Неточные совпадения
— Мне его по знакомству старый товарищ высылает, — поспешно проговорил Василий Иванович, — но мы, например, и о френологии [Френология — псевдонаука о
зависимости психики
человека от наружной формы черепа.] имеем понятие, — прибавил он, обращаясь, впрочем, более к Аркадию и указывая на стоявшую на шкафе небольшую гипсовую головку, разбитую на нумерованные четыреугольники, — нам и Шенлейн [Шенлейн, Радемахер — немецкие ученые, медики.] не остался безызвестен, и Радемахер.
Корею, в политическом отношении, можно было бы назвать самостоятельным государством; она управляется своим государем, имеет свои постановления, свой язык; но государи ее, достоинством равные степени королей, утверждаются на престоле китайским богдыханом. Этим утверждением только и выражается
зависимость Кореи от Китая, да разве еще тем, что из Кореи ездят до двухсот
человек ежегодно в Китай поздравить богдыхана с Новым годом. Это похоже на
зависимость отделенного сына, живущего своим домом, от дома отца.
Я много раз писал о том, что структура человеческого сознания не может быть понята статически, что она меняется, суживается или расширяется, и в
зависимости от этого
человеку раскрываются разные миры.
Я думаю, что марксизм прав, утверждая изменчивость разума, его
зависимость от существования
человека, от целостной направленности его сознания.
Можно установить четыре периода в отношении
человека к космосу: 1) погружение
человека в космическую жизнь,
зависимость от объектного мира, невыделенность еще человеческой личности,
человек не овладевает еще природой, его отношение магическое и мифологическое (примитивное скотоводство и земледелие, рабство); 2) освобождение от власти космических сил, от духов и демонов природы, борьба через аскезу, а не технику (элементарные формы хозяйства, крепостное право); 3) механизация природы, научное и техническое овладение природой, развитие индустрии в форме капитализма, освобождение труда и порабощение его, порабощение его эксплуатацией орудий производства и необходимость продавать труд за заработную плату; 4) разложение космического порядка в открытии бесконечно большого и бесконечно малого, образование новой организованности, в отличие от органичности, техникой и машинизмом, страшное возрастание силы
человека над природой и рабство
человека у собственных открытий.
Человек был поставлен в
зависимость от внешней общественности.
Была и еще одна причина в том же роде: мать Сторешникова, конечно, станет противиться женитьбе — мать в этом случае представительница света, — а Сторешников до сих пор трусил матери и, конечно, тяготился своею
зависимостью от нее. Для
людей бесхарактерных очень завлекательна мысль: «я не боюсь; у меня есть характер».
Это определяется тем, что познает не трансцендентальный субъект, не универсальный разум, как учил германский идеализм, а конкретный
человек с известной душевной структурой, с
зависимостью от социальных отношений
людей.
— Вот здесь я деловой
человек, — объяснил Стабровский, показывая Луковникову свой кабинет. — Именно таким вы меня знали до сих пор. Сюда ко мне приходят
люди, которые зависят от меня и которые завидуют мне, а вот я вам покажу другую половину дома, где я самый маленький
человек и сам нахожусь в
зависимости от всех.
Клиенты без слов почувствовали свою мертвую
зависимость от этого нового
человека, которому стоило оказать одно слово — и банк закрывал кредит.
Мои взгляды на поверхности могли меняться, главным образом в
зависимости от моих иногда слишком острых и страстных реакций на то, что в данный момент господствовало, но я всю жизнь был защитником свободы духа и высшего достоинства
человека.
— Желаниям
человека нет меры, его сила — неисчерпаема! Но мир все-таки еще очень медленно богатеет духом, потому что теперь каждый, желая освободить себя от
зависимости, принужден копить не знания, а деньги. А когда
люди убьют жадность, когда они освободят себя из плена подневольного труда…
Культурный
человек сделался проницателен; он понял свою
зависимость от жизни масс и потому приспособляет последнюю так, чтобы будущее было для него обеспечено.
Возьмите самые простые сельскохозяйственные задачи, предстоящие культурному
человеку, решившемуся посвятить себя деревне, каковы, например: способы пользоваться землею, расчеты с рабочими, степень личного участия в прибылях, привлечение к этим прибылям батрака и т. п. — разве все это не находится в самой несносной
зависимости от каких-то волшебных веяний, сущность которых даже не для всякого понятна?
В ответ на это тотчас же получил пакет на имя одного директора департамента с коротенькой запиской от князя, в которой пояснено было, что
человек, к которому он пишет, готов будет сделать для него все, что только будет в его
зависимости.
Полагая жизнь свою в делах плотских,
человек делает те дела, которые всегда находятся в
зависимости от пространственных и временных, вне его находящихся причин.
Учреждены паспорты. Все, отлучающиеся от места жительства, обязаны брать их и платить за это пошлины. Вдруг в разных местах являются
люди, которые говорят, что брать паспорты не нужно, что не следует признавать свою
зависимость от государства, живущего насилием, и
люди эти не берут паспортов и не платят за них пошлину. И опять ничем нельзя заставить этих
людей исполнять требуемое. Их запирают в остроги и опять выпускают, и
люди живут без паспортов.
Нужда, бедность, жизнь из милости в чужих
людях, полная
зависимость от чужих
людей — тяжелы всякому; но для девушки, стоявшей в обществе так высоко, жившей в таком довольстве, гордой по природе, избалованной общим искательством и ласкательством, для девушки, которая испытала всю страшную тяжесть
зависимости и потом всю прелесть власти, — такой переход должен был казаться невыносимым.
Наша жажда видных и громких общественных положений показывает великое несовершеннолетие наше, отчасти неуважение к самому себе, которые приводят
человека в
зависимость от внешней обстановки.
Быть может, сознание своей
зависимости, безденежье, не перестававшее грызть ему сердце, сильнее еще возбуждали в нем робость: и рад бы показать себя перед
людьми, да нечем!
Гришка, подобно всем слабым, но злобно, дурно настроенным
людям, не смея явно выразить своей досады, вымещал ее тайком, втихомолку, и, конечно, вымещал ее на жене, единственном существе, которое находилось до некоторой степени в его
зависимости.
Ни хвалить, ни бранить этих
людей нечего, но нужно обратить внимание на ту практическую почву, на которую переходит вопрос; надо признать, что
человеку, ожидающему наследства от дяди, трудно сбросить с себя
зависимость от этого дяди, и затем надо отказаться от излишних надежд на племянников, ожидающих наследства, хотя бы они и были «образованны» по самое нельзя. Если тут разбирать виноватого, то виноваты окажутся не столько племянники, сколько дяди, или, лучше сказать, их наследство.
У него вы ясно видите, как самодурство опирается на толстой мошне, которую называют «божьим благословением», и как безответность
людей перед ним определяется материальною от него
зависимостью.
— Ничего особенно дурного и ничего особенно хорошего, только на что мне мундир? Я не хочу его. Я хочу быть свободным
человеком, я не люблю
зависимости.
Очевидно было, что устранение моих денег из первоначального их помещения не прошло ему даром и что в его жизнь проникло новое начало, дотоле совершенно ей чуждое. Это начало — всегдашнее, никогда не оставляющее,
человека, совершившего рискованное предприятие по присвоению чужой собственности, опасение, что вот-вот сейчас все кончится, соединенное с чувством унизительнейшей
зависимости вот от этого самого Гаврюшки, который в эту минуту в такой нахальной позе стоял перед ним.
Я задумывался над несправедливостью
людей, осуждавших меня за то, что я пегий, я задумывался о непостоянстве материнской и вообще женской любви и
зависимости ее от физических условий, и главное я задумывался над свойствами той странной породы животных, с которыми мы так тесно связаны и которых мы называем
людьми — теми свойствами, из которых вытекала особенность моего положения на заводе, которую я чувствовал, но не мог понять.
За два, три мятежных года Яков не заметил ничего особенно опасного на фабрике, но речи Мирона, тревожные вздохи дяди Алексея, газеты, которые Артамонов младший не любил читать, но которые с навязчивой услужливостью и нескрываемой, злорадной угрозой рассказывали о рабочем движении, печатали речи представителей рабочих в Думе, — всё это внушало Якову чувство вражды к
людям фабрики, обидное чувство
зависимости от них.
Затем, ссылаясь на приближающуюся весеннюю оттепель, отец, заказав почтовых лошадей, дал поцеловать мне свою руку, и я, мечтавший о свободе и самобытности, сразу почувствовал себя среди иноплеменных
людей в
зависимости, с которой прежняя домашняя не могла быть поставлена ни в какое сравнение.
Но и тут
человек не освобождается вполне из своей
зависимости от обстоятельств, и Овэн утверждал даже, что ни один
человек, как бы ни крепко сложился его характер, не может долго выдержать себя совершенно неизменным при изменении всей окружающей обстановки.
Это был жалкий обломок, какая-то кучка случайных существований. Землей выселковцы не занимались. «Родитель», как уже сказано, был кровельщик, один из домовладельцев портняжил, другой — шил сапоги, большинство отдавали «дачи» под летние помещения или содержали нахлебников-студентов, находясь, таким образом, в
зависимости от чужих, «пришлых»
людей; некоторые работали на ближней фабрике. Было и несколько темных субъектов — более или менее предосудительных профессий.
В наше время уже всякий понимает, что абсолютная свобода воли для
человека не существует, и что он, как все предметы природы, находится в
зависимости от её вечных законов.
— Как вам, сударь, сказать, это все в
зависимости от самого
человека.
Есть две веры: вера доверия тому, что говорят
люди, — это вера в
человека или в
людей, и таких вер много различных, и вера в свою
зависимость от того, кто послал меня в мир. Это вера в бога, и такая вера одна для всех
людей.
Вредно распространение между
людьми мыслей о том, что наша жизнь есть произведение вещественных сил и находится в
зависимости от этих сил. Но когда такие ложные мысли называются науками и выдаются за святую мудрость человечества, то вред, производимый таким учением, ужасен.
И, любезный и приветливый, он усадил поднявшихся было молодых
людей и, предлагая папиросы, снова заговорил о важности умственного развития матросов особенно теперь, после величайшей реформы, освободившей несколько миллионов
людей от крепостной
зависимости.
Божественная сущность жизни вовсе не скрывала от человеческого взора ее аморального, сурового и отнюдь не идиллического отношения к
человеку: жизнь была полна ужасов, страданий и самой обидной
зависимости.
Когда сущность
человека переживается им, как противоположная ему, то он может испытать угнетение рабьего сознания
зависимости.
Личность не порождается родовым космическим процессом, не рождается от отца и матери, она происходит от Бога, является из другого мира; она свидетельствует о том, что
человек есть точка пересечения двух миров, что в нем происходит борьба духа и природы, свободы и необходимости, независимости и
зависимости.
Человек находится в дурной рабьей
зависимости от общества, и он сам создает эту
зависимость, гипостазируя общество, создавая о нем мифы.
Маркс был глубоко прав, когда отрицал их и когда ставил устроение общества в
зависимость от активности
человека.
Но
зависимость познания от социальных отношений
людей в более глубоком смысле есть
зависимость от духовного состояния
людей.
Человек, коллективный
человек борется против порабощающей его и угрожающей ему стихийной природы, гуманизирует окружающую его природную среду, создает орудия борьбы, которые стоят между нами и природой, переходит в роковую действительность техники, цивилизации, разума, от которых ставит в
зависимость свою судьбу.
Познание находится в глубокой
зависимости от ступеней общности
людей.
Когда
человек сознал себя свободным и творческим духом, он тем самым поставил разрешение трагических конфликтов жизни в
зависимость от своей свободы и своего творчества, а не от отвлеченного принятия однообразного, общеобязательного закона.
И нужно признать, что техника, уничтожая ряд иллюзий
человека, порожденных слабостью и
зависимостью, может способствовать преодолению религиозного материализма и достижению большей духовности, так же как, с другой стороны, она грозит окончательной материализацией.
Антропология неизбежно ставит
человека между Богом и природой или между культурой и природой, и в
зависимости от того, как она определяет эти соотношения, слагаются ее типы.
Согласно классической протестантской антропологии грехопадение совершенно извратило и уничтожило человеческую природу, помрачило разум
человека, лишило его свободы и поставило всю его жизнь в
зависимость от благодати.
Свободу
человека оно ставит в
зависимость от благодатного перерождения другого
человека, власти, всего общества.
Боль, страдание, смерть более страшны или менее страшны
человеку в
зависимости от духовного состояния, в котором он находится.
Конец зависит и от
человека, и он будет тем или иным в
зависимости от действий
человека.