю принципиально, потому что фактически это принципиальное
требование никогда не исполняется да и неисполнимо, ибо и служители науки, ученые, также конфессиональны и имеют свои
религиозные или же антирелигиозные верования).
Внешняя принудительность истин веры не отвечала бы основным
требованиям религиозного сознания, и достоинству чтущего нашу свободу Божества не соответствовало бы насиловать нашу личность, хотя бы даже логическим принуждением или насилием знания.
Невозможно и не должно отказаться от любви во имя долга, социального и
религиозного, это рабье
требование, отказаться можно только во имя свободы или во имя жалости, то есть другой любви же.
Но при советском режиме это теряет всякий
религиозный смысл, ибо превращается в выполнение
требований Г.П.У.
И всегда происходило то, что с огрубением
религиозных форм искусство более и более уклонялось от своей первоначальной цели (при которой оно могло считаться важным делом — почти богослужением) и вместо
религиозного служения задавалось не
религиозными, а мирскими целями удовлетворения
требованиям толпы или сильных мира, то есть целям развлечения и увеселения.
Люди этого кружка, как и все люди высших сословий христианского мира того времени, находились под обаянием и влиянием греческих памятников и, будучи совершенно равнодушны к вопросам
религиозным, думали, что если греческая драма, изображая бедствия и страдания, и борьбу своих героев, представляет высший образец драмы, то и для драмы в христианском мире такое изображение страданий и борьбы героев будет достаточным содержанием, если только откинуть узкие
требования псевдоклассицизма.
А так как преимущественно могли пользоваться в то время драматическими представлениями только сильные мира сего, короли, принцы, князья, придворные — люди, наименее
религиозные и не только совершенно равнодушные к вопросам религии, но большей частью совершенно развращенные, то, удовлетворяя
требованиям своей публики, драма XV, XVI и XVII веков уже совершенно отказалась от всякого
религиозного содержания.
Этому искушению должна быть противопоставлена социальная трезвость как
требование аскетической
религиозной дисциплины.
Только пойми всякий человек, что он не только не имеет никакого права, но и возможности устраивать жизнь других людей, что дело каждого устраивать, блюсти только свою жизнь, соответственно тому высшему
религиозному закону, который открыт ему, и само собой уничтожится то мучительное, несоответственное
требованиям нашей души и всё ухудшающееся и ухудшающееся зверское устройство жизни так называемых христианских народов.
В этом состоит различие учения Христа от всех других
религиозных учений, различие, заключающееся не в различии
требований, а в различии способа руководства людей.
Так, в самом важном,
религиозном отношении каждый крестьянин не чувствует себя свободным членом своей церкви, свободно избравшим, или по крайней мере свободно признавшим исповедуемую им веру, а рабом этой церкви, обязанным беспрекословно исполнять те
требования, которые ему предписаны его
религиозными начальниками, присланными к нему и поставленными независимо от его желания или выбора.
И разъединенность эта и бедственность не переставая увеличиваются по мере того, как люди, не усваивая свойственного времени
религиозного понимания и вытекающего из него руководства поведения, продолжают жить по руководству, вытекающему из прежнего, отжитого уже понимания жизни, и, кроме того, чтобы усвоить свойственное времени
религиозное понимание, стараются искусственно придумать такое понимание жизни, которое оправдывало бы их устройство жизни, не соответствующее уже духовным
требованиям большинства людей.
Только освободись люди нашего мира от того обмана извращения христианского учения церковной веры и утвержденного на ней не только оправдания, но возвеличения, несовместимого с христианством, основанного на насилии, государственного устройства, и само собой устранится в душах людей не только христианского, но и всего мира главная помеха к
религиозному сознанию высшего закона любви без возможности исключений и насилия, который 1900 лет тому назад был открыт человечеству и который теперь один только удовлетворяет
требованиям человеческой совести.
Закон же государственный со своим
требованием военной службы, то есть готовности к убийству по воле других людей, не может не быть противоположен всякому религиозно-нравственному закону, всегда основанному на любви к ближнему, как все
религиозные учения, не только христианское, но и магометанское, и буддийское, и браминское, и конфуцианское.
Так что казалось бы очевидно, что допущение хотя какого бы то ни было исключения из
требования исполнения закона любви уничтожает всё значение, весь смысл, всю благодетельность закона любви, лежащего в основе и всякого
религиозного учения и всякого нравственного учения.