Неточные совпадения
— Да моя теория та: война, с одной стороны, есть такое животное, жестокое и ужасное дело, что ни один человек, не говорю уже христианин, не может лично взять на свою ответственность начало войны, а может только правительство, которое призвано
к этому и приводится
к войне неизбежно. С другой стороны, и по науке и по здравому
смыслу, в государственных делах, в особенности в деле воины, граждане отрекаются от своей личной
воли.
«Я слишком увлекся наблюдением и ослабил свою
волю к действию.
К чему, в общем и глубоком
смысле, можно свести основное действие человека, творца истории?
К самоутверждению,
к обороне против созданных им идей,
к свободе толкования
смысла “фактов”».
Но философия ценностей у Ницше противоречива и неоправданна, вследствие биологической окраски его философии и ви́дения
смысла жизни в
воле к могуществу.
Помимо всякой философской теории, всякой гносеологии, я всегда сознавал, что познаю не одним интеллектом, не разумом, подчиненным собственному закону, а совокупностью духовных сил, также своей
волей к торжеству
смысла, своей напряженной эмоциональностью.
И это движение от человека
к Богу нужно понимать совсем не в
смысле выбора, совершаемого человеком через свободу
воли, как это, например, понимает традиционное католическое сознание.
Чтоб отыскать эту
волю, мы обращаемся, как уже сказано выше, не
к букве завещания, а
к внутреннему
смыслу его.
Об этом я кой-что скажу после, но,
к слову пришлось: поверят ли, что я видал сосланных на двадцатилетний срок, которые мне самому говорили, очень спокойно, такие, например, фразы: «А вот подожди, даст бог, кончу срок, и тогда…» Весь
смысл слова «арестант» означает человека без
воли; а тратя деньги, он поступает уже по своей
воле.
Но тем-то и отличается христианское исповедание от языческого, что оно требует от человека не известных внешних отрицательных действий, а ставит его в иное, чем прежде, отношение
к людям, из которого могут вытекать самые разнообразные, не могущие быть вперед определенными поступки, и потому христианин не может обещаться не только исполнять чью-либо другую
волю, не зная, в чем будут состоять требования этой
воли, не может повиноваться изменяющимся законам человеческим, но не может и обещаться что-либо определенное делать в известное время или от чего-либо в известное время воздержаться, потому что он не может знать, чего и в какое время потребует от него тот христианский закон любви, подчинение которому составляет
смысл его жизни.
Хочет он узнать
смысл и цель своего существования, ему не говорят или же говорят нелепости; он стучится — ему не отворяют;
к нему приходит смерть — тоже против его
воли.
В самом деле, на критика «Грозы» в «Нашем времени» поднялись все — и литераторы и публика, и, конечно, не за то, что он вздумал показать недостаток уважения
к Островскому, а за то, что в своей критике он выразил неуважение
к здравому
смыслу и доброй
воле русской публики.
Вообще вопрос собственно о творении духов — ангелов и человека — остается наименее разъясненным в системе Беме, и это делает ее двусмысленной и даже многосмысленной, ибо, с одной стороны, разъясняя Fiat в
смысле божественного детерминизма, он отвергает индетерминистический акт нового творения, но в то же время порой он говорит об этом совершенно иначе [«
Воля к этому изображению (ангелов) изошла из Отца, из свойства Отца возникла в слове или сердце Божием от века, как вожделеющая
воля к твари и
к откровению Божества.
На наших глазах один за другим отпадают все признаки, которые делают Диониса именно Дионисом. Вместо безвольного слияния с «Первоединым» Ницше страстно и настойчиво требует теперь от человека
воли, действия, борьбы за свой собственный счет, призывает людей
к «верности земле», чтоб возвращен был земле ее
смысл, чтоб человек гордо нес на земле свою земную голову и делал дело земли. В «Рождении трагедии» возвратить дионисического человека
к делу земли мог только Аполлон своею «иллюзией».
И в отношении
к Богу человек свободен не только в том
смысле, что он может обратиться
к Богу или отвратиться от Бога, исполнять или не исполнять
волю Божью.
В Василии Ивановиче не было ничего похожего на ту поражающую энергию и необыкновенное развитие
воли, которые оказались потом отличительными чертами его сына. Не перешли ли эти и другие особенности
к А. В. Суворову от матери, в каком
смысле влияла она на развитие их в своем сыне, сознательно или бессознательно, отрицательным образом или положительным?
— Незнакомый мне мир, с его прелестями, не пленяет меня, я смирилась перед неисповедимою
волею Господа моего, отнявшего у меня первую и последнюю мирскую привязанность, я благословляю за это Святое Имя Его, я сама истолковала это в
смысле призыва
к служению Ему Единому и с чистым сердцем, со свободною
волею отдаю себя этому служению… Матушка-игуменья, — вдруг опустилась она перед матерью Досифеей на колени, — благословите постричься…
Несомненным доказательством этого вывода служит то, что сколько бы ни было приказаний, событие не совершится, если на это нет других причин; но как скоро совершится событие — какое бы то ни было, — то из числа всех беспрерывно выражаемых
воль различных лиц найдутся такие, которые по
смыслу и по времени можно отнести
к событию как приказания.
И правила эти наверное дадут вам ответ на ваш вопрос, потому что они обнимают всю вашу жизнь, и они ответят вам согласно с вашим разумом и вашей совестью. Если вы ближе
к вере, чем
к неверию, то, поступая таким образом, вы поступаете по
воле бога; если вы ближе
к свободомыслию, то вы, поступая так, поступаете по самым разумным правилам, какие существуют в мире, в чем вы сами убедитесь, потому что правила Христа сами в себе несут свой
смысл и свое оправдание.
В этом
смысле коммунистический интернационализм есть уже явление нового средневековья, а не старой новой истории, и
к новому средневековью нужно отнести всякую
волю к религиозному объединению, соединению разорванных частей христианского мира,
волю к универсальной духовной культуре, обнаруживающуюся в высшем духовном слое современного человечества.