Неточные совпадения
Толстой требовал
абсолютного сходства средств с целями, в то
время как историческая жизнь основана на
абсолютном несходстве средств с целями.
Но диалектика
абсолютная тут переходит в диалектику относительную, ограниченную
временем и всеми категориями.
Бытие есть трагедия, в которой все акты не следуют один за другим во
времени, а идеально пребывают в
абсолютной действительности.
Искренно ли он убедился в том, что в проклятиях ненавистника заключается истина, и какая именно,
абсолютная или истина данной минуты, — разгадать трудно, но, во всяком случае, он настолько ошеломлен, что вызвать его из этого ошеломления стоит и
времени и усилий.
Полным осуществлением
абсолютной идеи будет только вселенная во всем своем пространстве и во все течение своего существования; а в одном известном предмете, ограниченном пределами пространства и
времени,
абсолютная идея никогда не осуществляется вполне.
Люди нового
времени не только поняли, но и прочувствовали, что
абсолютного в мире ничего нет, а все имеет только относительное значение.
В наше
время уже всякий понимает, что
абсолютная свобода воли для человека не существует, и что он, как все предметы природы, находится в зависимости от её вечных законов.
В наше глубоко революционное
время слова правда и истина утратили свое
абсолютное, тождественное для всех значение.
При всем уважении к нашим первостепенным талантам мы не считаем удобным рассматривать их с такой точки, и потому, при разборе русских повестей, стихотворений и пр., мы всегда старались указывать не на «вечное и
абсолютное», навеки нерушимое художество их, а на тот прямой смысл, который имеют они для нас, для нашего общества и
времени.
Рассуждая же в восходящем направлении (ανιόντες), скажем, что она не есть душа, или ум, не имеет ни фантазии, ни представления, ни слова, ни разумения; не высказывается и не мыслится; не есть число, или строй, или величина, или малость, или равенство, или неравенство, или сходство, или несходство; она не стоит и не движется, не покоится и не имеет силы, не есть сила или свет; не живет и не есть жизнь; не сущность, не вечность и не
время; не может быть доступна мышлению; не ведение, не истина; не царство и не мудрость; не единое, не единство (ένότης), не божество, не благость, не дух, как мы понимаем; не отцовство, не сыновство, вообще ничто из ведомого нам или другим сущего, не есть что-либо из не сущего или сущего, и сущее не знает ее как такового (ουδέ τα οντά γινώσκει αυτόν ή αΰθή εστίν), и она не знает сущего как такового; и она не имеет слова (ουδέ λόγος αυτής εστίν), ни имени, ни знания; ни тьма, ни свет; ни заблуждение, ни истина; вообще не есть ни утверждение (θέσις), ни отрицание (αφαίρεσις); делая относительно нее положительные и отрицательные высказывания (των μετ αύτη'ν θέσεις καί οίραιρε'σεις ποιούντες), мы не полагаем и не отрицаем ее самой; ибо совершенная единая причина выше всякого положения, и начало, превосходящее совершенно отрешенное от всего (
абсолютное) и для всего недоступное, остается превыше всякого отрицания» (καί υπέρ πασαν αφαίρεσιν ή υπεροχή των πάντων απλώς οίπολελυμένου και έιε' κείνα των όλων) (de mystica theologia, cap.
Насколько нельзя допустить в вечности или
абсолютном какого бы то ни было процесса, протекающего во
времени, нового становления и возникновения, настолько же невозможно говорить и о теогоническом процессе, ибо в Боге все предвечно сверх — есть, и в отношении к твари и для твари возможна лишь теофания.
И, однако, в то же
время нельзя сказать, что Бог есть причина мира, ибо это значило бы превратить
абсолютное в относительное, поставив трансцендентное в имманентно-непрерывный ряд причин и следствий, истолковать отношения между Богом и миром в смысле причинной, механической зависимости, в силу которой каждое последующее с необходимостью вытекает из предыдущего.
И в то же
время в религии человек узнает Бога, относительное зрит
Абсолютное, а тем самым и себя находит в
Абсолютном, ибо нет ничего вне
Абсолютного, иначе последнее ограничивалось бы относительным и не было бы
Абсолютным.
Итак, Эн-соф, которому принадлежит
абсолютное совершенство,
абсолютное единство, неизменность, неограниченность, остается в то же
время недоступно нашему разуму и пониманию в своем существе; поэтому для него не может быть дано никакого определения, о нем не может быть поставлено никакого вопроса, для него нет никакого образа или уподобления.
Зачем и почему происходит эта эманация мира из единого Ничто, на это не может быть ответа, и не находим его мы и в учении Плотина: мир происходит потому, что вода не может не изливаться из переполненного сосуда, а созревший плод не отваливаться от ветки, но в то же
время мир является у Плотина местом для исправления и вразумления душ, отяжелевающих и испадающих из лона
абсолютного.
Учению о Небесном Человеке, Адаме Кадмоне [Адам Кадмон — «
абсолютное, духовное явление человеческой сущности до начала
времен как первообраз для духовного и материального мира, а также для человека (как эмпирической реальности)» (Мифы народов мира.
Это непостижимое единство
времени и вечности, теогонии и теофании,
абсолютного и относительного, именно и утверждается основным христологическим догматом.
Акт творения, изводящий мир в бытие, полагающий его внебожественным, в то же
время отнюдь не выводит его из божественного лона.
Абсолютное полагает в себе относительное бытие или тварь, ничего не теряя в своей абсолютности, но, однако, оставляя относительное в его относительности. Философское описание интуиции тварности приводит к новой, дальнейшей антиномии: внебожественное в Божестве, относительное в
Абсолютном.
Средние и старшие ложились спать на час позднее стрижек, и этим объяснялось то обстоятельство, что во
время абсолютного покоя в спальне малышей в двух «старших» дортуарах еще и не думали укладываться в постели.
Девочки, храня
абсолютную тайну, ежедневно, во
время прогулок бегали навещать своих любимцев. Они кормили котят, вынося из столовой кусочки вареного мяса, предназначенную им обычную порцию в супе. Недоедая сами, маленькие приютки старались накормить досыта своих четвероногих друзей.
Греховность человеческой природы не допускает только возможности совершенного и
абсолютного по своему значению социального строя, т. е. наступления Царства Божьего на этой земле и в этом
времени, до преображения мира.
Телеологическая этика, основанная на идее добра как
абсолютной цели, враждебна свободе, в то
время как этика творческая и энергетическая есть этика свободы.
Абсолютный, существующий лишь сам по себе, без всякого творения, Бог является и остается безличным, вне
времени и места, бездействующим, безвольным, бесчувственным, и, следовательно, он ни Отец, ни Сын, ни Дух Святой, он сама вечность без
времени, он парит и живет в самом себе в каждом месте, он ничего не делает, а также ничего не хочет и ничего не жаждет.
В это
время явился отец Иосиф, сделал больному новую перевязку и велел ему не вставать с постели, предписав
абсолютный покой и компрессы.
Уж слишком хорошо понимает Фейербах, что «Христос есть прообраз, сущее понятие человечества, совокупность всех нравственных и божественных совершенств, исключающее все отрицательное и несовершенное, чистый, небесный, безгрешный человек, человек рода, Адам Кадмен (Адам Кадмон) [Адам первоначальный, человек первоначальный — в мистической традиции иудаизма
абсолютное, духовное явление человеческой сущности до начала
времен как первообраз для духовного мира, а также для человека (как эмпирической реальности).
И в то же
время христианская антропология признает
абсолютное и царственное значение человека, так как учит о вочеловечении Бога и обожествлении человека, о взаимопроникновении природы божественной и природы человеческой.
В
Абсолютном Человеке человеческая природа остается в высших, божественных сферах бытия, в то
время как в падшем природном человеке она погружается в низшие сферы бытия, чтобы поднять падшего человека в высшие сферы.
Таков был «равноапостольный», по выражению Петра I, Питирим, к которому
абсолютный император охладел со
времени обыска Строгановской церкви (во
время предсмертного его персидского похода).