Неточные совпадения
Корею, в политическом
отношении, можно было бы назвать самостоятельным
государством; она управляется своим государем, имеет свои постановления, свой язык; но государи ее, достоинством равные степени королей, утверждаются на престоле китайским богдыханом. Этим утверждением только и выражается зависимость Кореи от Китая, да разве еще тем, что из Кореи ездят до двухсот человек ежегодно в Китай поздравить богдыхана с Новым годом. Это похоже на зависимость отделенного сына, живущего своим домом, от дома отца.
Некоторые славянофильствующие и в наши горестные дни думают, что если мы, русские, станем активными в
отношении к
государству и культуре, овладевающими и упорядочивающими, если начнем из глубины своего духа создавать новую, свободную общественность и необходимые нам материальные орудия, если вступим на путь технического развития, то во всем будем подобными немцам и потеряем нашу самобытность.
Наши левые и революционные направления не так уже глубоко отличаются в своем
отношении к
государству от направлений правых и славянофильских, — в них есть значительная доза славянофильского и аскетического духа.
Отношения между русским народом, которого славянофилы прославляли народом безгосударственным, и огромным русским
государством до сих пор остаются загадкой философии русской истории.
Отношения церкви и
государства есть одна из форм
отношения духа и кесаря, но уже в форме исторической объективации.
Это означает радикально иное
отношение к
государству и культуре, чем то, которое было доныне у русских людей.
Отношения церкви и
государства были и будут противоречивы и неразрешимы.
Она до последней крайности обостряет все вопросы, связанные с империалистической и колониальной политикой, с
отношениями европейских
государств к другим частям света, к Азии и Африке.
Христианство есть сплошное противоречие. И христианское
отношение к войне роковым образом противоречиво. Христианская война невозможна, как невозможно христианское
государство, христианское насилие и убийство. Но весь ужас жизни изживается христианином, как крест и искупление вины. Война есть вина, но она также есть и искупление вины. В ней неправедная, грешная, злая жизнь возносится на крест.
Это — вторая антиномия, не меньшая по значению, чем
отношение к
государству.
Но
отношение к русскому народу, к смыслу революции в исторической судьбе народа, к советскому строю не тождественно с
отношением к советской власти, к власти
государства.
Государство есть довольно низменное явление мировой действительности, и ничто, похожее на
государство, не переносимо на
отношения между Богом и человеком и миром.
Экстериоризированная природа и общество не являются моей собственностью, моя собственность лишь очень частична и мала в
отношении к ним, и моя индивидуальность неуловима для законов природы и законов общества, не говоря уже о законах
государства.
Аристотель говорит в своей, во многих
отношениях замечательной, «Политике»: «Человек есть естественно животное политическое, предназначенное к жизни в обществе, и тот, кто по своей природе не является частью какого-либо
государства, есть существо деградированное или превосходящее человека».
К. Леонтьев в своем
отношении к
государству — антипод славянофилов.
Компромиссное, оппортунистическое, приспособляющееся
отношение к
государству, к царству кесаря в историческом христианстве обычно оправдывалось тем, что сказано воздавать кесарево кесарю, а Божье Богу.
Об
отношении славянофильской мысли к
государству и власти и об анархическом элементе в их мысли речь будет в особой главе.
Русские моральные оценки определяются по
отношению к человеку, а не к отвлеченным началам собственности,
государства, не к отвлеченному добру.
Официальная церковь заняла консервативную позицию в
отношении к
государству и социальной жизни и была рабски подчинена старому режиму.
Вопрос об
отношении церкви и
государства может быть решен лишь в связи с соединением церквей и признанием некой правды католической.
Между тем с поселенцами конкурируют японцы, производящие ловлю контрабандным образом или за пошлины, и чиновники, забирающие лучшие места для тюремных ловель, и уже близко время, когда с проведением сибирской дороги и развитием судоходства слухи о невероятных богатствах рыбы и пушного зверя привлекут на остров свободный элемент; начнется иммиграция, организуются настоящие рыбные ловли, в которых ссыльный будет принимать участие не как хозяин-промышленник, а лишь как батрак, затем, судя по аналогии, начнутся жалобы на то, что труд ссыльных во многих
отношениях уступает труду свободных, даже манз и корейцев; с точки зрения экономической, ссыльное население будет признано бременем для острова, и с увеличением иммиграции и развитием оседлой и промышленной жизни на острове само
государство найдет более справедливым и выгодным стать на сторону свободного элемента и прекратить ссылку.
— Цели Марфы Посадницы узки, — крикнул Бычков. — Что ж, она стояла за вольности новгородские, ну и что ж такое? Что ж такое
государство? — фикция. Аристократическая выдумка и ничего больше, а свобода
отношений есть факт естественной жизни. Наша задача и задача наших женщин шире. Мы прежде всех разовьем свободу
отношений. Какое право неразделимости? Женщина не может быть собственностью. Она родится свободною: с каких же пор она делается собственностью другого?
Единственное в этом
отношении исключение составляет Ташкент, но и то не потому, чтобы там идеи о
государстве были очень ясны, но потому, что правда, осуществлявшаяся в лице автобачей, не в пример менее доброкачественна, нежели правда, олицетворением которой явились русские уездные исправники.
Сапожнику, тачающему сапоги, даже и на ум никогда не придет, что его работа (да и вообще вся его жизнь) имеет какое-нибудь отдаленное
отношение к тому общему строю вещей, который носит название
государства.
И здесь, как и везде, очень мало сделано в этом
отношении, и здесь, как и везде,
государство представляется исключительно в виде усмирителя и сборщика податей, а не в виде убежища.
Он всецело предан идее насущного хлеба и тем подробностям, которыми эта идея обставлена; за тем все
отношения его к
государству, как и у нас, ограничиваются податями и солдатчиною.
Ежели мы, русские, вообще имеем довольно смутные понятия об идеалах, лежащих в основе нашей жизни, то особенною безалаберностью отличается наше
отношение к одному из них, и самому главному — к
государству.
Скорее всего упомянутые казнокрады оттого так действовали, что не имели никакого понятия ни о ключах от храма гроба господня, ни об устьях Дуная, которыми разрешался вопрос об ключах, ни об
отношении этих вопросов к русскому
государству.
Представительными собраниями издано великое множество положений, которые до мельчайших подробностей определяют
отношения индивидуума к
государству; с другой стороны, учеными издано не меньшее количество трактатов, в которых с последнею убедительностью доказывается, что вне
государства нет ни справедливости, ни обеспеченности, ни цивилизации.
У меня по
отношению к Единому
Государству есть это право — понести кару, и этого права я не уступлю.
Не ясно ли: допускать, что у «я» могут быть какие-то «права» по
отношению к
Государству, и допускать, что грамм может уравновесить тонну, — это совершенно одно и то же.
Говорят, по преимуществу, о
государстве, его функциях и
отношениях к отдельному индивидууму.
Чтобы вполне оценить гнетущее влияние «мелочей», чтобы ощутить их во всей осязаемости, перенесемся из больших центров в глубь провинции. И чем глубже, тем яснее и яснее выступит ненормальность условий, в которые поставлено человеческое существование. [Прошу читателя иметь в виду, что я говорю не об одной России: почти все европейские
государства в этом
отношении устроены на один образец. (Прим. М. Е. Салтыкова-Щедрина.)]
— Я не знаю, собственно, что вы разумеете под именем политиков, — возразил ему молодой человек, — но Гегель в
отношении права, нравственности и
государства говорит, что истина этих предметов достаточно ясно высказана в положительных законах.
В экономическом
отношении проповедуется теория, сущность которой в том, что чем хуже, тем лучше, что чем больше будет скопления капитала и потому угнетения рабочего, тем ближе освобождение, и потому всякое личное усилие человека освободиться от давления капитала бесполезно; в государственном
отношении проповедуется, что чем больше будет власть
государства, которая должна по этой теории захватить не захваченную еще теперь область частной жизни, тем это будет лучше, и что потому надо призывать вмешательство правительств в частную жизнь; в политических и международных
отношениях проповедуется то, что увеличение средств истребления, увеличение войск приведут к необходимости разоружения посредством конгрессов, арбитраций и т. п.
В-9-х, конгресс выразил надежду о том, что ассоциация финансовой реформы и другие подобные общества в Европе и Америке соединятся для обсуждения мер установления справедливых торговых
отношений между
государствами путем уничтожения пошлин.
С течением времени человечество все более и более освобождается от искусственных искажений и приближается к естественным требованиям и воззрениям: мы уже не видим таинственных сил в каждом лесе и озере, в громе и молнии, в солнце и звездах; мы уже не имеем в образованных странах каст и париев; мы не перемешиваем
отношений двух полов, подобно народам Востока; мы не признаем класса рабов существенной принадлежностью
государства, как было у греков и римлян; мы отрицаемся от инквизиционных начал, господствовавших в средневековой Европе.
Она обнаруживалась не только во внутренних делах, но и во внешних
отношениях с иными
государствами.
Она была уже несколько лет правительницею
государства; важнейшие государственные сановники — Голицын, Шакловитый, сам патриарх (до последнего времени) — были к ней в
отношениях весьма дружественных; стрельцы были ей преданны, как всегда; в руках ее были награды, почести, деньги и вместе с тем пытки и казни.
Не переставая заботиться о войске и флоте, он в последующее время много обращает также внимания и на развитие промышленности в
государстве, на финансовые
отношения, на лучшее устройство гражданских учреждений, — заводит училища, задумывает академию наук, учреждает синод и пр.
Иностранцы эти составляли у нас до Петра какое-то
государство в
государстве, совершенно особое общество, ничем не связанное с Россией, кроме официальных
отношений: жили себе все они кучкой, в Немецкой слободе, ходили в свои кирхи, судились в Иноземском приказе, следовали своим обычаям, роднились между собой, не смешиваясь с русскими, презираемые высшею боярскою знатью, служа предметом ненависти для Духовенства.
Петр видел, что в иных
государствах жизнь идет иначе, чем у нас, и ему, конечно, понравилась простота и бесцеремонность
отношений между мужчинами и женщинами на Западе, радушные семейные беседы, веселые общественные развлечения, при постоянном участии женщины.
Таким образом, Сенат в
отношении к Монарху есть совесть Его, а в
отношении к народу — рука Монарха; вообще же он служит эгидою для
государства, будучи главным блюстителем порядка.
Россия, особливо в отдаленных частях своих, представляла картину Феодальных веков Европы, когда всякий владелец казался отделенным от
государства составом; и если бы тяжбы, рождаемые грубым корыстолюбием и самою праздностию, не давали иногда чувствовать нашим Дворянам зависимость их от Правления, то они могли бы некоторым образом забыть
отношения гражданина к
государству.
Опираясь на эти примеры, и мы решаемся раскрыть, насколько возможно по скудости источников и другим обстоятельствам, истинное
отношение сатиры екатерининского периода к самой действительности того времени и показать, каковы были результаты тогдашних литературных толков для последующей жизни народа и
государства.
Эта заметка чрезвычайно важна в том
отношении, что показывает нам существенную сторону вреда, который производится для
государства расточительностью временщиков.
с) и d)
Отношения гражданские и общественные;
отношения к церкви и
государству…
На буржуазии влияние азиатских начал сказалось и сказывается в ее недоверчивом, но лишенном разумной критики,
отношении к опыту Западной Европы, в усвоении восточной косности, которая мешает росту торгово-промышленной инициативы и росту сознания буржуазией своей политической роли в
государстве.
«Нечего заниматься мечтами, надо заниматься настоящими делами. Надо изменить
отношение капитала и труда, организовать труд, земельную собственность, открывать рынки, учреждать колонии для размещения населения, надо учредить
отношение церкви и
государства, надо составлять союзы и обеспечивать безопасность
государств, строить корабли, крепости, собирать, обучать войска, приготовлять средства защиты для поддержания своего и народного достоинства и т. п.
Государство издает столько законов, сколько
отношений между людьми, которые должны быть определены.