Неточные совпадения
Московский университет вырос в своем
значении вместе с Москвою после 1812 года; разжалованная императором Петром из царских столиц, Москва была произведена императором Наполеоном (сколько
волею, а вдвое того неволею) в столицы народа русского.
Значение злой
воли в человеческой жизни недооценивалось.
Старая, отжившая шляхетская «
воля», лишенная смысла и
значения, выражалась в карикатурных формах.
Принципиально, духовно обоснованный анархизм соединим с признанием функционального
значения государства, с необходимостью государственных функций, но не соединим с верховенством государства, с его абсолютизацией, с его посягательством на духовную свободу человека, с его
волей к могуществу.
Заповедь «не убей» имеет принудительное
значение для мира, не победившего в себе
воли к убийству.
Карлик видел это и не спеша заиграл на собственных нотах Савелия. Николай Афанасьич заговорил, как велико и отрадно
значение этого мирского заступничества, и затем перешел к тому, как свята и ненарушима должна быть для каждого
воля мирская.
Она все мечтает, как бы ей «полететь невидимо, куда бы захотела»; а то такая мысль приходит: «Кабы моя
воля, каталась бы я теперь на Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись…» — «Только не с мужем», — подсказывает ей Варя, и Катерина не может скрыть своего чувства и сразу ей открывается вопросом: «А ты почем знаешь?» Видно, что замечание Варвары для нее самой объяснило многое: рассказывая так наивно свои мечты, она еще не понимала хорошенько их
значения.
В следующей статье мы будем иметь случай показать, как мало благодетельного
значения имело византийское влияние в историческом развитии Руси; теперь же заметим только, что, видно, слабо оно действовало в сердцах русских, когда не могло противостоять
воле одного человека, да и то напавшего на него не прямо, а очень и очень косвенно, при реформе государственной.
Неоспоримо, что внешние условия жизни Востока издревле влияли и все еще продолжают влиять на человека в сторону угнетения его личности, его
воли. Отношение человека к деянию — вот что определяет его культурное
значение, его ценность на земле.
Ницше ясно сознавал то великое
значение, какое имеет для жизни это чудесное неведение жизненных ужасов. «Мало того, что ты понимаешь, в каком неведении живут человек и животное, — говорит он, — ты должен иметь еще и
волю к неведению и научиться ей. Необходимо понимать, что вне такого неведения была бы невозможна сама жизнь, что оно есть условие, при котором все живущее только и может сохраняться и преуспевать: нас должен покрывать большой, прочный колокол неведения».
А между тем железная
воля Пекторалиса, приносившая свою серьезную пользу там, где нужна была с его стороны настойчивость, и обещавшая ему самому иметь такое серьезное
значение в его жизни, у нас по нашей русской простоте все как-то смахивала на шутку и потешение. И что всего удивительней, надо было сознаться, что это никак не могло быть иначе; так уже это складывалось.
В силе и
значении князя Святозарова Дарья Васильевна не сомневалась; она слышала сама эту фамилию, да и сын писал ей о его несметном богатстве и высоком месте при дворе. Бороться против его
воли ей, как и Степану, казалось немыслимым, потому-то она даже повторила как-то растерянно...
Из этого краткого, но, как показалось Сидорычу, имеющего
значение разговора, он вынес убеждение, что он может иметь успех у молодой вдовы, конечно, при условии выхода на
волю и некоторого капитальца.
Встреча с женщиной в полном, быть может, низменном
значении этого слова охватывает всего человека, она мчит его, как налетевший ураган, туда, куда хочет, без сознания, без
воли и, пожалуй, без цели, так как цель — это сама она, наполняющая все существо мужчины.
Они не хотели отложить выборов, ссылаясь на конституцию, как будто бы регентство, назначенное отрекшимся далеко не по доброй
воле от престола Баттенбергом, имело какое-нибудь конституционное
значение.
Но свобода
воли есть не только иллюзия — это есть слово, не имеющее никакого
значения.
В этом противоречии заключается вопрос о свободе
воли, с древнейших времен занимавший лучшие умы человечества и с древнейших времен постановленный во всем его громадном
значении.
Одни историки, не понимая, в простоте душевной, вопроса о
значении власти, те самые частные и биографические историки, о которых было говорено выше, признают как будто, что совокупность
воль масс переносится на исторические лица безусловно, и потому, описывая какую-нибудь одну власть, эти историки предполагают, что эта самая власть есть одна абсолютная и настоящая, а что всякая другая сила, противодействующая этой настоящей власти, есть не власть, а нарушение власти, — насилие.
Очевидно было, что его не интересовала нисколько личность Балашева. Видно было, что только то, что̀ происходило в его душе, имело интерес для него. Всё, что̀ было вне его, не имело для него
значения, потому что всё в мире, как ему казалось, зависело только от его
воли.
Личному закалу
воли и дисциплине характера не придавали и не придают никакого
значения.
Ежели бы история удержала старое воззрение, она бы сказала: Божество, в награду или в наказание своему народу, дало Наполеону власть и руководило его
волей для достижения своих божественных целей. И ответ был бы полный и ясный. Можно было веровать или не веровать в божественное
значение Наполеона; но для верующего в него, во всей истории этого времени, всё бы было понятно и не могло бы быть ни одного противоречия.
Но положим, что слова Христа о страшном суде и совершении века и другие слова из Евангелия Иоанна имеют
значение обещания загробной жизни для душ умерших людей, все-таки несомненно и то, что учение его о свете жизни, о царстве бога имеет и то доступное его слушателям и нам теперь
значение, что жизнь истинная есть только жизнь сына человеческого по
воле отца. Это тем легче допустить, что учение о жизни истинной по
воле отца жизни включает в себя понятие о бессмертии и жизни за гробом.
Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его
воли, — это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их
значение, и в виду этого
значения умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной
воли, направленной на другое.
Какая причина исторических событий? — Власть. Чтò есть власть? — Власть есть совокупность
воль, перенесенных на одно лицо. При каких условиях переносятся
воли масс на одно лицо? — При условиях выражения лицом
воли всех людей. Т. е. власть есть власть. Т. е. власть есть слово,
значение которого нам непонятно.
В «Кормчей книге»
значение подцерковников определяется следующими словами: «иже осуждены бывше от службы и неповинувшиеся правилом, но себе господски отметивши и епископы нарицаются и служат и церковь создавшие другую и в своей
воли быти пения указаша и соборную оставиша церковь» [Там же.].
Отрешившись от прежнего воззрения на божественное подчинение
воли народа одному избранному и на подчинение этой
воли Божеству, история не может сделать ни одного шага без противоречия, не выбрав одного из двух: или возвратиться к прежнему верованию в непосредственное участие Божества в делах человечества, или определенно объяснить
значение той силы, производящей исторические события, которая называется властью.
Лишь убожество духа, внутренняя бессодержательность и опустошенность может держаться исключительно за формальное народовластие и придавать безусловное
значение народной
воле, независимо от того, какова она.