Не символистами, противниками символизма остаются те «реалисты» культуры, которые наивно пребывают в символизме культуры, не сознавая этого символизма, сохраняя уверенность в реалистичности всех
достижений культуры.
Неточные совпадения
Русь совсем не свята и не почитает для себя обязательно сделаться святой и осуществить идеал святости, она — свята лишь в том смысле, что бесконечно почитает святых и святость, только в святости видит высшее состояние жизни, в то время как на Западе видят высшее состояние также и в
достижениях познания или общественной справедливости, в торжестве
культуры, в творческой гениальности.
Все великие народы, имевшие свою идею и свое призвание в мире, в высоких
достижениях своей
культуры приобретали универсальное значение.
Наиболее близок к этому был Н. Федоров, который тоже обличал ложь
культуры и хотел полного изменения мира,
достижения родства и братства не только социального, но и космического.
Но
культура хочет оставить человека в этом мире, она прельщает человека своими ценностями и своими
достижениями имманентного совершенства.
Творчество
культуры во всех сферах стремится к совершенству, к
достижению высшего качества.
Несомненно, были великие
культуры в прошлом, напр.
культура Вавилона и Египта, после которых наступил регресс, а не прогресс, и были утеряны огромные
достижения.
Вместе с тем
культура имеет символический характер, все ее
достижения не реалистические, а символические.
Правду ищут не в
культуре, не в ее объективных
достижениях, а в народе, в органической стихийной жизни.
Творчество этой эпохи по существу направлено на последнее, а не на предпоследнее, все ее
достижения должны уже быть не символическими, а реалистическими, не культурными только, а бытийственными [Очень интересно говорит о
культуре Н. Ф. Федоров: «Если объединение живущих для всеобщего воскрешения не совершается сознательно, то объединение сынов превращается в цивилизацию, в чуждость, враждебность, в разрушение, а вместо воскрешения является
культура, т. е. перерождение, вырождение и наконец вымирание» («Философия общего дела», с. 142–143).
Культура со всеми своими великими ценностями есть середина, в ней нет конца, предела
достижений.
Кризис
культуры и есть последняя воля человека к переходу от символически-условных
достижений к
достижениям реально-абсолютным.
Вне реального
достижения высшей духовной жизни, т. е. вне перерождения, вне нового духовного рождения никакое совершенное общество и совершенная
культура недостижимы.
Западные учения об эволюции, о ступенях развития, о значении развития промышленности и
культуры для всяких социальных
достижений были забыты.
Лишь символическое сознание понимает эту природу
культуры, и оно же и стремится к преодолению символизма
культуры и
достижению реальности духовного мира.
С другой же стороны, из глубины кризис
культуры начинается в обнаружении религиозной воли к реальному преображению жизни, к
достижению нового бытия, новой земли и нового неба.