Великий мистик православного Востока св. Симеон Новый Богослов красиво говорит: «Все твари, когда увидели, что Адам изгнан из рая, не хотели более повиноваться ему, ни луна, ни прочие звезды не хотели показываться ему; источники не хотели источать воду, и реки продолжать течение свое; воздух думал не дуть более, чтобы не давать дышать Адаму, согрешившему; звери и все животные земные, когда увидели, что он обнажился от первой славы, стали презирать его, и все тотчас готовы были напасть на него; небо устремлялось было пасть на него, и земля не хотела носить его более.
Неточные совпадения
Для одних не существует никакой связи между старой Германией, — Германией
великих мыслителей,
мистиков, поэтов, музыкантов, — и новой Германией, — Германией материалистической, милитаристической, индустриалистической, империалистической.
Еще более приходится признать, что в духовной жизни германского народа, в германской
мистике, философии, музыке, поэзии были
великие и мировые ценности, а не один лишь культ силы, не один призрачный феноменализм и пр.
Такое направление германского духа определилось еще в
мистике Экхардта, оно есть у Лютера и в протестантизме, и с большой силой обнаруживается и обосновывается в
великом германском идеализме, у Канта и Фихте, и по-другому у Гегеля и Гартмана.
Великие германские
мистики дерзновенно говорили, что нет Бога без человека, что Бог исчезает, когда исчезает человек (особенно Экхардт и Ангелус Силезиус).
Из
великих германских
мистиков более всего любил Я. Бёме.
Протестантизм в начале своем был мистичен, [Германская
мистика и есть то, что было
великого и вечного в протестантизме.] но не имел в себе творческих религиозных сил, нес с собой лишь отрицательную правду и в дальнейшем своем развитии перешел в рационализм.
[
Великая германская культура — детище протестантской
мистики, а не протестантского рационализма.
И вот сознание
великого ясновидца, подлинного
мистика оказывается пораженным рационалистической ограниченностью.
Дух дышит, где хочет, и гностический дар
великих философов и
мистиков был дар боговдохновенный.
Католическая культура создала
великие храмы,
великий культ,
великую эстетику и
мистику,
великие книги.
— Убежден глубоко в том! — отвечал Пилецкий. — Возьмите вы одно: кроме людей к богу близких, пророчествуют часто поэты, пророчествуют ученые и
великие философы, каков был, укажу прямо, Яков Бем [Бем Яков (1575—1624) — немецкий философ-мистик.]!.. Простой сапожник, он прорек то, что и греческим философам не снилось!
Словом,
мистики признают, что все
великие идеи — чудо, озаряющее головы людей, по преимуществу наклонных к созерцательному мышлению.
Но всего более не нравилось княгине любопытство, с которым
мистики старались засматривать за завесы
великих тайн: бабушка и не верила, что они там что-нибудь видят, и сердилась.
Идеи отрицательного богословия насквозь проникают спекулятивную систему (ибо здесь можно говорить о системе)
великого германского
мистика.
Антропологии мы должны учиться у
великих художников, у
мистиков и у очень немногих одиноких и малопризнанных мыслителей.
Или когда другой
великий мистик-поэт, Ангелус Силезиус, говорит: «Ich weiss, dass ohne mich Gott nicht ein Nu kann leben. Wär ich zu Nichts, er muss von Not den Geist aufgeben».
Наибольший интерес, может быть, представляет Ангелус Силезиус,
великий мистик-поэт, который никогда не был осужден католической церковью.
Все
великие религии создавали свой тип
мистики, боролись против
мистики как против опасности и узаконили свой тип
мистики.
В германской философии вносится новая черта в понимание духа, и это имеет свой источник в германской
мистике, которая была
великим явлением в истории духа.
Нельзя отождествлять
великий католический мир, необыкновенно богатый и многообразный, с соблазнами и уклонами папской теократической идеи: в нем были св. Франциск и
великие святые и
мистики, была сложная религиозная мысль, была подлинная христианская жизнь.
И
великая германская
мистика, которая была новым словом, сказанным миру германской расой, будет, конечно, последним вкладом германцев в дело разрешения мировой истории.
Велика и провиденциальна миссия германской
мистики, германской музыки, германской философии.
Но знаем также, что средние века были эпохой религиозной до преимуществу, были охвачены тоской по небу, которая делала народы одержимыми священным безумием, что вся культура средневековья направлена на трансцендентное и потустороннее, что в эти века было
великое напряжение мысли в схоластике и
мистике для решения последних вопросов бытия, равного которому не знает история нового времени, что средние века не растрачивали своей энергии во вне, а концентрировали ее внутри и выковывали личность в образе монаха и рыцаря, что в это варварское время созрел культ прекрасной дамы и трубадуры пели свои песни.