Неточные совпадения
Или нужно бесстрастно стать на другой путь и признать, что дух не зависит от
материи и что функциональная связь
духовного и материального на поверхности жизни из глубины, изнутри совсем иное означает.
Они начали утверждать форму диалектического материализма, в которой исчезает детерминизм, раньше столь бросавшийся в глаза в марксизме; почти исчезает и
материя, которой приписываются
духовные качества — возможность самодвижения изнутри, внутренняя свобода и разумность.
Бытие состоит из
духовных существ, и «
материя» есть лишь определенное соотношение этих существ и их определенное состояние.]
—
Духовная пища! — сказал он. — Истинно,
материя питает плоть, а
духовная пища душу!
Нам кажутся смешны и жалки невежественные претензии грубого материализма, который унижает высокое значение
духовной стороны человека, стараясь доказать, будто душа человека состоит из какой-то тончайшей
материи.
И то, что мы в мире дальнем познаем как стремление каждого земного существа к своей идее, как эрос творчества, муку и тревогу всей жизни, то в мире умопостигаемом, «в небе», есть предвечно завершенный блаженный акт, эротическое взаимопроникновение формы и
материи, идеи и тела,
духовная, святая телесность.
Духовная победа есть не только победа над элементарной зависимостью человека от
материи.
Но это не будет идеализмом, который не чувствует сопротивления массивной реальности, т. е. массы числа, не только массы человеческой, но и массы мировой
материи с ее инерцией, это будет
духовный реализм, не только восходящий, но и нисходящий, дух активный, а не пассивный.
Ныне мир переходит к высшей
духовной жизни, и осознает человек окончательно, что церковь не может иметь физической плоти, а может иметь лишь плоть
духовную [Та концепция церкви, которая была у Хомякова, церкви как органической соборной жизни в свободе и любви, не имеющей никаких внешних признаков и критериев, в сущности, должна отрицать физическую плоть церкви, историческую
материю православия.
Это послушание необходимости, эта
духовная пассивность может получить разные философские формулировки: власть
материи и власть идеи, власть ощущений и власть категорий, власть чувственности и власть рассудка, власть природы с ее неумолимыми законами и власть разума с его нормами.
Духовная буржуазность социализма, его рабство у социальной
материи, его отрицание ценностей, его неспособность подняться над ограниченной целью человеческого благополучия до целей более далеких и высоких, совершенно несомненна и обнаруживается все более и более.