Неточные совпадения
В одном из своих
аспектов мировая война должна быть признана неотвратимым и роковым моментом
в развитии и диалектике империализма.
Прошлое совсем было не старо, а молодо, это настоящее старо
в одном своем
аспекте.
В системе Плотина посредствующую роль между Единым и миром играет νους [Нус (греч. — ум, разум) — одна из основных категорий античной философии, разработанная Анаксагором и последующими философами.], образующий второе и не столь уже чистое единство — мышления и бытия, а непосредственным восприемником влияний νους служит Мировая Душа, имеющая высший и низший
аспект, и она изливается уже
в не имеющую подлинного бытия, мэоническую (μη δν) и потому злую материю.
Поэтому хотя понятия, как логические схемы явлений, и отражают идеи
в многоразличных
аспектах (как это, впрочем, указывает и сам Аристотель), однако идеи не суть понятия, но их лишь обосновывают — и притом не прямо, а косвенно, не непосредственно, а посредственно, — преломляясь через призму относительного человеческого мышления.
Софийность мира имеет для твари различную степень и глубину:
в высшем своем
аспекте это — Церковь, Богоматерь, Небесный Иерусалим, Новое Небо и Новая Земля; во внешнем, периферическом действии
в космосе она есть универсальная связь мира, одновременно идеальная и реальная, живое единство идеальности и реальности, мыслимосТи и бытия, которого ищет новейшая спекулятивная философия (Фихте, Шеллинг, Гегель, неокантианство).
Поучительно, что самое развитие неокритицизма силою вещей приводит хотя бы к логическому платонизму (Ласк, Гуссерль, Коген), т. е. восстановляет
в своих правах признание софийности мира, хотя и
в самом бледном, формально-логическом
аспекте.].
Потому про Божество
в Его трансцендентном
аспекте невозможно даже сказать, что Оно есть, ибо, говоря это, мы тем самым превращаем Его
в некоторое кто и что или
в некто и нечто, между тем как Оно есть НЕ-кто и НЕ-что, а потому и вообще НЕ-есть.
Материалисты проникнуты благочестием к Деметре, хотя и
в самом внешнем и грубом ее
аспекте, идеалисты же, будучи лишены чувства материи, не имеют и этого благочестия.
Единое, вселикое, безусловное НЕ, — абсолютное НЕ, — таково содержание отрицательного (апофатического) богословия Дионисия Ареопагита. И несмотря на явную близость с неоплатонизмом, он идет дальше и судит радикальней Плотина. Ибо, как мы уже знаем, Плотин, идя апофатическим путем, все еще оставляет понятие единого как определение абсолютного, между тем у Дионисия,
в апофатическом
аспекте, оно не есть ни единое, ни единство, но есть полное и окончательное НЕ-кто и НЕ-что.
Учение Платона об идеях, вершиной которых является идея Блага, само Божество, необходимо имеет два
аспекта, вверх и вниз: идеи имеют самосущее бытие
в «умном месте», представляя собой нечто трансцендентное мировому бытию, как быванию, но они же его собой обосновывают, бытие причастно им, а они бытию, между двумя мирами существует неразрывная связь — причины и следствия, основы и произведения, эроса и его предмета и т. д.
Зная пол исключительно
в аспекте брака, Розанов враждебно игнорирует пол до брака и вне брака, а
в частности и влюбленность жениха и невесты, а потому он не ведает и трагедии любви: ему нечего сказать о судьбе Тристана и Изольды.
Эрос Платона есть Сын Пороса и Пении, и можно переживать творческий эрос не только
в аспекте Пороса, но и Пении, жажды и муки не рождающего творчества.
Итак, на эмпирической поверхности происходит разложение религиозного начала власти и торжествует секуляризация, а
в мистической глубине подготовляется и назревает новое откровение власти — явление теократии, предваряющее ее окончательное торжество за порогом этого зона [Термин древнегреческой философии, означающий «жизненный век», «вечность»;
в иудео-христианской традиции означает «мир», но не
в пространственном смысле (космос), а
в историческом и временном
аспекте («век», «эпоха»).]
Интересно, что критика платоновского учения, данная Аристотелем
в «Метафизике» (книги XIII и XIV и гл. 9-ая I книги), всецело основана на бессознательном или сознательном смешении двух
аспектов мира идей, проистекающих из их трансцендентно-имманентного характера.
Церковь существует, как социальный институт, но
в этом своем
аспекте она принадлежит миру объективации.
В другом
аспекте личность Бога и личность человека предполагают друг друга.
Это есть основная проблема этики
в эсхатологическом
аспекте.
Бог
в аспекте Бога-Сына нисходит
в бездну,
в Ungrund,
в глубину свободы, из которой рождается зло, но из которой исходит и всякое добро.
Но
в невинной райской жизни,
в которой человек питался с древа жизни и не подходил к древу познания, отношение между Творцом и творением раскрывалось
в аспекте Бога-Отца.
Христианское откровение открывает Бога
в аспекте жертвенной любви, но жертвенная любовь говорит совсем не о самодостаточности божественной жизни, она говорит о потребности выхода
в другого.
Бог является не
в аспекте Творца, творческой силы, а
в аспекте Искупителя и Спасителя,
в аспекте Бога страдающего и на себя принимающего грехи мира.
«Добро» является
в новом
аспекте: оно не «злых» обрекает на вечные муки, а распинает себя.
И я помню его брата Евгения. Блестящим молодым ученым он приезжал к Маше; его книга «Мир
в аспекте трагической красоты» сильно нашумела;
в ней через край била напряженно-радостная любовь к жизни. Сам он держался самоуверенно-важно и высокомерно, а
в глаза его было тяжело смотреть — медленно двигающиеся, странно-светлые, как будто пустые — холодною, тяжелою пустотою. Два года назад он скоропостижно умер… Отравился, оказывается.
В одном своем
аспекте Христос-Логос — муж, а не жена — Абсолютный Человек
в мужской своей природе.
И Творец мира воспринимается
в аспекте великого художника.
Для грядущей мировой эпохи и для новой мировой жизни женственность утверждается
в аспекте девственности, а не материнства.
Пол — космическая сила и лишь
в космическом
аспекте может быть постигнут.
Но
в мировую эпоху искупления Абсолютный Человек раскрывается
в аспекте жертвенном, и мораль христианская — жертвенная мораль.
В Евангелии раскрывается лишь один
аспект Христа, Абсолютного Человека, искупающего и спасающего человеческую природу.
Наука по существу своему и по цели своей всегда познает мир
в аспекте необходимости, и категория необходимости — основная категория научного мышления как ориентирующего приспособления к данному состоянию бытия.
Другой
аспект Абсолютного Человека раскрывается
в творчестве.
Евангельский
аспект Христа как Бога, приносящего себя
в жертву за грехи мира, еще не раскрывает творческую тайну человека.
Мир представляется нам
в аспекте необходимости, омертвевшей и окаменевшей материальности.
Троицы,
в аспекте Бога, страдающего за грехи мира.
В другом своем
аспекте Христос — андрогин.
Не сокрыт ли другой
аспект Христа от того, кто все еще
в искуплении и кто не совершил подвига раскрытия своей творческой природы?
Христианская космология и космогония поистине остались ветхозаветными, они видят мир и его творчество лишь
в аспекте Бога Отца.
А новый, вечный пол не раскрывается нам еще
в том
аспекте Абсолютного Человека,
в котором он является нам как Искупитель, —
в аспекте голгофской жертвы.
В духе послушания навеки будет виден лишь Христос Распятый, лишь
аспект Искупителя.