Пародия была впервые полностью развернута в рецензии Добролюбова на комедии «Уголовное дело» и «Бедный чиновник»: «В настоящее время, когда в нашем отечестве поднято столько важных вопросов, когда на служение общественному благу вызываются все живые силы народа, когда все в России стремится к свету и гласности, — в настоящее время истинный патриот не может видеть без радостного трепета сердца и без благодарных слез в очах, блистающих святым пламенем высокой любви к отечеству, — не может истинный патриот и ревнитель общего блага видеть равнодушно высокоблагородные исчадия граждан-литераторов с пламенником обличения, шествующих в мрачные углы и на грязные лестницы низших судебных инстанций и сырых квартир мелких чиновников, с чистою, святою и плодотворною целию, — словом, энергического и правдивого обличения пробить грубую кору невежества и корысти, покрывающую в нашем отечестве жрецов правосудия, служащих в низших судебных инстанциях, осветить грозным факелом сатиры темные деяния волостных писарей, будочников, становых, магистратских секретарей и даже иногда отставных столоначальников палаты, пробудить в сих очерствевших и ожесточенных в заблуждении, но тем не менее не вполне утративших свою человеческую природу существах горестное сознание своих пороков и слезное в них раскаяние, чтобы таким образом содействовать общему великому делу народного преуспеяния, совершающегося столь видимо и быстро во всех концах нашего обширного отечества, нашей родной Руси, которая, по глубоко знаменательному и прекрасному выражению нашей летописи, этого превосходного литературного памятника, исследованного г. Сухомлиновым, — велика и обильна, и чтобы доказать, что и молодая литература наша, этот великий двигатель
общественного развития, не остается праздною зрительницею народного движения в настоящее время, когда в нашем отечестве возбуждено столько важных вопросов, когда все живые силы народа вызваны на служение общественному благу, когда все в России неудержимо стремится к свету и гласности» («Современник», 1858, № XII).
Неточные совпадения
Послушать, так нужная степень нравственного
развития у всех уже есть, как будто каждый уже достиг его и носит у себя в кармане, как табакерку, что это «само собой разумеется», что об этом и толковать нечего. Все соглашаются, что общество существовать без этого не может, что гуманность, честность, справедливость — суть основные законы и частной, и
общественной жизни, что «честность, честности, честностью» и т. д.
И — пожалуй — засмеялись бы над тем, кто вздумал бы серьезно настаивать на необходимости
развития и разлития правил в
общественной массе и обращении их в принципы — так же настоятельно и неотложно, как, например, на необходимости неотложного построения железных дорог.
Несомненно также, что, с
развитием общественной жизни, здешняя служба мало-помалу теряет свои непривлекательные особенности и процент сумасшедших, пьяниц и самоубийц понижается.
Чувство любви может быть истинно хорошо только при внутренней гармонии любящих, и тогда оно составляет начало и залог того
общественного благоденствия, которое обещается нам, в будущем
развитии человечества водворением братства и личной равноправности между людьми.
Правда, устройство жизни в главных чертах остается всё таким же насильническим, каким оно было 1000 лет тому назад, и не только таким же, но в некоторых отношениях, особенно в приготовлениях к войне и в самых войнах, оно представляется даже более жестоким; но зарождающееся христианское
общественное мнение, то самое, которое при известной степени
развития должно изменить всё языческое устройство жизни, уже начинает действовать.
Точно так же и теперь христианское учение представляется людям
общественного или языческого миросозерцания в виде сверхъестественной религии, тогда как в действительности в нем нет ничего ни таинственного, ни мистического, ни сверхъестественного; а оно есть только учение о жизни, соответствующее той степени материального
развития, тому возрасту, в котором находится человечество и которое поэтому неизбежно должно быть принято им.
Несправедливо потому, что люди, стоящие на низшей степени
развития, те самые народы и люди, которых защитники существующего строя представляет помехой для осуществления христианского строя жизни, это самые те люди, которые всегда сразу массами переходят на сторону истины, принятой
общественным мнением.
Народы никогда не покоряли себе других народов одним насилием. Если народ, покорявший другой, стоял на низшей степени
развития, то всегда повторялось то, что он не вводил насилием своего устройства жизни, а, напротив, всегда сам подчинялся тому устройству жизни, которое существовало в покоренном народе. Если чем покорен или близок к покорению какой-либо из подавляемых силою народов, то только
общественным мнением, а никак не насилием, которое, напротив, всё больше и больше возмущает народ.
Это совершенно несправедливо. Общая воинская повинность есть только доведенное до своих последних пределов и ставшее очевидным, при известной степени материального
развития, внутреннее противоречие, вкравшееся в
общественное жизнепонимание.
—
Общественная жизнь, это очень важно, потому что в
развитии народа, в судьбах, так сказать, отечества…
Такого рода историческое
развитие, разумеется, имело следствием упадок нравственности
общественной: уважение к собственному достоинству потерялось, вера в право, а следовательно и сознание долга — ослабли, произвол попирал право, под произвол подтачивалась хитрость.
Греция, умевшая развивать индивидуальности до какой-то художественной оконченности и высоко человеческой полноты, мало знала в цветущие времена свои ученых в нашем смысле; ее мыслители, ее историки, ее поэты были прежде всего граждане, люди жизни, люди
общественного совета, площади, военного стана; оттого это гармонически уравновешенное, прекрасное своим аккордом, многостороннее
развитие великих личностей, их науки и искусства — Сократа, Платона, Эсхила, Ксенофонта и других.
Но в общем ходе дел, в
развитии богатства страны и
общественного кредита, что произвели все эти выходки против частной расточительности и против ростовщиков, берущих неуказные проценты?
Вместо фактического указания на то, что литература не имела у нас инициативы в
общественных вопросах, мы, принявши приведенное возражение, должны будем сказать: литература у нас не может иметь инициативы при современной организации и степени
развития русского общества…
В то самое время, как «Морской сборник» поднял вопрос о воспитании и Пирогов произнес великие слова: «Нужно воспитать человека!», — в то время, как университеты настежь распахнули двери свои для жаждущих истины, в то время, как умственное движение в литературе, преследуя титаническую работу человеческой мысли в Европе, содействовало
развитию здравых понятий и разрешению
общественных вопросов: — в это самое время сеть железных дорог готовилась уже покрыть Россию во всех направлениях и начать новую эру в истории ее путей сообщения; свободная торговля получила могущественное
развитие с понижением тарифа; потянулась к нам вереница купеческих кораблей и обозов; встрепенулись и зашумели наши фабрики; пришли в обращение капиталы; тучные нивы и благословенная почва нашей родины нашли лучший сбыт своим богатым произведениям.
Другое прекрасное явление древней Руси, способствовавшее прочному ее
развитию и преуспеянию, указывают в патриархальности ее
общественного устройства.
— Следовало, значит, сочинить собственное, народное определение цивилизации, в котором бы идеи и умственное
развитие человека были сами по себе, а
общественное благосостояние — само по себе.
Так продолжалось много столетий, и, следовательно, если бы уж признать положение Гизо, то пришлось бы идеи, управлявшие
развитием древней Руси, сравнить с негреющим солнцем и признать бесплодными, немощными относительно
общественного благосостояния.
Бывает, что
общественные улучшения, которые должны быть результатом известной степени
развития народа, появляются в нем тогда, когда он еще не достиг до этой степени
развития.
До Петра все условия
общественной жизни Руси необычайно способствовали
развитию в ней любви к общему благу.
Но таково
развитие патриотизма, например, в Англии, где
общественные приобретения и неудачи принимаются массою с таким участием, как будто дело идет о личных интересах каждого.
Но
общественные улучшения вводились в стране очень медленно (этого не может не сознать автор) и вовсе не соответствовали этой высокой степени
развития, на которой отдельные лица стояли у нас уже в самые древние времена.
Не принимая в расчет состояния
общественной нравственности, ни исторических обстоятельств
развития порока, ни общего положения администрации, ни отношений одного класса к другому, сатирики рады свалить всю беду на бедную личность чиновника, которая часто вовсе без вины виновата.
Катерина Матвеевна(к Венеровскому).Нет, позвольте, позвольте! Во мне столько возникло идей по случаю посещения этой школы! Является вопрос: что вы хотите сделать из этих личностей? Признаете ли вы
развитие каждого индивидуума за несомненное благо, или
развитие единицы без
общественной инициативы может повредить этим единицам в силу существующего ненормального порядка?
Мы говорили выше о том, как наша
общественная среда подавляет
развитие личностей, подобных Инсарову.
На
развитие каждого отдельного человека имеют влияние не только его частные отношения, но и вся
общественная атмосфера, в которой суждено ему жить.
Нет таких людей, потому что наша
общественная среда до сих пор не благоприятствовала их
развитию.
Но, вследствие ложного направления воспитания, [и вообще извращенного
общественного устройства,] врожденная деликатность нежных натур большею частью принимает неправильное
развитие.
Но, во всяком случае, по своему основанию и существенным свойствам,] эта чуткость народа к
общественному мнению [, к доброй славе] служит одним из доказательств способности его к высокому [гражданскому]
развитию [, на началах живых и справедливых].
Она, конечно, не стоит на степени
развития Простаковой, которая, узнавши, что Палашка лежит больная и бредит, восклицает с негодованием: «Лежит, бестия, — бредит! как будто благородная!» Но все-таки и Софья Николаевна не могла еще дойти до понятия о том благородстве, которое равно свойственно и помещику и крестьянину и которое нередко может быть в совершенно обратном отношении к
общественному положению лица.
Если даже высшие по
развитию своих понятий люди впадают в пустую и грязную пошлость, когда их мысль уклоняется от
общественных интересов, то легко сообразить, каково должно быть общество, живущее в совершенном отчуждении от этих интересов.
Таким образом, кроме своей прекрасной, благородной личности, столь привлекательной в самой себе, Станкевич имеет еще и иные права на
общественное значение, как деятельный участник в
развитии людей, которыми никогда не перестанет дорожить русская литература и русское общество. Имя его связано с началом поэтической деятельности Кольцова, с историей
развития Грановского и Белинского: этого уже довольно для приобретения нашего уважения и признательной памяти.
Далее — что устройство нашей
общественной среды не совсем удовлетворительно и что житейские отношения наши [совсем не] благоприятствуют нормальному
развитию и свободной, здравой деятельности человека, — об этом тоже написано у нас весьма много рассказов, даже самыми посредственными беллетристами.
— Будем же стремиться к тому, чтобы поддерживать друг друга, каждый индивидуально и все вообще, на пути служения нашего пользе
общественной и интересам гражданственным! Будем стремиться ко всестороннему
развитию, будем ценить и по достоинству награждать труды и усердие каждого, и да присоединятся к ликованию нашему наши меньшие братья, наш добрый, русский, православный мужичок!
8-е марта показало самым наглядным и убедительным образом, чего стоит свобода личного мнения, во сколько ценится независимость убеждения и вообще чтó значит «сметь свое суждение иметь», и этим-то самым 8-е же марта для меньшинства образованного общества поднесло первую склянку отрезвляющего спирта: оно сделало поворот в известной части наименее зависимого
общественного мнения, и в этом, так сказать, историческая заслуга 8-го марта; в этом лежит его право на память в летописях санкт-петербургского
развития и прогресса.
Разрешимы ли окончательно обе задачи: победима ли бедность «
развитием производительных сил» и разрешим ли социальный вопрос
общественной реформой, как веруют социалисты?
Вот почему он совсем не захватил новейшего
развития нашего буржуазного мира, когда именно в Москве купеческий класс стал играть и более видную
общественную роль.
В моих"Итогах писателя", где находится моя авторская исповедь (они появятся после меня), я останавливаюсь на этом подробнее, но и здесь не могу не подвести таких же итогов по этому вопросу, важнейшему в истории
развития всякого самобытного писателя: чистый ли он художник или романист с
общественными тенденциями.
Тут пути обоих расходятся: романист провел своего героя через целый ряд итогов — и житейских и чисто умственных, закончив его личные испытания любовью. Но главная нить осталась та же: искание высшего интеллектуального
развития, а под конец неудовлетворенность такой мозговой эволюцией, потребность в более тесном слиянии с жизнью родного края, с идеалами
общественного деятеля.
Ленин издевался над теми марксистами, которые всего ждут от стихийно-общественного
развития.
Сестры, которых по их
развитию и
общественному положению еле удостоил бы в России своим знакомством какой-нибудь захудалый поручик, здесь настойчиво приглашались на обеды командующими армиями, знакомства с ними добивались блестящие гвардейцы.
Впоследствии, когда раскол уже развился, существенными, характеристическими чертами его сделались: безграничное, возведенное на степень догмата, уважение к старине, к преданию, а особенно к внешним религиозным обрядам, стремление подчинить этому преданию все условия гражданского,
общественного и семейного быта, неподвижность жизни
общественной, отвержение всякого прогресса, холодность ко всем успехам
развития народной жизни, нелюбовь ко всему новому, а в особенности к иноземному, и наконец глубокая, ничем непоколебимая вера в святость и непогрешимость всякого внешнего обряда, всякого предания, которые носят на себе печать дониконовской старины и старой народности.
И что хуже всего, — это то, что реки крови пролиты и проливаются во имя этого суеверия, а между тем именно это суеверие более всего другого препятствовало и препятствует тому, чтобы в
общественном устройстве совершались успешно те самые улучшения жизни, которые свойственны и времени и известной ступени
развития человеческого сознания.
Периодически в истории совершались приливы хаотической тьмы и стремились опрокинуть
общественный космос и его закон
развития.