Неточные совпадения
Невозможно утвердить всеславянскую
идею на почве признания восточного православия единственным и полным источником высшей духовной
культуры, так как этим отлучаются от духовного обращения поляки и все славяне-католики.
Славянская
идея и славянское единение невозможны, если русский и православный тип славянства признается полной и исключительной истиной, не нуждающейся ни в каком дополнении и ни в каком существовании других типов славянской
культуры.
Все великие народы, имевшие свою
идею и свое призвание в мире, в высоких достижениях своей
культуры приобретали универсальное значение.
Повсюду германизм, одержимый
идеей своей исключительной культурной миссии, несет свою замкнуто-европейскую и замкнуто-германскую
культуру, ничем не обогащаясь, никого и ничего в мире не признавая…
Совершенно нелепа
идея пролетарской
культуры, которую никак не утверждали ни Маркс, ни Ленин.
Но соборность тут очень отличалась от соборности Хомякова, она скорее была связана с
идеями Р. Вагнера о всенародной коллективной
культуре и о религиозном возрождении через искусство.
Интересно, что в то время очень хотели преодолеть индивидуализм, и
идея «соборности», соборного сознания, соборной
культуры была в известных кругах очень популярна.
Более поздний славянофил, К. Аксаков, в отличие от Н. Данилевского, признавал
идею общечеловеческой
культуры.
Некоторое время торжествовали самые поверхностные материалистические
идеи, и в
культуре произошел возврат к старому рационалистическому просвещению.
Деятели русской революции жили
идеями Чернышевского, Плеханова, материалистической и утилитарной философией, отсталой тенденциозной литературой, они не интересовались Достоевским, Л. Толстым, Вл. Соловьевым, не знали новых движений западной
культуры.
Но русская
идея не есть
идея цветущей
культуры и могущественного царства, русская
идея есть эсхатологическая
идея Царства Божьего.
Среди русских интеллигентов, как уже многими замечено, есть порядочное количество диковинных людей, истинных детей русской страны и
культуры, которые сумеют героически, не дрогнув ни одним мускулом, глядеть прямо в лицо смерти, которые способны ради
идеи терпеливо переносить невообразимые лишения и страдания, равные пытке, но зато эти люди теряются от высокомерности швейцара, съеживаются от окрика прачки, а в полицейский участок входят с томительной и робкой тоской.
И все мои наблюдения сводятся к следующему: 1) люди
культуры видят в
идее государственности базис для известного рода профессии, дающей или прямые выгоды в виде жалованья, или выгоды косвенные — в виде премии за принадлежность к той или другой политической партии, и 2) массы либо совсем игнорируют эту
идею, либо относятся к ней крайне робко и безалаберно.
— Разврат-то существовал, но он прятался, его стыдились, блудниц побивали каменьями, а нынешняя блудница ходит гордо и открыто. Где же любовь к ближнему? Где прославленная
культура, гуманизм, великия
идеи братства и свободы? Вот для неё, для девицы, не нашлось другого куска хлеба… Она хуже скота несмысленного. Это наш грех, общий грех… Мы ее видели и не помогли ей, мы ее не поддержали, мы ее оттолкнули от нашего сердца, мы насмеялись над ней.
Цель европейской
культуры — быть
культурой планетарной, объединить в своем труде, в своих
идеях все человечество нашей планеты.
С сестрой они были в открытом разладе с тех пор, как она, воспламененная
идеями до-дарвинской эпохи петербургской
культуры, принесла Горданову свою молодую и беззаветную любовь.
Совершенно нелепа и противоречива
идея грядущего социалистического общества как общества пролетарского и
идея пролетарской
культуры.
Совершенная социализация человека, связанная с
идеей совершенного социального строя, и совершенная регуляция всей человеческой
культуры могут привести к новому и окончательному порабощению человеческой личности.
Самое ценное, что было в гимназии, это
идея открытогои всесословного заведения. Она была для каждого неглупого мальчика символом знания, умственной
культуры, преддверием в университет.
Несмотря на разницу лет (ему было 21, а мне уже и целых 28), мы сошлись совершенно как студенты, оба преданные литературе, с очень сходными вкусами,
идеями, любимыми авторами, любимыми артистами и с общностью всей нашей бытовой
культуры.
Но очень характерно для раскола русской
культуры, что и большевики, и меньшевики, и все деятели революционного социального движения вдохновлялись совсем не теми
идеями, которые господствовали в верхнем слое русской
культуры, им была чужда русская философия, их не интересовали вопросы духа, они оставались материалистами или позитивистами.
Отсутствие единства и цельности
культуры выразится в том, что умственные и духовные направления XIX века будут разделяться на десятилетия и каждое десятилетие принесет с собой новые
идеи и стремления, новый душевный уклад.
Русская литература и русская мысль свидетельствуют о том, что в императорской России не было единой целостной
культуры, что был разрыв между культурным слоем и народом, что старый режим не имел моральной опоры. Культурных консервативных
идей и сил в России не было. Все мечтали о преодолении раскола и разрыва в той или иной форме коллективизма. Все шло к революции.
Страшная война, которой духовно и материально не мог выдержать русский народ, слабое правосознание русского народа и отсутствие в нем настоящей
культуры, земельная неустроенность русского крестьянства, зараженность русской интеллигенции ложными
идеями — все это бесспорные причины русской революции.
Такое заключение историков можно объяснить разве только следующим: 1) история пишется учеными, и потому им естественно и приятно думать, что деятельность их сословия есть основание движения всего человечества, точно так же, как это естественно и приятно думать купцам, земледельцам, солдатам (это не высказывается только потому, что купцы и солдаты не пишут истории), и 2) духовная деятельность, просвещение, цивилизация,
культура,
идея, — всё это понятия неясные, неопределенные, под знаменем которых весьма удобно употреблять словà, имеющие еще менее ясного значения и потому легко подставляемые под всякие теории.
Великороссия есть лишь центральное ядро России, вокруг которого образовалось русское государство и русская
культура, но весь смысл существования этого ядра в том, что оно являлось носителем русской великодержавности и русской культурной
идеи.
Образование северного великорусского государства и великорусской
культуры было бы завершением распадения России, возведением болезни, переживаемой Россией, в
идею.
Придется перейти к
идее упрощенной элементарной материальной
культуры и более сложной духовной
культуры.