Неточные совпадения
Конечно, современные нам академии
имеют несколько иной характер, нежели тот, который предполагал им дать Двоекуров, но так как сила
не в названии, а в той сущности, которую преследует проект и которая есть
не что иное, как «рассмотрение наук», то очевидно, что, покуда царствует
потребность в «рассмотрении», до тех пор и проект Двоекурова удержит за собой все значение воспитательного документа.
Впрочем, обе дамы нельзя сказать чтобы
имели в своей натуре
потребность наносить неприятность, и вообще в характерах их ничего
не было злого, а так, нечувствительно, в разговоре рождалось само собою маленькое желание кольнуть друг друга; просто одна другой из небольшого наслаждения при случае всунет иное живое словцо: вот, мол, тебе! на, возьми, съешь!
Но приятная дама ничего
не нашлась сказать. Она умела только тревожиться, но чтобы составить какое-нибудь сметливое предположение, для этого никак ее
не ставало, и оттого, более нежели всякая другая, она
имела потребность в нежной дружбе и советах.
Илья Иванович иногда возьмет и книгу в руки — ему все равно, какую-нибудь. Он и
не подозревал в чтении существенной
потребности, а считал его роскошью, таким делом, без которого легко и обойтись можно, так точно, как можно
иметь картину на стене, можно и
не иметь, можно пойти прогуляться, можно и
не пойти: от этого ему все равно, какая бы ни была книга; он смотрел на нее, как на вещь, назначенную для развлечения, от скуки и от нечего делать.
Он горячо принялся за дело, потратил много времени, переехал для этого в Москву, но при всем своем таланте
не мог ничего сделать. «Москвитянин»
не отвечал ни на одну живую, распространенную в обществе
потребность и, стало быть,
не мог
иметь другого хода, как в своем кружке. Неуспех должен был сильно огорчить Киреевского.
Соколовского схватили в Петербурге и,
не сказавши, куда его повезут, отправили в Москву. Подобные шутки полиция у нас делает часто и совершенно бесполезно. Это ее поэзия. Нет на свете такого прозаического, такого отвратительного занятия, которое бы
не имело своей артистической
потребности, ненужной роскоши, украшений. Соколовского привезли прямо в острог и посадили в какой-то темный чулан. Почему его посадили в острог, когда нас содержали по казармам?
Говорят: посмотрите, как дети беспечно и весело резвятся, — и отсюда делают посылку к их счастию. Но ведь резвость, в сущности, только свидетельствует о
потребности движения, свойственной молодому ненадломленному организму. Это явление чисто физического порядка, которое
не имеет ни малейшего влияния на будущие судьбы ребенка и которое, следовательно, можно совершенно свободно исключить из счета элементов, совокупность которых делает завидным детский удел.
Не чувствуя ни малейшей
потребности устремляться в неизведанные сферы и даже
не имея понятия о подобных сферах, он легко избегал ошибок, свойственных выспренним умам, и всегда
имел под руками готовый афоризм, под сению которого и укрывался, в полной уверенности, что никто его там
не найдет.
— От многого. От неспособности сжиться с этим миром-то; от неуменья отстоять себя; от недостатка сил бороться с тем, что
не всякий поборет. Есть люди, которым нужно, просто необходимо такое безмятежное пристанище, и пристанище это существует, а если
не отжила еще
потребность в этих учреждениях-то, значит, всякий молокосос
не имеет и права называть их отжившими и поносить в глаза людям, дорожащим своим тихим приютом.
Папаша ее, промотавши значительное состояние, ощутил
потребность успокоиться от треволнений света и удалиться из столицы, в которой
не имел средств поддерживать себя по табели о рангах.
— Кириллов, я никогда
не мог понять, за что вы хотите убить себя. Я знаю только, что из убеждения… из твердого. Но если вы чувствуете
потребность, так сказать, излить себя, я к вашим услугам… Только надо
иметь в виду время…
— Дурно тут поступила
не девица, а я!.. — возразил Марфин. — Я должен был знать, — продолжал он с ударением на каждом слове, — что брак мне
не приличествует ни по моим летам, ни по моим склонностям, и в слабое оправдание могу сказать лишь то, что меня
не чувственные
потребности влекли к браку, а более высшие: я хотел
иметь жену-масонку.
Некоторое основание он, конечно,
имеет, начиная с самого наружного вида арестанта, признанного разбойника; кроме того, всякий, подходящий к каторге, чувствует, что вся эта куча людей собралась здесь
не своею охотою и что, несмотря ни на какие меры, живого человека нельзя сделать трупом; он останется с чувствами, с жаждой мщения и жизни, с страстями и с
потребностями удовлетворить их.
Нет, это мне совершенно все равно: на умеренные мои
потребности жалованья мне достает; я даже и роскошь себе позволяю, фортепиано
имею; а служба самая легкая: все только исполняю то, что велено, а своею совестью, своим разумом и волей ни на волос ничего
не делаю…
Все, например, певцы иллюминаций, военных торжеств, резни и грабежа по приказу какого-нибудь честолюбца, сочинители льстивых дифирамбов, надписей и мадригалов —
не могут
иметь в наших глазах никакого значения, потому что они весьма далеки от естественных стремлений и
потребностей народных.
Как человек, осуществивший в своей воле
потребности и стремления народа, Петр инстинктивно
имел тот такт, который отличает подобных ему исторических деятелей от непризванных фанатиков, часто принимающих мечты своего расстроенного воображения за истинные
потребности века и народа, принимающихся за бесплодное дело
не по своим силам.
Народу грустно было расставаться с стародавним обычаем; но сожаление о нем
не могло
иметь серьезного характера, потому что в самом обычае
не заключалось никакой разумной, жизненной
потребности.
Если так, то гораздо неодолимее
потребность спать: самый страстный любовник едва ли может пробыть без сна четверо суток; гораздо неодолимее
потребности «любить»
потребность есть и пить: это истинно безграничная
потребность, потому что нет человека,
не признающего силы ее, между тем как о любви очень многие
не имеют и понятия; из-за этой
потребности совершается гораздо больше и гораздо труднейших подвигов, нежели от «всесильного» могущества любви.
Величественное в жизни человека встречается
не беспрестанно; но сомнительно, согласился ли бы сам человек, чтобы оно было чаще: великие минуты жизни слишком дорого обходятся человеку, слишком истощают его; а кто
имеет потребность искать и силу выносить их влияние на душу, тот может найти случаи к возвышенным ощущениям на каждом шагу: путь доблести, самоотвержения и высокой борьбы с низким и вредным, с бедствиями и пороками людей
не закрыт никому и никогда.
«Человек сам себе цель»; но дела человека должны
иметь цель в
потребностях человека, а
не в самих себе.
Пуста и бесцветна бывает жизнь только у бесцветных людей, которые толкуют о чувствах и
потребностях, на самом деле
не будучи способны
иметь никаких особенных чувств и
потребностей, кроме
потребности рисоваться.
Я выбрал деревню, во-первых, потому, что городская жизнь для меня несподручна, во-вторых, потому, что я
имею привязанность к «своему месту», и, в-третьих, потому, что я
имею наклонность к унынию и нигде так полно
не могу удовлетворить этой
потребности, как в деревне.
Никакая блестящая всеобщность, с своей стороны,
не составит полного, наукообразного знания, если, заключенная в ледяную область отвлечений, она
не имеет силы воплотиться, раскрыться из рода в вид, из всеобщего в личное, если необходимость индивидуализации, если переход в мир событий и действий
не заключен во внутренней
потребности ее, с которой она
не может совладеть.
Они
не имели иных требований, кроме
потребности вéдения, но это было своевременно; они труженически разработали для человечества путь науки; для них примирение в науке было наградой; они
имели право, по историческому месту своему, удовлетвориться во всеобщем; они были призваны свидетельствовать миру о совершившемся самопознании и указать путь к нему: в этом состояло их деяние.
Прежние умные люди большею частию уже
не существовали в то время, как эти новые
потребности приходили в силу; да и те, которые остались, все заняты были хлопотами об окончательном водворении своих начал, из-за которых они с молодых лет трудились и боролись; о новых вопросах они мало заботились, да и
не имели довольно сил для того, чтобы разрешить их.
Еще можно бы
иметь некоторые шансы на успех, предлагая заменить эти нелепости другими, равномерно бессмысленными; но чего же мог надеяться общественный реформатор, вопиявший против нелепостей — даже
не во имя высших туманных абстракций, а просто во имя здравого смысла, во имя первых, насущных
потребностей здоровой человеческой природы?..
Вот хотя бы для этого Васи, — если уж пробудилось в нем чувство, если уж он
не может отстранить от себя человеческих
потребностей, — то уж гораздо лучше было бы для него вовсе и
не иметь этого похвального сознания о своем ничтожестве, о своем беспредельнейшем, жалком недостоинстве перед Юлианом Мастаковичем.
Эта женщина всегда привозила с собою, во-первых, свою непобедимую и никогда ее
не оставлявшую благородную веселость; а потом непременно всем людям и детям по подарку. Дарить — это была ее слабость и ее радость, и она
имела. удивительную способность всех помнить и всякому подобрать подарок, подходящий по его
потребности и по вкусу.
Здесь мы
имеем только метафорические выражения, смысл которых, однако, тот, что для Ничто этот переход
не свободен, но вынуждается некоей божественной необходимостью,
потребностью самооткровения, голодом (Hunger), стремлением (sich sehnen), вожделением (Begierde), т. е. аффективными состояниями (настолько можно говорить об аффектах в Божестве).
Восстановление прежнего положения для искусства потому
не может явиться желанным для современности, что отношения между религией и искусством,
потребностями культа и внутренними стремлениями творчества тогда
имели все-таки несвободный характер, хотя это и
не сознавалось.
По душевной своей структуре он
имел в себе типически интеллигентские черты, он был нетерпимым фанатиком, склонен к сектантству, беззаветно увлечен идеями, постоянно вырабатывал себе мировоззрение
не из
потребности чистого знания, а для обоснования своих стремлений к лучшему, более справедливому социальному строю.
Она со временем определит это. Если же спросить, чем руководствоваться в определении законности и незаконности
потребностей? то на это смело отвечают: изучением
потребностей. Но слово
потребность имеет только два значения: или условие существования, а условий существования каждого предмета бесчисленное количество, и потому все условия
не могут быть изучены, или требование блага живым существом, познаваемое и определяемое только сознанием и потому еще менее могущее быть изученным опытной наукой.
Все шарики равны одни с другими и
имеют себе место и
не стеснены, пока они
не раздуваются, — и все
потребности равны и
имеют место, и
не ощущаются болезненно, пока они
не сознаны.
Человек
имеет глубокую
потребность в священном
не только на небе, но и на земле, в ощутимости, видимости духа.
Виталина. Говорю это
не в упрек тебе; все это делала я
не из расчетов,
не из тщеславия, а так, просто,
не знаю почему, может быть и потому, что
имела потребность любить кого-либо, и — полюбила тебя, как дочь свою, как никого
не любила в мире, кроме мужа. А теперь?.. Нет, нет, и теперь
не верю, чтоб ты могла мне предпочесть его… твоего бывшего отца! Если бы ты это сказала…
— Покойный, его светлость, — твердили они, — был наш отец, облегчал нашу службу, довольствовал нас всякими
потребностями; словом сказать, мы были избалованные его дети;
не будем
иметь подобного ему командира; дай Бог ему вечную память!
Если бы история
имела дело с внешними явлениями, постановление этого простого и очевидного закона было бы достаточно, и мы бы кончили наше рассуждение. Но закон истории относится к человеку. Частица материи
не может сказать нам, что она вовсе
не чувствует
потребности притягиванья и отталкиванья, и что это неправда; человек же, который есть предмет истории, прямо говорит: я свободен и потому
не подлежу законам.
Одна старая графиня, материнским чутьем понявшая, что все порывы Наташи
имели началом только
потребность иметь семью,
иметь мужа (как она,
не столько шутя, сколько взаправду, кричала в Отрадном) — одна мать удивлялась удивлению людей
не понимавших Наташи и повторяла, что она всегда знала, что Наташа будет примерною женой и матерью.