Неточные совпадения
― Да вот написал почти книгу об
естественных условиях рабочего
в отношении к земле, ― сказал Катавасов. ― Я не специалист, но мне понравилось, как естественнику, то, что он не берет человечества как чего-то вне зоологических законов, а, напротив, видит зависимость его от среды и
в этой зависимости отыскивает законы развития.
То, что
в продолжение этих трех месяцев видел Нехлюдов, представлялось ему
в следующем виде: из всех живущих на воле людей посредством суда и администрации отбирались самые нервные, горячие, возбудимые, даровитые и сильные и менее, чем другие, хитрые и осторожные люди, и люди эти, никак не более виновные или опасные для общества, чем те, которые оставались на воле, во-первых, запирались
в тюрьмы, этапы, каторги, где и содержались месяцами и годами
в полной праздности, материальной обеспеченности и
в удалении от природы, семьи, труда, т. е. вне всех
условий естественной и нравственной жизни человеческой.
После двухлетнего пребывания на острове теперешний инспектор представил отчет; это небольшая кабинетная работа,
в которой личные наблюдения автора отсутствуют и выводы его не отличаются определенностью, но зато
в отчете излагаются вкратце сведения по метеорологии и флоре, дающие довольно ясное представление об
естественных условиях населенной части острова.
Виноваты
в этом главным образом
естественные условия Александровской долины: двигаться назад к морю нельзя, не годится здесь почва, с боков пост ограничен горами, а вперед он может расти теперь только
в одном направлении, вверх по течению Дуйки, по так называемой Корсаковской дороге: здесь усадьбы тянутся
в один ряд и тесно жмутся друг к другу.
Очень важно
в практическом отношении, чтобы оценка пищевых порционов какой-либо группы населения начиналась не с количественного, а качественного их анализа, и при этом изучались бы
естественные и бытовые
условия, при которых эта группа живет; без строгой же индивидуализации решение вопроса будет односторонне и убедительно, пожалуй, для одних только формалистов.
Виноваты ли
в этом
естественные условия, которые на первых же норах встретили крестьян так сурово и недружелюбно, или же всё дело испортили неумелость и неряшливость чиновников, решить трудно, так как опыт был непродолжителен, и к тому же еще приходилось производить эксперимент над людьми, по-видимому, неусидчивыми, приобревшими
в своих долгих скитаниях по Сибири вкус к кочевой жизни.
Благодаря этим случайно сложившимся
условиям, удача так и плывет навстречу захудалой семье. Первые удачники, бодро выдержавши борьбу,
в свою очередь воспитывают новое чистенькое поколение, которому живется уже легче, потому что главные пути не только намечены, но и проторены. За этим поколением вырастут еще поколения, покуда, наконец, семья
естественным путем не войдет
в число тех, которые, уже без всякой предварительной борьбы, прямо считают себя имеющими прирожденное право на пожизненное ликование.
Достигается это одурение и озверение тем, что людей этих берут
в том юношеском возрасте, когда
в людях не успели еще твердо сложиться какие-либо ясные понятия о нравственности, и, удалив их от всех
естественных человеческих
условий жизни: дома, семьи, родины, разумного труда, запирают вместе
в казармы, наряжают
в особенное платье и заставляют их при воздействии криков, барабанов, музыки, блестящих предметов ежедневно делать известные, придуманные для этого движения и этими способами приводят их
в такое состояние гипноза, при котором они уже перестают быть людьми, а становятся бессмысленными, покорными гипнотизатору машинами.
Такова была дедушкина мораль, и я, с своей стороны, становясь на его точку зрения, нахожу эту мораль совершенно
естественною. Нельзя жить так, как желал жить дедушка, иначе, как под
условием полного исчезновения жизни
в других. Дедушка это чувствовал всем нутром своим, он знал и понимал, что если мир, по малой мере верст на десять кругом, перестанет быть пустыней, то он погиб. А мы?!
Но и при этом изменении остались следы общего характера прежней поэзии: народные песни не скоро потеряли свой простой,
естественный характер, не скоро увлеклись чуждыми интересами, и до сих пор
в них замечают следы первоначальной простоты
естественных условий быта.
Мысль о труде, как необходимом
условии жизни и основании общественной нравственности, столько же недоступна им, как и мысль об уважении
в каждом человеке его
естественных, неотъемлемых прав.]
А если так, то
в пределах
естественных условий решительно всякий человек должен быть полным, самостоятельным человеком и, вступая
в сложные комбинации общественных отношений, вносить туда вполне свою личность и, принимаясь за соответственную работу, хотя бы и самую ничтожную, тем не менее — никак не скрадывать, не уничтожать и не заглушать свои прямые человеческие права и требования.
Такой человек, считая, что поступки, не имеющие
в себе ничего нравственного и угодного богу, могут служить средством или
условием исполнения своего желания непосредственно от бога, находится
в заблуждении о том, что, несмотря на то, что он не имеет к тому ни физической, ни нравственной склонности, он может
естественным способом, не имеющим ничего общего с нравственностью и доступным самому дрянному человеку, приколдовать к себе эту сверхъестественную божескую помощь исповеданиями веры и исполнением различных церковных обрядов.
Условия всякой драмы, по законам, установленным теми самыми критиками, которые восхваляют Шекспира, заключаются
в том, чтобы действующие лица были, вследствие свойственных их характерам поступков и
естественного хода событий, поставлены
в такие положения, при которых, находясь
в противоречии с окружающим миром, лица эти боролись бы с ним и
в этой борьбе выражали бы присущие им свойства.
Так говорят люди нашего времени, как бы предполагая, что религиозное сознание, вера — есть состояние, несвойственное человеку, что религиозное сознание
в человеке есть нечто исключительное, воспитанное, напущенное. Но думать и говорить так могут люди вследствие особенного состояния христианского мира, временно лишенные самого необходимого и
естественного условия жизни человеческой — веры.
Все эти счастливцы без исключения начинают онанизмом, сделавшимся
в их быту
естественным условием развития; все беззубые, все седые или плешивые бывают
в те года, когда рабочий человек начинает входить
в силу.
Но не то с душевным состоянием тех людей, которые пользуются насилием, подчиняются ему, участвуют
в нем. Все эти тысячи, миллионы людей вместо
естественного и свойственного людям чувства любви к братьям испытывают ко всем людям, кроме маленького кружка единомышленников, только чувства ненависти, осуждения и страха, и до такой степени заглушают
в себе все человеческие чувства, что убийства братьев кажутся им необходимыми
условиями блага их жизни.