Неточные совпадения
— Наши отцы слишком усердно занимались решением вопросов материального характера, совершенно игнорируя загадки
духовной жизни. Политика — область самоуверенности, притупляющей наиболее глубокие
чувства людей. Политик — это ограниченный человек, он считает тревоги духа чем-то вроде накожной болезни. Все эти народники, марксисты — люди ремесла, а жизнь требует художников, творцов…
Манере Туробоева говорить Клим завидовал почти до ненависти к нему. Туробоев называл идеи «девицами
духовного сословия», утверждал, что «гуманитарные идеи требуют
чувства веры значительно больше, чем церковные, потому что гуманизм есть испорченная религия». Самгин огорчался: почему он не умеет так легко толковать прочитанные книги?
Это был человек совершенно противоположного склона
духовной жизни, чем Симонсон. Симонсон был один из тех людей, преимущественно мужского склада, у которых поступки вытекают из деятельности мысли и определяются ею. Новодворов же принадлежал к разряду людей преимущественно женского склада, у которых деятельность мысли направлена отчасти на достижение целей, поставленных
чувством, отчасти же на оправдание поступков, вызванных
чувством.
И всего более должна быть Россия свободна от ненависти к Германии, от порабощающих
чувств злобы и мести, от того отрицания ценного в
духовной культуре врага, которое есть лишь другая форма рабства.
Духовное познание есть богочеловеческое познание, познание не разумом и не
чувством, а целостным Духом.
В сфере же внутренно-духовной русской душе все еще мешает подойти к душе польской
чувство чуждости и враждебности, вызываемое латинско-католической прививкой к славянской душе, создавшей польский национальный лик.
Война лишь проявляет зло, она выбрасывает его наружу. Внешний факт физического насилия и физического убийства нельзя рассматривать, как самостоятельное зло, как источник зла. Глубже лежат
духовное насилие и
духовное убийство. А способы
духовного насилия очень тонки и с трудом уловимы. Иные душевные движения и токи, иные слова, иные
чувства и действия, не имеющие признаков физического насилия, более убийственны и смертоносны, чем грубое физическое насилие и разрушение.
Так, например, во мне совмещается
духовная революционность с большой ролью привычки в моей жизни, анархизм по
чувству и убеждению с любовью к установившемуся порядку в своей жизни.
В
духовных стихах есть очень большое
чувство социальной неправды.
Не из одного ведь тщеславия, не всё ведь от одних скверных тщеславных
чувств происходят русские атеисты и русские иезуиты, а и из боли
духовной, из жажды
духовной, из тоски по высшему делу, по крепкому берегу, по родине, в которую веровать перестали, потому что никогда ее и не знали!
Возникало и росло
чувство духовной близости со всеми, рождалось новое сердце земли, полное горячим стремлением все понять, все объединить в себе.
В тесной комнате рождалось
чувство духовного родства рабочих всей земли. Это
чувство сливало всех в одну душу, волнуя и мать: хотя было оно непонятно ей, но выпрямляло ее своей силой, радостной и юной, охмеляющей и полной надежд.
Я знаю, я знаю, мой милый, что это обострение
чувств, все это
духовное озарение — увы! — не что иное, как физиологическое действие алкоголя на нервную систему.
Они живут нераздельно в одной мысли, в одном
чувстве: у них одно
духовное око, один слух, один ум, одна душа…»
Но есть в мире удивительное явление: мать с ее ребенком еще задолго до родов соединены пуповиной. При родах эту пуповину перерезают и куда-то выбрасывают. Но
духовная пуповина всегда остается живой между матерью и сыном, соединяя их мыслями и
чувствами до смерти и даже после нее.
— Такая же, как между всякой философией и религией: первая учит познавать сущность вещей посредством разума, а религия преподает то, что сказано в божественном откровении; но путь в достижении того и другого познания в мистицизме иной, чем в других философских системах и в других вероучениях, или, лучше сказать, оба эти пути сближены у мистиков: они в своей философии ум с его постепенным ходом, с его логическими выводами ставят на вторую ступень и дают предпочтение
чувству и фантазии, говоря, что этими
духовными орудиями скорее и вернее человек может достигнуть познания сущности мирового бытия и что путем ума человек идет черепашьим шагом, а
чувством и созерцанием он возлетает, как орел.
Мы, все христианские народы, живущие одной
духовной жизнью, так что всякая добрая, плодотворная мысль, возникающая на одном конце мира, тотчас же сообщаясь всему христианскому человечеству, вызывает одинаковые
чувства радости и гордости независимо от национальности; мы, любящие не только мыслителей, благодетелей, поэтов, ученых чужих народов; мы, гордящиеся подвигом Дамиана, как своим собственным; мы, просто любящие людей чужих национальностей: французов, немцев, американцев, англичан; мы, не только уважающие их качества, но радующиеся, когда встречаемся с ними, радостно улыбающиеся им, не могущие не только считать подвигом войну с этими людьми, но не могущие без ужаса подумать о том, чтобы между этими людьми и нами могло возникнуть такое разногласие, которое должно бы было быть разрешено взаимным убийством, — мы все призваны к участию в убийстве, которое неизбежно, не нынче, так завтра должно совершиться.
— И этого нет, потому что и в пороках есть своя обязательная хронология. Я не хочу сказать, что именно я лучше — все одинаковы. Но ведь это страшно, когда человек сознательно толкает себя в пропасть… И чистота
чувства, и нетронутость сил, и весь
духовный ансамбль — куда это все уходит? Нельзя безнаказанно подвергать природу такому насилию.
Двигать толпою зрителей, овладеть их
чувствами и заставить их слиться в одно
чувство с выражаемым тобою, жить в это время одной жизнью с тобою — такое
духовное наслаждение, которым долго остается полна душа, которое никогда не забывается!
Мне очень хотелось спросить, где Молли и давно ли Дюрок вернулся, так как хотя из этого ничего не вытекало, но я от природы любопытен во всем. Однако на что я решился бы под открытым небом, на то не решался здесь, по стеснительному
чувству чужого среди высоких потолков и прекрасных вещей, имеющих свойство оттеснять непривычного в его
духовную раковину. Все же я надеялся много узнать от Попа.
Насколько это
чувство можно было анализировать в Мане, оно имело что-то очень много общего с отношениями некоторых молодых религиозных и несчастных в семье русских женщин к их
духовным отцам; но, с другой стороны, это было что-то не то.
Кроме того, великий соблазн для Сергия состоял в том, что игумен этого монастыря, светский, ловкий человек, делавший
духовную карьеру, был в высшей степени антипатичен Сергию. Как ни бился с собой Сергий, он не мог преодолеть этой антипатии. Он смирялся, но в глубине души не переставал осуждать. И дурное
чувство это разразилось.
Соколова. Я говорю о
чувстве духовного родства с детьми…
Наташа встретила его слова таким взглядом, который, как электрическая искра, проник до глубины души молодого человека и потряс все
духовное существо его; в этом взгляде выражалось столько сочувствия и благоволения, что Шатов, очарованный им, повинуясь непреодолимому
чувству любви, для которой блеснула в этом взгляде взаимность, позабыв все свои прежние намерения уехать, не объясняясь и не спрашивая согласия невесты, с несвойственной ему живостью и жаром сказал: «Наталья Васильевна!
Как после сильного звука мы уже не слышим посредственного, но довольно слышного звука, или как мы ничего не видим; внезапно перейдя от яркого освещения в место, слабо освещенное, но всё же довольно светлое; так точно бывают подобные неправильные восприятия, а вследствие того и
чувства, и в предметах, прямо относящихся, к нашей
духовной деятельности.
Тридцать пять лет прошло с тех пор, но воспоминанье об этих светлых минутах моей молодости постоянно, даже и теперь, разливает какое-то отрадное, успокоительное, необъяснимое словами
чувство на все
духовное существо мое.
Называют одним и тем же словом любовь
духовную — любовь к богу и ближнему, и любовь плотскую мужчины к женщине или женщины к мужчине. Это большая ошибка. Нет ничего общего между этими двумя
чувствами. Первое —
духовная любовь к богу и ближнему — есть голос бога, второе — половая любовь между мужчиной и женщиной — голос животного.
Но чем больше изменяли мне все новые боги, тем явственнее подымались в душе как будто забытые
чувства: словно небесные звуки только и ждали, когда даст трещину
духовная темница, мною самим себе созданная, чтобы ворваться к задыхающемуся узнику с вестью об освобождении.
Находить здесь правую меру, для которой нет внешних критериев, а есть только внутренний (так сказать, религиозно-эстетический), и есть задача «
духовного художества», руководимого лишь
духовным вкусом,
чувством духовного такта…
Религиозное сознание естественно и неудержимо стремится к догмату, и разве искание догмата, «составление убеждений», «поиски миросозерцания», не составляют предмета постоянной тревоги и стремлений всякой живой души, которая не может удовлетвориться
духовной недоношенностью, аморфной неизреченностью
чувства?
В отношении же к
духовному нет необходимости, чтобы это общее
чувство разделялось на пять
чувств, как бы на пять окон… но, пребывая всецело единым
чувством, оно имеет с собой и в себе пять
чувств (или, точнее сказать, более), поколику все они едино суть…
Об этом свидетельствует нам
духовный опыт святых, стяжавших благодать св. Духа и ософиенных в земном теле своем: они испытывали
духовное услаждение всеми своими
чувствами (ср., напр., рассказ Мотовилова [О цели христианской жизни.
Реальность вообще опознается своеобразным
духовным осязанием, соответствующим нашему глухому «мускульному»
чувству реальности.
Духовно-телесное соединение двух в одну плоть, как оно дано в норме творения и как оно хотя бы слабо, но все же предощущается в браке в меру
духовного возраста супругов, связано в то же время и с
чувством разъединения, убийства, тоски по утрате чего-то дорогого и чистого.
Психе, как указывает Нэгельсбах, есть у Гомера принцип животной, а не
духовной жизни, это, сообразно первоначальному значению слова, — «дух», дыхание человека. Покинув тело, эта психе-душа улетает в подземное царство в виде смутного двойника умершего человека, в виде тени, подобной дыму. (Она лишена
чувства, сознания, хотения. — как раз всего того, что составляет «я» человека, его душу в нашем смысле.)
С другой стороны, матушка, презирая ничтожный польский характер, отразившийся между прочим в поступках старого Пенькновского, всегда считала обязанностью относиться к полякам с бесконечною снисходительностию, «как к жалкому народу, потерявшему национальную самостоятельность», что, по ее мнению, влекло за собою и потерю лучших
духовных доблестей; но чуть только Альтанский, питавший те же самые
чувства, но скрывавший их, дал волю своему великодушию и с состраданием пожал руку молодому Пенькновскому, который кичился позором своего отца, — матери это стало противно, и она не могла скрывать своего презрения к молодому Кошуту.
"Ребенок"как раз написан был в ту полосу моей интимной жизни, когда я временно отдавался некоторому «
духовному» настроению. Влюбленность и жизнь в семействе той очень молодой девушки, которая вызвала во мне более головное, чем страстное
чувство, настраивали меня в духе резко противоположном тому научному взгляду на человека, его природу и все мироздание, который вырабатывался у меня в Дерпте за пять лет изучения естественных наук и медицины.
Пессимистическое
чувство жизни играло огромную роль в возникновении
духовных течений.
Вот там, у Воскресенских ворот, в темно-кирпичном здании, где аудитория на тысячу человек, на одной публичной лекции — он только что поступил в студенты — его охватило впервые
чувство духовной связи со всей массой слушателей-мужчин и женщин, молодежи и пожилых людей, когда вся аудитория, взволнованная и увлеченная, захлопала лектору.
Этим ты сторицей воздашь нам, огражденным от мира не только каменною монастырскою стеною, но стеною
духовною, стеною победы над своими
чувствами и желаниями, за наше о тебе попечение, за приют и охрану…
— Спрошу вас только: неужели — извините — из спячки вашего животного материализма не пробуждалась в вас никогда
духовная натура человека? Если ж в душе вашей нет искры того божественного огня, который отличает человека от других животных, так не прикасайтесь, по крайней мере, нечистыми руками к религиозному
чувству народа. Всех философами по-своему не переделаете.
В мужской природе сильнее
чувство личности и большая независимость от сменяющихся во времени состояний, большая способность совмещать во всякое время всю полноту
духовного бытия.
Княжна Людмила предалась мечтам о будущем, мечтам, полным светло-розовых оттенков, подобным лучезарной летней заре. В будущем Тани проносились перед ее
духовным взором темные тучи предстоящего, оскорбляя ее за последнее время до болезненности чуткое самолюбие. Полный мир и какое-то неопределенное
чувство сладкой истомы царили в душе княжны Людмилы. Завистливой злобой и жаждой отмщения было переполнено сердце Татьяны Берестовой.
Семитический ветхозаветный трансцендентизм ныне мертвит религиозную жизнь, он выродился в полицейское мероприятие против движения в
духовном опыте, он питает нетерпимость и осуждение ближнего, растит антихристианские
чувства.
Таким из всех был Алексей Григорьевич Разумовский. Искренно благочестивый, он, как малоросс, принадлежал к партии автора «Камня Веры», сторонники которой были по большей части украинцы и белорусы. Призренный в младенчестве духовенством, возросший под крылом его в рядах придворных певчих, он взирал на него с
чувством самой искренней и глубокой благодарности и был предан всем своим честным и любящим сердцем. Власть гражданская сошлась с властью
духовною.
Напрасно старались друзья пробудить во мне
чувства, и только тогда, когда я увидел Надю, я ощутил то
духовное удовлетворение, тот внешний покой, которого я искал так долго и так напрасно.
Вся иерархия умственного труда от высших представителей
духовного творчества до самых скромных представителей трудовой интеллигенции, вроде народных учителей, отвергается с злобным
чувством.
Только пойми, кто ты, и как, с одной стороны, ничтожно то, что ты ошибочно называешь собою, признавая себя в своем теле, как необъятно велико то, что ты сознаешь истинно собою, — твое
духовное существо, — только пойми это и начни каждый час своей жизни жить не для внешних целей, а для исполнения того истинного назначения твоей жизни, которое открыто тебе и мудростью всего мира, и учением Христа, и твоим собственным сознанием, начни жить, полагая цель и благо твоей жизни в том, чтобы с каждым днем всё больше и больше освобождать дух свой от обманов плоти, всё больше и больше совершенствоваться в любви, что в сущности одно и то же; только начни делать это — и с первого часа, дня ты почувствуешь, какое новое и радостное
чувство сознания полной свободы и блага всё больше и больше будет вливаться в твою душу и — что больше всего поразит тебя — как те самые внешние условия, которыми ты так был озабочен и которые всё-таки так далеки были от твоих желаний, — как эти условия сами собой (оставляя тебя в твоем внешнем положении или выводя из него) перестанут быть препятствиями и будут только всё большими и большими радостями твоей жизни.
Она должна была обладать красотою
духовной более, чем телесною, — во всяком случае она непременно должна была иметь над ним многие нравственные превосходства, особенно в деликатности
чувств, в тонком ощущении благородства, чести и добра.
Народнические
чувства и народническое сознание угашали творческие порывы, нравственно отравляли сами источники творчества
духовной культуры, так как в творчестве видели уклонение от исполнения долга перед народом или измену народной правде.