Неточные совпадения
Проблема «духа и машины» имеет огромное значение для русского
сознания, она предстоит перед Россией, как
проблема ее будущего.
На почве такого
сознания невозможно разрешение
проблемы отношений человека и общества.
Страсти, которые обычно вызывают национальные
проблемы, мешают прояснению
сознания.
И лишь углубление мировоззрения может привести человеческую личность, так трагически поставленную перед мировыми
проблемами, к
сознанию своего мирового исторического, а не «частного» только призвания.
Только решительное обращение нашего
сознания к глубине национального бытия и к широте бытия всемирно-исторического ставит перед нами захватывающие творческие
проблемы.
Перед социальным и политическим
сознанием станет мировая ширь,
проблема овладения и управления всей поверхностью земного шара,
проблема сближения Востока и Запада, встреч всех типов и культур, объединения человечества через борьбу, взаимодействие и общение всех рас.
Только новое
сознание в христианстве, только понимание его как религии не только личного, но и социального и космического преображения, т. е. усиление в христианском
сознании мессианства и пророчества, может привести к разрешению мучительной
проблемы отношений человека и общества.
Я придавал огромное значение постановке новых
проблем перед христианским
сознанием.
Проблема нового религиозного
сознания в христианстве для меня стояла иначе, иначе формулировалась, чем в других течениях русской религиозной мысли начала XX века.
Проблема вечной гибели и вечного ада — самая мучительная из
проблем, которые могут возникнуть перед человеческим
сознанием.
В его системе было что-то верное, но в целом было упрощение и преувеличение части, многие
проблемы совершенно ускользнули из его
сознания.
Самая
проблема романтизма и классицизма, играющая такую роль во французском
сознании, представляется мне преувеличенной и неверно поставленной.
Но перед лицом западных христианских течений эпохи я все же чувствовал себя очень «левым», «модернистом», ставящим перед христианским
сознанием новые
проблемы, исповедующим христианство как религию свободы и творчества, а не авторитета и традиции.
Какие же
проблемы ставит русское
сознание?
Белинский не понимал религиозной
проблемы Гоголя, это было вне пределов его
сознания.
Это и есть
проблема отношений между гениальностью и святостью, между творчеством и спасением, не разрешенная старым христианским
сознанием [Это центральная
проблема моей книги «Смысл творчества.
Происхождение и значение всех категорий не может быть осмыслено углублением в субъект, так как тут
проблема онтологическая, а не гносеологическая, и, чтобы понять хоть что-нибудь, гносеология должна стать сознательно онтологической, исходить из первоначальной данности бытия и его элементов, а не
сознания, не субъекта, противоположного объекту, не вторичного чего-то.
Появление религии прогресса и социализма обостряет религиозно-эсхатологическую
проблему, ставит перед христианским
сознанием вопрос о религиозном смысле истории и ее завершении, служит возрождению религиозному, связанному с обетованиями и пророчествами.
Социализм и анархизм, декадентство и мистика, разочарование в науке и пустота новейшей философии, небывалое еще ощущение личности и
сознание неизбежности нового общества, мучительное обострение
проблемы пола — все это ведет к какому-то пределу, к таинственному еще разрешению.
Мир развился до новых, небывалых
проблем и противоречий, до небывалого обострения
сознания.
Но не знает история такого обострения в
сознании вершин человечества основных
проблем жизни, такого выявления основных противоречий жизни.
Это
сознание ведет нас к
проблеме теургии.
Возрождение религиозного смысла жизни связано с
сознанием источника мирового зла, с окончательным решением
проблемы теодицеи.
И весь крещеный христианский мир, даже потеряв высшее религиозное
сознание того, кто был Иисус, в мистической своей стихии чувствует, что в Нем скрыта великая тайна, что с Ним связана величайшая
проблема мировой истории.
Положительная религиозная антропология может быть открыта лишь в связи с
проблемой происхождения зля, лишь в свете ясного
сознания природы зла.
Я был бы счастлив, если б книгой этой обострил в современном
сознании ряд жгучих религиозно-философских
проблем, особенно в
сознании людей, вступивших на путь религиозно-мистический.
Социализм и анархизм обострили
проблему хлеба и
проблему власти и даже безрелигиозное
сознание привели к эсхатологическим предчувствиям.
Отвлеченный рационализм в самой постановке
проблемы знания породил эту оторванность от бытия, но сам рационализм был более чем ошибкой
сознания, был тяжелой и общей болезнью человеческого духа.
Самую
проблему трансцендентного пробуют устранить тем, что всякую реальную действительность рассматривают как содержание
сознания.
Проблема нового религиозного
сознания и есть прежде всего
проблема творчества,
проблема теургии.
Если перевести этот основной и элементарный факт религиозного
сознания на язык религиозной философии, мы тотчас же увидим, что перед нами явно противоречивое сочетание понятий, приводящее к антиномии [
Проблема антиномизма в мышлении наиболее радикально поставлена в книге свящ.
«Секуляризация» общественности принесла для нее автономию, а вместе и поставила пред религиозным
сознанием ее
проблему, которая ранее и не могла ощущаться как таковая.
Это есть
проблема структуры
сознания.
С этим связана
проблема теодицеи, самая мучительная
проблема человеческого
сознания и совести.
Это была иллюзия, хотя и имеющая связь с глубокой темой H. Федоров хотел победить смерть, обратить время, изменить прошлое путем «общего дела» активного воскрешения Это была великая и христианская идея, но она не была достаточно связана с
проблемой личности и свободы, с
проблемой победы
сознания над объективацией.
Я не видел
сознания этой
проблемы в марксизме и в настроениях левой русской интеллигенции.
Но у Н. Федорова структура
сознания не меняется, он не ставит
проблемы отношения субъекта к объективации.
Теория познания, идущая от Канта, подменяет
проблему человека и его силы познавать бытие
проблемой трансцендентального
сознания, гносеологического субъекта или мирового духа, божественного разума.
Я говорил уже в первой главе, что
проблема человека не может быть подменена ни
проблемой субъекта, трансцендентального
сознания, ни
проблемой души, психологического
сознания, ни
проблемой духа, ни
проблемой идеальных ценностей, идей добра, истины, красоты и пр.
Потеряв
сознание вечной и бессмертной жизни, человек освободил себя от мучительной
проблемы ада, сбросил с себя тяжесть ответственности.
Тут не было никакого прикосновения к глубочайшей
проблеме смерти, основной для
сознания религиозного, и особенно христианского.
Поэтому
проблема человека во всей глубине ставилась лишь в религиозном
сознании.
Проблема зла парадоксальна для нашего
сознания, чего не хочет признать рациональная теология.
Мы стоим перед основной
проблемой: есть ли
сознание — падшее состояние человека, утеря рая?
Проблема ада как субъективной сферы есть
проблема соотношения подсознания,
сознания и сверхсознания.
Для Маркса
проблема религии была прежде всего
проблемой изменения
сознания, связанного, конечно, с социальной борьбой.
Все это вплотную поставило перед
сознанием народнической интеллигенции политическую
проблему и привело к выработке новых методов борьбы.
Чего Гекер окончательно и безнадежно не понимает, это постановки
проблемы личности в христианском
сознании.
В противоположность буржуазному
сознанию нужно было бы быть оптимистом в отношении к социальным изменениям, устраняющим социальные причины несчастий, и пессимистом в отношении к метафизическим
проблемам человеческого существования.
Она связывается с
проблемой человека через
сознание греха.