Неточные совпадения
Сохранение пропорциональностей частей тела также не маловажно, ибо гармония есть первейший закон природы. Многие градоначальники обладают длинными руками, и за это со временем отрешаются от должностей; многие отличаются особливым
развитием иных оконечностей или же уродливою их малостью, и от
того кажутся смешными или зазорными. Сего всемерно избегать надлежит, ибо ничто так не подрывает власть, как некоторая выдающаяся или заметная для всех гнусность.
— Положим, княгиня, что это не поверхностное, — сказал он, — но внутреннее. Но не в
том дело — и он опять обратился к генералу, с которым говорил серьезно, — не забудьте, что скачут военные, которые избрали эту деятельность, и согласитесь, что всякое призвание имеет свою оборотную сторону медали. Это прямо входит в обязанности военного. Безобразный спорт кулачного боя или испанских тореадоров есть признак варварства. Но специализованный спорт есть признак
развития.
Другое было
то, что, прочтя много книг, он убедился, что люди, разделявшие с ним одинаковые воззрения, ничего другого не подразумевали под ними и что они, ничего не объясняя, только отрицали
те вопросы, без ответа на которые он чувствовал, что не мог жить, а старались разрешить совершенно другие, не могущие интересовать его вопросы, как, например, о
развитии организмов, о механическом объяснении души и т. п.
— Но в
том и вопрос, — перебил своим басом Песцов, который всегда торопился говорить и, казалось, всегда всю душу полагал на
то, о чем он говорил, — в чем полагать высшее
развитие? Англичане, Французы, Немцы — кто стоит на высшей степени
развития? Кто будет национализовать один другого? Мы видим, что Рейн офранцузился, а Немцы не ниже стоят! — кричал он. — Тут есть другой закон!
Организм, разрушение его, неистребимость материи, закон сохранения силы,
развитие — были
те слова, которые заменили ему прежнюю веру.
— Мне кажется, — неторопливо и вяло отвечал Алексей Александрович, — что это одно и
то же. По моему мнению, действовать на другой народ может только
тот, который имеет высшее
развитие, который…
Он доказывал, что бедность России происходит не только от неправильного распределения поземельной собственности и ложного направления, но что этому содействовали в последнее время ненормально привитая России внешняя цивилизация, в особенности пути сообщения, железные дороги, повлекшие за собою централизацию в городах,
развитие роскоши и вследствие
того, в ущерб земледелию,
развитие фабричной промышленности, кредита и его спутника — биржевой игры.
«И разве не
то же делают все теории философские, путем мысли странным, несвойственным человеку, приводя его к знанию
того, что он давно знает и так верно знает, что без
того и жить бы не мог? Разве не видно ясно в
развитии теории каждого философа, что он вперед знает так же несомненно, как и мужик Федор, и ничуть не яснее его главный смысл жизни и только сомнительным умственным путем хочет вернуться к
тому, что всем известно?»
— Я не могу вполне с этим согласиться, — отвечал Алексей Александрович. — Мне кажется, что нельзя не признать
того, что самый процесс изучения форм языков особенно благотворно действует на духовное
развитие. Кроме
того, нельзя отрицать и
того, что влияние классических писателей в высшей степени нравственное, тогда как, к несчастью, с преподаванием естественных наук соединяются
те вредные и ложные учения, которые составляют язву нашего времени.
― Да вот написал почти книгу об естественных условиях рабочего в отношении к земле, ― сказал Катавасов. ― Я не специалист, но мне понравилось, как естественнику,
то, что он не берет человечества как чего-то вне зоологических законов, а, напротив, видит зависимость его от среды и в этой зависимости отыскивает законы
развития.
Левин встречал в журналах статьи, о которых шла речь, и читал их, интересуясь ими, как
развитием знакомых ему, как естественнику по университету, основ естествознания, но никогда не сближал этих научных выводов о происхождении человека как животного, о рефлексах, о биологии и социологии, с
теми вопросами о значении жизни и смерти для себя самого, которые в последнее время чаще и чаще приходили ему на ум.
Он считал русского мужика стоящим по
развитию на переходной ступени от обезьяны к человеку, а вместе с
тем на земских выборах охотнее всех пожимал руку мужикам и выслушивал их мнения.
Страсти не что иное, как идеи при первом своем
развитии: они принадлежность юности сердца, и глупец
тот, кто думает целую жизнь ими волноваться: многие спокойные реки начинаются шумными водопадами, а ни одна не скачет и не пенится до самого моря.
На остальных же, бывших в распивочной, не исключая и хозяина, чиновник смотрел как-то привычно и даже со скукой, а вместе с
тем и с оттенком некоторого высокомерного пренебрежения, как бы на людей низшего положения и
развития, с которыми нечего ему говорить.
Тут являлось даже несколько более
того, о чем он мечтал: явилась девушка гордая, характерная, добродетельная, воспитанием и
развитием выше его (он чувствовал это), и такое-то существо будет рабски благодарно ему всю жизнь за его подвиг и благоговейно уничтожится перед ним, а он-то будет безгранично и всецело владычествовать!..
Но
тем не менее ему опять-таки было ясно, что Соня с своим характером и с
тем все-таки
развитием, которое она получила, ни в каком случае не могла так оставаться.
Но «гуманный» Андрей Семенович приписывал расположение духа Петра Петровича впечатлению вчерашнего разрыва с Дунечкой и горел желанием поскорее заговорить на эту
тему: у него было кой-что сказать на этот счет прогрессивного и пропагандного, что могло бы утешить его почтенного друга и «несомненно» принести пользу его дальнейшему
развитию.
Он был крепко, органически убежден, что ошибаются и
те и другие, он не мог думать иначе, но не усваивал, для которой группы наиболее обязателен закон постепенного и мирного
развития жизни.
Он неохотно и ‹не› очень много затратил времени на этот труд, но затраченного оказалось вполне достаточно для
того, чтоб решительно не согласиться с философией истории, по-новому изображающей процесс
развития мировой культуры.
Взвешивая на ладони один из пяти огромных
томов Мориса Каррьера «Искусство в связи с общим
развитием культуры», он говорил...
Классовый идиотизм буржуазии выражается, между прочим, в
том, что капитал не заинтересован в
развитии культуры, фабрикант создает товар, но нимало не заботится о культурном воспитании потребителя товаров у себя дома, для него идеальный потребитель — живет в колониях…
Он вспомнил, как напрасно добивался он от нее источника ее
развития, расспрашивая о ее воспитании, о
том, кто мог иметь на нее влияние, откуда она почерпнула этот смелый и свободный образ мысли, некоторые знания, уверенность в себе, самообладание. Не у француженки же в пансионе! Кто был ее руководителем, собеседником, когда кругом никого нет?
Но ведь сознательное достижение этой высоты — путем мук, жертв, страшного труда всей жизни над собой — безусловно, без помощи посторонних, выгодных обстоятельств, дается так немногим, что — можно сказать — почти никому не дается, а между
тем как многие, утомясь, отчаявшись или наскучив битвами жизни, останавливаются на полдороге, сворачивают в сторону и, наконец, совсем теряют из вида задачу нравственного
развития и перестают верить в нее.
Он дал себе слово объяснить, при первом удобном случае, окончательно вопрос, не о
том, что такое Марфенька: это было слишком очевидно, а что из нее будет, — и потом уже поступить в отношении к ней, смотря по
тому, что окажется после объяснения. Способна ли она к дальнейшему
развитию или уже дошла до своих геркулесовых столпов?
И — пожалуй — засмеялись бы над
тем, кто вздумал бы серьезно настаивать на необходимости
развития и разлития правил в общественной массе и обращении их в принципы — так же настоятельно и неотложно, как, например, на необходимости неотложного построения железных дорог.
А у него этого разлада не было. Внутреннею силою он отражал внешние враждебные притоки, а свой огонь горел у него неугасимо, и он не уклоняется, не изменяет гармонии ума с сердцем и с волей — и совершает свой путь безупречно, все стоит на
той высоте умственного и нравственного
развития, на которую, пожалуй, поставили его природа и судьба, следовательно, стоит почти бессознательно.
— Вам все
развитие ваше, вся душа ваша досталась страданием и боем всей жизни вашей — а ей все ее совершенство досталось даром. Тут неравенство… Женщина этим возмутительна. — Я проговорил вовсе не с
тем, чтоб подольститься к нему, а с жаром и даже с негодованием.
— Нисколько, — ответил ему Версилов, вставая с места и взяв шляпу, — если нынешнее поколение не столь литературно,
то, без сомнения, обладает… другими достоинствами, — прибавил он с необыкновенной серьезностью. — Притом «многие» — не «все», и вот вас, например, я не обвиняю же в плохом литературном
развитии, а вы тоже еще молодой человек.
Вот с самой этой минуты, когда я сознал, что я, сверх
того, что лакей, вдобавок, и трус, и началось настоящее, правильное мое
развитие!
Только с самым высшим и с самым счастливым
развитием человек умеет веселиться сообщительно,
то есть неотразимо и добродушно.
— Развить? — сказал он, — нет, уж лучше не развивать, и к
тому же страсть моя — говорить без
развития. Право, так. И вот еще странность: случись, что я начну развивать мысль, в которую верую, и почти всегда так выходит, что в конце изложения я сам перестаю веровать в излагаемое; боюсь подвергнуться и теперь. До свидания, дорогой князь: у вас я всегда непростительно разболтаюсь.
— И потому совершенно иллюзорно ожидать от них помощи до
тех пор, пока не произошел процесс
развития,
тот процесс
развития, к которому мы приготавливаем их.
Но тайна человеческого существования заключается в
том, что
развитие предполагает субъекта
развития.
Этим она оставалась на поверхности; говорилось о
том, как
развитие происходит.
Некоторые славянофильствующие и в наши горестные дни думают, что если мы, русские, станем активными в отношении к государству и культуре, овладевающими и упорядочивающими, если начнем из глубины своего духа создавать новую, свободную общественность и необходимые нам материальные орудия, если вступим на путь технического
развития,
то во всем будем подобными немцам и потеряем нашу самобытность.
Нет
развития без
того, кто и что развивается.
О разложении европейской буржуазии в
то время так же нелепо говорить, как нелепо говорить о разложении буржуазии в наше время в России, когда она еще в начале своего
развития.
И кто хочет свершения исторических судеб человечества, его
развития ввысь,
тот обязан принять жестокость и боль, заковать себя в броню.
Если бы вследствие
развития появился совершенно новый субъект, новая личность,
то развития не было бы.
Развитие техники и ее власть над человеческой жизнью имеют прямое отношение к
теме «человек и космос».
В сущности
тот, кто принимает мировой процесс, историческое
развитие,
тем самым принимает жестокость и боль и оправдывает их.
Если Россия хочет быть великой империей и играть роль в истории,
то это налагает на нее обязанность вступить на путь материального технического
развития.
Ошибка эволюционной теории XIX века заключалась в
том, что она выводила субъект
развития из самого
развития.
Если идти назад по линии материального
развития человечества,
то мы не дойдем до свободного и цельного духа, а дойдем лишь до более элементарных и примитивных форм материальной жизни.
Только
тот достигает свободы духа, кто покупает ее дорогой ценой бесстрашного и страдальческого
развития, мукой прохождения через дробление и расщепление организма, который казался вечным и таким уютно-отрадным.
Тот же, кто не хочет никакой жестокости и боли, — не хочет самого возникновения мира и мирового процесса, движения и
развития, хочет, чтоб бытие осталось в состоянии первоначальной бездвижимости и покоя, чтобы ничто не возникало.
Если бюрократически-абсолютистская централизация и централизация революционно-якобинская вообще опасны для здорового народного
развития,
то еще более опасны они в такой колоссальной и таинственной стране, как Россия.
Я же возразил ему, что, напротив, церковь должна заключать сама в себе все государство, а не занимать в нем лишь некоторый угол, и что если теперь это почему-нибудь невозможно,
то в сущности вещей несомненно должно быть поставлено прямою и главнейшею целью всего дальнейшего
развития христианского общества.
—
То есть, если хочешь, я одной с тобой философии, вот это будет справедливо. Je pense donc je suis, [Я мыслю, следовательно, я существую (фр.).] это я знаю наверно, остальное же все, что кругом меня, все эти миры, Бог и даже сам сатана — все это для меня не доказано, существует ли оно само по себе или есть только одна моя эманация, последовательное
развитие моего я, существующего довременно и единолично… словом, я быстро прерываю, потому что ты, кажется, сейчас драться вскочишь.
А ведь иные из них, ей-богу, не ниже тебя по
развитию, хоть ты этому и не поверишь: такие бездны веры и неверия могут созерцать в один и
тот же момент, что, право, иной раз кажется, только бы еще один волосок — и полетит человек «вверх тормашки», как говорит актер Горбунов.