Неточные совпадения
Она знала жизнь в пределах, поставленных ее опыту, но сверх
общих явлений видела отраженный
смысл иного порядка.
«Я слишком увлекся наблюдением и ослабил свою волю к действию. К чему, в
общем и глубоком
смысле, можно свести основное действие человека, творца истории? К самоутверждению, к обороне против созданных им идей, к свободе толкования
смысла “фактов”».
— Это слишком
общее, родовое понятие. В каком
смысле — друг?
В пользу женитьбы вообще было, во-первых, то, что женитьба, кроме приятностей домашнего очага, устраняя неправильность половой жизни, давала возможность нравственной жизни; во-вторых, и главное, то, что Нехлюдов надеялся, что семья, дети дадут
смысл его теперь бессодержательной жизни. Это было за женитьбу вообще. Против же женитьбы вообще было, во-первых,
общий всем немолодым холостякам страх за лишение свободы и, во-вторых, бессознательный страх перед таинственным существом женщины.
Главные качества графа Ивана Михайловича, посредством которых он достиг этого, состояли в том, что он, во-первых, умел понимать
смысл написанных бумаг и законов, и хотя и нескладно, но умел составлять удобопонятные бумаги и писать их без орфографических ошибок; во-вторых, был чрезвычайно представителен и, где нужно было, мог являть вид не только гордости, но неприступности и величия, а где нужно было, мог быть подобострастен до страстности и подлости; в-третьих, в том, что у него не было никаких
общих принципов или правил, ни лично нравственных ни государственных, и что он поэтому со всеми мог быть согласен, когда это нужно было, и, когда это нужно было, мог быть со всеми несогласен.
Не говоря уже о том, что это черт знает что такое со стороны
общих понятий, но какой
смысл это имело в личных отношениях?
— Я на твоем месте, Александр, говорил бы то же, что ты; я, как ты, говорю только для примера, что у тебя есть какое-нибудь место в этом вопросе; я знаю, что он никого из нас не касается, мы говорим только, как ученые, о любопытных сторонах
общих научных воззрений, кажущихся нам справедливыми; по этим воззрениям, каждый судит о всяком деле с своей точки зрения, определяющейся его личными отношениями к делу, я только в этом
смысле говорю, что на твоем месте стал бы говорить точно так же, как ты.
Дело пошло в сенат. Сенат решил, к
общему удивлению, довольно близко к здравому
смыслу. Наломанный камень оставить помещику, считая ему его в вознаграждение за помятые поля. Деньги, истраченные казной на ломку и работу, до ста тысяч ассигнациями, взыскать с подписавших контракт о работах. Подписавшиеся были: князь Голицын, Филарет и Кушников. Разумеется — крик, шум. Дело довели до государя.
Канцелярская тайна, царствовавшая окрест, подстрекала его любопытство и заставляла доискиваться
смысла ежовых рукавиц, а эти искания сообщали его личности некоторые своеобразные черты, которые до известной степени выделяли его из
общей массы собратий-помещиков.
Русская литература XIX в., которая в
общем словоупотреблении была самым большим проявлением русской культуры, не была культурой в западном классическом
смысле слова, и она всегда переходила за пределы культуры.
Эта идея положительного бытия [Слово бытие я здесь все время употребляю не в
общем и отвлеченном
смысле, а в метафизическом
смысле истинно-сущего.
Но нельзя сказать, чтоб эти причины были совершенно забыты автором: простой и естественный
смысл факта не укрылся от него, и в «Не в своих санях» мы находим разбросанные черты тех отношений, которые разумеем под
общим именем самодурных.
Для людей, привыкших опирать свои действия на здравом
смысле и соображать их с требованиями справедливости и
общего блага, такая доброта противна или по крайней мере жалка.
Первая моя мысль была — открыться Пушкину: он всегда согласно со мною мыслил о деле
общем (respub-lica), по-своему проповедовал в нашем
смысле — и изустно и письменно, стихами и прозой.
Она была порою очень весела, порою довольно зла и презрительно начала выражаться о чрезвычайно большом числе людей, и даже нередко подтрунивала и над
общим человеческим
смыслом.
— Зачем же вы, господа, раскольников-то путаете? — начал Стрепетов. — Ну, помилуйте, скажите: есть ли тут
смысл? Ну что
общего, например скажем, хоть с этими вашими сойгами у русского человека?
От этих житейских разговоров Захаревский с явным умыслом перешел на
общие вопросы; ему, кажется, хотелось определить себе степень моей либеральности и узнать даже, как и что я — в
смысле религии.
К Цыбуле все уж привыкли; все видят в нем неизбежное дополнение семейства барона Шпека, так что самая ничтожная перемена в этом
смысле возбудит
общее внимание и непременно будет известна Цыбуле.
Подписчик драгоценен еще и в том
смысле, что он приводит за собою объявителя. Никакая кухарка, ни один дворник не пойдут объявлять о себе в газету, которая считает подписчиков единичными тысячами. И вот из скромных дворнических лепт образуется ассигнационная груда. Найдут ли алчущие кухарки искомое место — это еще вопрос; но газетчик свое дело сделал; он спустил кухаркину лепту в
общую пропасть, и затем ему и в голову не придет, что эта лепта составляет один из элементов его благосостояния.
Я допускаю, конечно, что"народ"представляет собой матерьял, гораздо более заслуживающий изучения, нежели угрожающий лопнуть от пресыщения буржуа, но дальше
общих и довольно туманных догадок в этом
смысле идти не могу.
Из человека — положим, заблуждающегося, но в идейном
смысле все-таки возвышающегося над
общим уровнем — делают загадку, и угадывание этой загадки предоставляют прохвосту… ужели это не злодейство?
Смысл робких ответов, которые я получал на этот вопрос, состоял всегда приблизительно в том, что убийство на войне и казнь преступников по распоряжению правительства не включается в
общее запрещение убийств.
Отказывающиеся от
общей присяги отказываются потому, что обещаться в повиновении властям, т. е. людям, предающимся насилиям, противно
смыслу христианского учения; отказываются от присяги в судах потому, что клятва прямо запрещена Евангелием.
Зная, что противоречие, существующее между учением Христа, которое мы на словах исповедуем, и всем строем нашей жизни нельзя распутать словами и, касаясь его, можно только сделать его еще очевиднее, они с большей или меньшей ловкостью, делая вид, что вопрос о соединении христианства с насилием уже разрешен или вовсе не существует, обходят его [Знаю только одну не критику в точном
смысле слова, но статью, трактующую о том же предмете и имеющую в виду мою книгу, немного отступающую от этого
общего определения.
Фавори навострил уши сугубо.
Общий одобрительный шепот пронесся по комнате, хотя, по правде сказать, очень немногие усвоили себе истинный
смысл речи Собачкина.
Дайте мне понять характер явления, его место в ряду других, его
смысл и значение в
общем ходе жизни, и поверьте, что этим путем вы приведете меня к правильному суждению о деле гораздо вернее, чем посредством всевозможных силлогизмов, подобранных для доказательства вашей мысли.
Ему кажется, что если он признает над собою законы здравого
смысла,
общего всем людям, то его важность сильно пострадает от этого.
Между нею и между своей женой Тихон представляет один из множества тех жалких типов, которые обыкновенно называются безвредными, хотя они в общем-то
смысле столь же вредны, как и сами самодуры, потому что служат их верными помощниками.
Может быть, этого и достаточно было бы для другой женщины, забитой, бессильной, и в другое время, когда самодурство Кабановых покоилось на
общем безгласии и не имело столько поводов выказывать свое наглое презрение к здравому
смыслу и всякому праву.
Конечно нет, потому что красота заключается не в отдельных чертах и линиях, а в
общем выражении лица, в том жизненном
смысле, который в нем проявляется.
Желая представить характеристику таланта автора, мы обратили тогда внимание на явления русской жизни, воспроизводимые в его пьесах, старались уловить их
общий характер и допытаться, таков ли
смысл этих явлений в действительности, каким он представляется нам в произведениях нашего драматурга.
С появлением улицы литература, в
смысле творческом, не замедлила совсем сойти со сцены, отчасти за недоступностью новых мотивов для разработки, отчасти за
общим равнодушием ко всему, что не прикасается непосредственно к уличному галдению.
Тут, надо думать, причины большие,
общие, имеющие с точки зрения биологической свой солидный raison d’être [
Смысл (франц.).].
Тут шло сначала
общее сравнение воспитательного дела с посевом, удача которого зависит не от одной доброты семян, почвы и обработки, но и от атмосферы, которая не в нашей воле, а потом в более частном
смысле говорилось о педагогах, подготовка которых признавалась несовершенною: «они-де малосведущи, робки, низкопоклонны и мелочно придирчивы: они не любители свободы, но легко содействуют своеволию».
Точно такие же трудности представляются (только, разумеется, в обратном
смысле) и относительно другой категории людей — людей, почему-либо выдающихся из тьмы тем легионов, составляющих противоположный лагерь, людей, мнящих себя руководителями, но, в сущности, стоящих в обществе столь же изолированно, как и"новые люди", и столь же мало, как и они, сообщающих
общий тон жизни (в действительности, не они подчиняют себе толпу, а она подчиняет их себе, они же извлекают из этого подчинения лишь некоторые личные выгоды, в награду за верную службу бессознательности).
"Хищник", оставаясь ограниченным относительно понимания
общих интересов, очень часто является грандиозным, когда идет речь о его личных интересах. Пенкосниматель даже и в этом
смысле представляет лишь карикатуру"хищника": он не любит"отнять", но любит"выпросить"и"выждать".
Автор не менее, нежели кто-нибудь, признает необходимость специальных исследований; но ему кажется, что от времени до времени необходимо также обозревать содержание науки с
общей точки зрения; кажется, что если важно собирать и исследовать факты, то не менее важно и стараться проникнуть в
смысл их. Мы все признаем высокое значение истории искусства, особенно истории поэзии; итак, не могут не иметь высокого значения и вопросы о том, что такое искусство, что такое поэзия.
Красота формы, состоящая в единстве идеи и образа,
общая принадлежность «е только искусства (в эстетическом
смысле слова), но и всякого человеческого дела, совершенно отлична от идеи прекрасного, как объекта искусства, как предмета нашей радостной любви в действительном мире.
Это
С уставом нашим было б несогласно.
У нас для братий
общее кладбище;
Особенного места выбирать
Никто себе не волен. Впрочем, он
Не произнес последнего обета
И в этом
смысле есть еще мирянин.
Да сбудется его желанье.
Если этих вопросов не будет, вся соль рассуждений утратится, а вместе с тем утратится и
смысл общего течения жизни.
За пятнадцать — двадцать лет пред этим ко всему хотели прилагать эстетические и философские начала, во всем искали внутреннего
смысла, всякий предмет оценивали по тому значению, какое имеет он в
общей системе знаний или между явлениями действительной жизни.
Заткнув оба уха большими пальцами, а остальными плотно придавив зажмуренные глаза и качаясь взад и вперед, зубрила иногда в продолжение целого часа повторял одну и ту же фразу: «Для того чтобы найти
общее наименьшее кратное двух или нескольких чисел… для того чтоб найти… чтоб найти… чтоб найти…» Но
смысл этих слов оставался для него темен и далек, а если, наконец, и запечатлевалась в уме его целая фраза, то стоило резвому товарищу подбежать и вырвать книгу из-под носа зубрилы или стукнуть его мимоходом по затылку, как все зазубренное с таким великим трудом мгновенно выскакивало из его слабой головы.
За
общее там вступаются люди в том
смысле, что не желают видеть присвоения кем-либо частицы чужого, то есть интересы всего вообще охраняются не иначе, как посредством охранения интересов каждого из всех.
Гоголь также остался недоволен появлением брошюры Константина, осуждая не столько ее
смысл, как то, что она появилась не вовремя, в минуту
общего недоуменья, поражения, так сказать, произведенного «Мертвыми душами», когда большинство публики, оскорбленное, раздраженное восторгами поклонников Гоголя, не знало, что делать: хвалить или бранить?
Эти-то премудрые схоластики и задержали
общий здравый
смысл, которому, конечно, давно пора бы понять, что последняя цель знания — не борьба, а примирение, не противоположность, а единство.
— Науки и искусства, когда они настоящие, стремятся не к временным, не к частным целям, а к вечному и
общему, — они ищут правды и
смысла жизни, ищут Бога, душу, а когда их пристегивают к нуждам и злобам дня, к аптечкам и библиотечкам, то они только осложняют, загромождают жизнь.
Но это исключения; в
общей массе людей невозможно исказить человеческую природу до такой степени, чтобы в ней не осталось и следа естественных инстинктов и здравого
смысла.
Это те, у которых художественное чутье, хотя бы даже и слабое, направлено здраво, в которых не только верно отражаются явления жизни, но которым доступен более или менее и
общий таинственный
смысл ее.
И одни, очень многие, говорили равнодушно, как о деле, их не касающемся, как о солнечном затмении, которое будет видимо только на другой стороне земли и интересно только жителям той стороны; другие, меньшинство, волновались и спорили о том, заслуживает ли губернатор такого жестокого наказания, и есть ли
смысл в убийстве отдельных лиц, хотя бы и очень вредных, когда
общий уклад жизни остается неизменным.
Этот «кто-то», наверно, свалил данное ему поручение на другого, другой — на третьего, переврав по обыкновению его
смысл, а третий в
общей сумятице и совсем забыл о нем…