Неточные совпадения
Вместе с тем отношение человека к
космосу определяется тем, что он есть микрокосм, он заключает в себе
космос или заключает в себе
историю.
Основная тема русской мысли начала XX в. есть тема о божественном
космосе и о космическом преображении, об энергиях Творца в творениях; тема о божественном в человеке, о творческом призвании человека и смысле культуры; тема эсхатологическая, тема философии
истории.
Критическое, рациональное сознание хочет вогнать мистику внутрь, в субъективность, в переживание, в темный угол, не оставляя для нее места в объективном, в Божьем мире, в
истории, в
космосе, которые целиком отдаются во власть рациональности.
Все великие творцы в
истории человечества — такие же участники в Божьем деле, в творчестве нового
Космоса, как и святые и подвижники.
Исключительно аскетическое религиозное сознание отворачивалось от земли, от плоти, от
истории, от
космоса, и потому на земле, в
истории этого мира языческое государство, языческая семья, языческий быт выдавались за христианские, папизм и вся средневековая религиозная политика назывались теократией.
С первых страниц и с «
Космосом» пошла у ней та же
история машинального бегания глазами по строчкам, но несколько раз переломив свою рассеянность, она стала внимательней вдумываться в смысл читаемых страниц и мало-помалу великий интерес великой книги охватил ее ум и приковал к себе все ее внимание.
Реализация личности, концентрация и актуализация её силы принимает солнце внутрь, принимает внутрь весь
космос, всю
историю, все человечество.
В
космосе более отображается Божество, чем в
истории, но в
космосе, к которому прорывается человек через объективированную природу и объективированное время.
Достоевский — в
истории, Толстой — в
космосе.
Не только в природе, но и в
истории есть эта хаотическая, буйная стихия. И Тютчев предчувствует исторические катастрофы, торжество сил хаотических, которые опрокинут
космос. Тютчев консерватор, который не верит в прочность консервативных начал и устоев. Он строит реакционную утопию для спасения мира от хаотической революции. Он воображал, что христианством можно пользоваться как консервативной силой. Его чисто политические стихотворения слабы, замечательны лишь его космические стихотворения.
Переход от воплощений органических, в которых человек был еще во власти
космоса, к воплощениям организованно-техническим, в которых человек становится господином
космоса, есть внутренний момент в
истории духа.
И если астрология не может возродиться в наивно-натуралистической форме, как не может возродиться докоперниковский натуралистический антропоцентризм, то супранатуралистическая истина астрологии, которая видит в
космосе иные планы бытия, закрытая для астрономии, возродится, возрождается и никогда не умирала [Беспристрастную и добросовестную
историю астрологии можно найти у Кизеветтера в том томе его
истории оккультизма, который называется «Die Geheimwissenschaften», с.
Единого христианского человечества, единого духовного
космоса уже нет в новой
истории.
Но существовал ли подлинный
космос в новой
истории? XIX век гордился своим правосознанием, своими конституциями, единством своего научного метода и научной культуры.
Периодически в
истории совершались приливы хаотической тьмы и стремились опрокинуть общественный
космос и его закон развития.