Неточные совпадения
— Вопрос о путях интеллигенции — ясен: или она идет с капиталом, или против его — с рабочим
классом. А ее роль катализатора в акциях и реакциях классовой
борьбы — бесплодная, гибельная для нее роль… Да и смешная. Бесплодностью и, должно быть, смутно сознаваемой гибельностью этой позиции Ильич объясняет тот смертный визг и вой, которым столь богата текущая литература. Правильно объясняет. Читал я кое-что, — Андреева, Мережковского и прочих, — черт знает, как им не стыдно? Детский испуг какой-то…
Эту общечеловеческую мораль он считает хитростью господствующих
классов, которые хотят ослабить революционную классовую
борьбу, ссылаясь на абсолютные моральные нормы.
А поглощенность
борьбой партий и
классов ослабляет чувство национальности.
И очень наивна та философия истории, которая верит, что можно предотвратить движение по этому пути мировой империалистической
борьбы, которая хочет видеть в нем не трагическую судьбу всего человечества, а лишь злую волю тех или иных
классов, тех или иных правительств.
Рабочий
класс реально существует, он действительно эксплуатирован, и он ведет
борьбу за свои насущные интересы.
Но марксистская философия, которая есть философия praxis, признает истину орудием
борьбы революционного пролетариата, у которого истина иная, чем у
классов буржуазных, даже когда речь идет об истинах наук о природе.
В
классе была тоскливая тишина напряженного полувнимания, в котором чувствуется глухая
борьба с одолевающей дремотой, — идеал классной дисциплины.
Наконец, изнемогая в непосильной
борьбе, одно из пароходных обществ предложило всем пассажирам третьего
класса даровой проезд.
Выступая против теории классовой
борьбы, выдвигал идею морально-религиозного усовершенствования человечества, идею «гармонии» и сотрудничества
классов.] и Дарвина, и его проповеди славились в Москве.
Общественное мнение высших
классов все более и более вооружалось против Овэна по мере того, как пред всеми прояснялась и доказывалась его приверженность к делу рабочих в их
борьбе с монополиями капитала.
Не правда ли? вы помните то поле,
Друзья мои, где в прежни дни, весной,
О ставя
класс, играли мы на воле
И тешились отважною
борьбой.
Классы существуют, и классовую
борьбу ведут не только рабочие, но и буржуазия, и
борьбу отчаянную.
Буржуазные
классы в социальной
борьбе часто руководствуются гораздо больше этими подсознательными инстинктами, иррациональными предрассудками, чем разумными и сознательными интересами.
Буржуазные общества скрывают существование
классов, их идеологи утверждают, что при гражданском равенстве нет больше
классов, они обвиняют социалистов в выдумке существования
классов и классовой
борьбы.
В моей квартире в Барачной больнице в память Боткина, за Гончарной улицей, происходили собрания руководящей головки «Союза
борьбы за освобождение рабочего
класса», печатались прокламации, в составлении их я и сам принимал участие.
Его отношение к этим течениям очень напоминает отношение Ленина к так называемым «экономистам», которые ставили перед рабочим
классом чисто экономические задачи, политическую же
борьбу в значительной степени предоставляли либеральным течениям.
Вскоре после мира с Турцией открылась война с Польшей. Падение Польши, как мы уже имели случай заметить, назревало давно, оно было намечено ходом истории как в собственном, так и в соседних государствах, и во второй половине XVIII века исход зависел уже только от группировки внешних обстоятельств. Польша сделалась ареной
борьбы иностранных государств за преобладание, и правящий
класс сам разделался на соответствующие партии.
Бедственное положение это усиливается еще тем, что, так как это состояние неверия продолжается уже много времени, сделалось то, что среди людей христианского мира те из них, которым это положение безверия выгодно, все властвующие
классы, либо самым бессовестным образом притворяются, что верят в то, чему не верят и не могут верить, либо, в особенности наиболее развращенные из них ученые, прямо проповедуют, что для людей нашего времени совсем и не нужно ни какого бы то ни было объяснения смысла жизни — веры, ни какого бы то ни было вытекающего из веры руководства поступков, а что единственный основной закон жизни человеческой есть закон развития и
борьбы за существование и что поэтому жизнь людей может и должна быть руководима только похотями и страстями людскими.
Социальной, а глубже и духовной сущности русской революции нужно искать не в столкновении
классов трудящихся с
классами имущими, не в
борьбе пролетариата с буржуазией, а прежде всего в столкновении жизненных интересов и в противоположности жизнеощущений представителей труда материального и труда духовного.
Происходит
борьба партий,
борьба социальных
классов и групп и образуется равнодействующая в этой
борьбе.
Находятся даже люди, которые из наивности или из лживости утверждают, что наступил последний этап
борьбы рабочих и крестьян с капиталистами и помещиками, последнее столкновение народа с имущими
классами.
И следует всеми силами выяснять, что захватная
борьба за власть отдельных личностей, групп и
классов не имеет ничего общего с природой социального процесса и социальных задач.
Борьба партий и
классов, политические и социальные страсти многих заставляют забывать, что русская революция протекает в атмосфере страшной войны и что все партийные группировки с их громкими лозунгами создаются под давлением войны.
Распавшийся мир новой истории, находящийся в состоянии кровавой
борьбы наций,
классов и отдельных людей, одержимый подозрительностью и злобой, разными путями стремится к универсальному единству, к преодолению того исключительного национального обособления, которое довело нации до падения и разложения.
Материалистический социализм Маркса и др., сконцентрировавший в себе весь яд буржуазного безбожия, не ограничился более острым познанием факта классовой
борьбы — он освятил этот факт и окончательно подчинил человека
классу.
Конечно, в русской революции происходит столкновение и
борьба «социалистических» интересов трудящихся масс с «буржуазными» интересами
классов имущих; конечно, обнаруживается в ней
борьба типа мышления «социалистического» с типом мышления «буржуазного».
Если под выражением «социальная революция» нужно понимать социалистическую революцию, то остается непонятным, как можно по существу буржуазную революцию превратить в социалистическую какими-либо насильственными, диктаторскими мерами,
борьбой за политическую власть рабочего
класса, не соответствующую его социальному весу в данный исторический момент.