Она повествует ему о подвигах наших Ахиллов и Улиссов, об удали Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, о Полкане-богатыре, о Калечище прохожем, о том, как они странствовали по Руси, побивали несметные полчища басурманов, как состязались в том, кто одним духом выпьет чару зелена вина и не крякнет; потом говорила о
злых разбойниках, о спящих царевнах, окаменелых городах и людях; наконец, переходила к нашей демонологии, к мертвецам, к чудовищам и к оборотням.
Неточные совпадения
Страшна и неверна была жизнь тогдашнего человека; опасно было ему выйти за порог дома: его, того гляди, запорет зверь, зарежет
разбойник, отнимет у него все
злой татарин, или пропадет человек без вести, без всяких следов.
Идешь и думаешь: хорошо быть
разбойником; грабить жадных, богатых, отдавать награбленное бедным, — пусть все будут сыты, веселы, не завистливы и не лаются друг с другом, как
злые псы.
С лишком за двести лет до этого, то есть во времена междуцарствия, хотя мы и не можем сказать утвердительно, живали ли в Муромских лесах ведьмы, лешие и
злые духи, но, по крайней мере, это народное поверье существовало тогда еще во всей своей силе; что ж касается до
разбойников, то, несмотря на старания губных старост, огнищан и всей земской полиции тогдашнего времени, дорога Муромским лесом вовсе была небезопасна.
О ведьмах не говорят уже и в самом Киеве;
злые духи остались в одних операх, а романтические
разбойники, по милости классических капитан-исправников, вовсе перевелись на святой Руси; и бедный путешественник, мечтавший насладиться всеми ужасами ночного нападения, приехав домой, со вздохом разряжает свои пистолеты и разве иногда может похвастаться мужественным своим нападением на станционного смотрителя, который, бог знает почему, не давал ему до самой полуночи лошадей, или победою над упрямым извозчиком, у которого, верно, было что-нибудь на уме, потому что он ехал шагом по тяжелой песчаной дороге и, подъезжая к одному оврагу, насвистывал песню.
Жилищем ведьм, волков,
Разбойников и
злых духов.
— Это очень хитрый и
злой ветер, вот этот, который так ласково дует на нас с берега, точно тихонько толкая в море, — там он подходит к вам незаметно и вдруг бросается на вас, точно вы оскорбили его. Барка тотчас сорвана и летит по ветру, иногда вверх килем, а вы — в воде. Это случается в одну минуту, вы не успеете выругаться или помянуть имя божие, как вас уже кружит, гонит в даль.
Разбойник честнее этого ветра. Впрочем — люди всегда честнее стихии.
— Спросил он меня: что ж ты это какой безобразный? Глазищи у него
злые, похож на
разбойника.
Всю жизнь трудился Илья не покладая рук; печенегов, и татар, и
разбойников извел великое множество; разных Тугаринов Змеевичей, и Идолищ Поганых, и полениц, и жидовинов побеждал; век прожил в подвигах и на заставах, не пропуская
злого в крещеную Русь; и верил он во Христа, и молился ему, и думал, что исполняет Христовы заповеди.
Ой, во кустах, по-над Волгой, над рекой,
Вора-молодца смертный час его настиг.
Как прижал вор руки к пораненной груди, —
Стал на колени — богу молится.
— Господи! Приими ты
злую душеньку мою,
Злую, окаянную, невольничью!
Было бы мне, молодцу, в монахи идти, —
Сделался, мальчонко,
разбойником!
Вспыхнул Чапурин.
Зло его взяло… «Смеет,
разбойник, имя ее поминать!..» Пламенным взором окинул он Алексея, сжал кулаки и чуть слышным, задыхающимся голосом промолвил...
И потому человек, понявший это, направив свою деятельность на причину
зла, на искоренение заблуждений в себе и других и посвятив на это свои силы, увидит перед собой такую огромную и плодотворную деятельность, что никак не поймет даже, зачем ему для его деятельности выдумка о
разбойнике.
Так что человек, рассуждающий о жизни, не может не видеть, что причина
зла людей никак не лежит в воображаемом
разбойнике, а в заблуждениях людей, из которых одно из самых жестоких состоит в том, чтобы во имя воображаемого
зла совершать действительное.
И этот человек, который, казалось, своею святостью оградил себя от всего
злого, доброжелателями которого считались даже
разбойники и бешеные, в одно прекрасное утро был найден убитым.
Когда
разбойник отдохнул, архиерей пришел к нему и сказал: «Мне жаль тебя, что ты холоден и голоден и что за тобой гоняются, как за волком, но мне всего более жаль тебя за то, что ты
зла много сделал и душу свою губишь. Брось дурные дела!»
Этот страшный хозяин, похожий на
разбойника; эти
злые, мохнатые собаки, готовые разорвать ее по одному его приказанию; эти плутоватые, недобрые дети, брат и сестра, которые с таким недоброжелательством смотрели на нее!
— Эмма, будь счастлива с Бернгардом, он стоит тебя, а обо мне забудь совершенно. Остерегайся
разбойника Доннершварца и
злого Гримма: они покушаются на тебя…
«Как из рук его я рванулася
И домой стремглав бежать бросилась,
И остались в руках у
разбойникаМой узорный платок — твой подарочек,
И фата моя бухарская.
Опозорил он, осрамил меня,
Меня честную, непорочную —
И что скажут
злые соседушки?
И кому на глаза покажусь теперь...
Я, как
разбойник, знал, что жил и живу скверно, видел, что большинство людей вокруг меня живет так же. Я так же, как
разбойник, знал, что я несчастлив и страдаю и что вокруг меня люди также несчастливы и страдают, и не видал никакого выхода, кроме смерти, из этого положения. Я так же, как
разбойник к кресту, был пригвожден какой-то силой к этой жизни страданий и
зла. И как
разбойника ожидал страшный мрак смерти после бессмысленных страданий и
зла жизни, так и меня ожидало то же.
Во всем этом я был совершенно подобен
разбойнику, но различие мое от
разбойника было в том, что он умирал уже, а я еще жил.
Разбойник мог поверить тому, что спасение его будет там, за гробом, а я не мог поверить этому, потому что кроме жизни за гробом мне предстояла еще и жизнь здесь. А я не понимал этой жизни. Она мне казалась ужасна. И вдруг я услыхал слова Христа, понял их, и жизнь и смерть перестали мне казаться
злом, и, вместо отчаяния, я испытал радость и счастье жизни, не нарушимые смертью.
Я знаю теперь, что и неприятели и так называемые злодеи и
разбойники, все — люди, точно такие же сыны человеческие, как и я, так же любят добро и ненавидят
зло, так же живут накануне смерти и так же, как и я, ищут спасения и найдут его только в учении Христа.