Цитаты из русской классики со словом «раба»
— Р-р-раб!
Раб крепостной, и сестра твоя
раба и рабыня… вор-ровка!
В ней он изложил, что и у Авраама были
рабы, и у Исаака, и у Иакова, и у Иова было
рабов даже больше, нежели овец.
— «Я —
раб, я — царь, я — червь, я — бог!» Субстанция-то одна, что у червя, что у Гете.
Нет, сограждане! не царствующий град целовал крест королевичу Владиславу, а пленная Москва; не свободные граждане клялись в верности иноплеменному, но безоружные жители,
рабы, отягченные оковами!..
Земледельцы и доднесь между нами
рабы; мы в них не познаем сограждан нам равных, забыли в них человека!
Твои грехи остались на
рабе божией Аграфене, а
раба божия Авгарь тоже светлеет душой, как и
раб божий Конон.
Приими оружие и щит, и восстани в помощь нашу, да постыдятся и посрамятся мыслящии нам злая, да будут пред лицем верного Ти воинства, яко прах пред лицем ветра, и Ангел Твой сильный да будет оскорбляяй и погоняяй их; да приидет им сеть, юже не сведают, и их ловитва, юже сокрыша, да обымет их; да падут пред ногами
рабов Твоих и в попрание воем нашим да будут.
В этом будущем строе не будет уже ни господ, ни прислуги, ни рабовладельцев с их смешными притязаниями, ни
рабов с их завистью и враждой…
— Живем, как слепые щенята, что к чему — не знаем, ни богу, ни демону не надобны! Какие мы
рабы господа? Иов —
раб, а господь сам говорил с ним! С Моисеем тоже! Моисею он даже имя дал: Мой сей, значит — богов человек. А мы чьи?..
Отдача каторжных в услужение частным лицам находится в полном противоречии со взглядом законодателя на наказание: это — не каторга, а крепостничество, так как каторжный служит не государству, а лицу, которому нет никакого дела до исправительных целей или до идеи равномерности наказания; он — не ссыльнокаторжный, а
раб, зависящий от воли барина и его семьи, угождающий их прихотям, участвующий в кухонных дрязгах.
И верблюды-то так тогда мое воображение заняли, и сатана, который так с Богом говорит, и Бог, отдавший
раба своего на погибель, и
раб его, восклицающий: «Буди имя твое благословенно, несмотря на то, что казнишь меня», — а затем тихое и сладостное пение во храме: «Да исправится молитва моя», и снова фимиам от кадила священника и коленопреклоненная молитва!
— Ведаю себя чистым пред богом и пред государем, — ответствовал он спокойно, — предаю душу мою господу Иисусу Христу, у государя же прошу единой милости: что останется после меня добра моего, то все пусть разделится на три части: первую часть — на церкви божии и на помин души моей; другую — нищей братии; а третью — верным слугам и холопям моим; а кабальных людей и
рабов отпускаю вечно на волю! Вдове же моей прощаю, и вольно ей выйти за кого похочет!
Всё это обман или забота о том, чтобы
раб был не в силах работать; но
раб остается
рабом, и господин, не могущий жить без
раба, меньше чем когда-нибудь готов освободить его.
Прославим в мире женщину — Мать, единую силу, пред которой покорно склоняется Смерть! Здесь будет сказана правда о Матери, о том, как преклонился пред нею слуга и
раб Смерти, железный Тамерлан, кровавый бич земли.
Князь великий Всеволод! Доколе
Муки нам великие терпеть?
Не тебе ль на суздальском престоле
О престоле отчем порадеть?
Ты и Волгу веслами расплещешь,
Ты шеломом вычерпаешь Дон,
Из живых ты луков стрелы мечешь,
Сыновьями Глеба окружен.
Если б ты привел на помощь рати,
Чтоб врага не выпустить из рук, —
Продавали б девок по ногате,
А
рабов — по резани на круг.
— Да, — отвечают, — все, это наше научение от апостола Павла. Мы куда приходим, не ссоримся… это нам не подобает. Ты
раб и, что делать, терпи, ибо и по апостолу Павлу, — говорят, —
рабы должны повиноваться. А ты помни, что ты христианин, и потому о тебе нам уже хлопотать нечего, твоей душе и без нас врата в рай уже отверзты, а эти во тьме будут, если мы их не присоединим, так мы за них должны хлопотать.
Сестрам же старшиим, слушая про богатства несметные меньшой сестры и про власть ее царскую над своим господином, словно над
рабом своим, индо завистно стало.
— По-нашему ли, Климушка?
А Глеб-то?.. —
Потолковано
Немало: в рот положено,
Что не они ответчики
За Глеба окаянного,
Всему виною: крепь!
— Змея родит змеенышей.
А крепь — грехи помещика,
Грех Якова несчастного,
Грех Глеба родила!
Нет крепи — нет помещика,
До петли доводящего
Усердного
раба,
Нет крепи — нет дворового,
Самоубийством мстящего
Злодею своему,
Нет крепи — Глеба нового
Не будет на Руси!
Человек вдруг, с его душой и телом, отдан в полную власть другому человеку, и тот может им распоряжаться больше, чем сам царь, чем самый безусловный восточный властелин, потому что тот все-таки будет судить и распоряжаться на основании каких-нибудь законов или обычаев; а тут вы можете к вашему крепостному
рабу врываться в самые интимные, сердечные его отношения, признавать их или отвергать.
Лишь тот, кто увидел в униженном и раздавленном, в образе
раба, в распятом — Царя и Бога, тот приобщается к тайне спасения.
Конечно, царь: сильна твоя держава,
Ты милостью, раденьем и щедротой
Усыновил сердца своих
рабов.
Но знаешь сам: бессмысленная чернь
Изменчива, мятежна, суеверна,
Легко пустой надежде предана,
Мгновенному внушению послушна,
Для истины глуха и равнодушна,
А баснями питается она.
Ей нравится бесстыдная отвага.
Так если сей неведомый бродяга
Литовскую границу перейдет,
К нему толпу безумцев привлечет
Димитрия воскреснувшее имя.
Представляя слуг и
рабов распутными зверями, плантаторы отводят глаза другим и заглушают крики совести в себе.
Скажите ему, что он мой рыцарь и навсегда, что я его вечная, послушная
раба!
— Пророк Самуил, — начал священник, — пришел в Вифлеем по повелению господню, и тут городские старейшины вопрошали его с трепетом: «мир ли вход твой, о прозорливче?» И рече пророк: «мир, пожрети бо господу приидох, освятитеся и возвеселитеся днесье со мною». Станем ли и мы,
раба божия Юлия, вопрошать тебя о мире твоего пришествия в дом сей?..
Могучий — он бессилен; властитель дум — он
раб бездумных бормотаний случайных добровольцев, успевших захватить в свои руки ярмо.
Это древнее, давно забытое «ты», «ты» властелина к
рабу — вошло в меня остро, медленно: да, я
раб, и это — тоже нужно, тоже хорошо.
— Вы посмотрите, какой ужас! Кучка глупых людей, защищая свою пагубную власть над народом, бьет, душит, давит всех. Растет одичание, жестокость становится законом жизни — подумайте! Одни бьют и звереют от безнаказанности, заболевают сладострастной жаждой истязаний — отвратительной болезнью
рабов, которым дана свобода проявлять всю силу рабьих чувств и скотских привычек. Другие отравляются местью, третьи, забитые до отупения, становятся немы и слепы. Народ развращают, весь народ!
А все-таки я рада быть его
рабой, добровольной
рабой; переносить от него все, все, только бы он был со мной, только б я глядела на него!
Они будут попирать нас, мужчин, как презренных, низкопоклонных
рабов.
Сие да послужит нам всем уроком: кто семейными узами небрежет — всегда должен для себя такого конца ожидать. И неудачи в сей жизни, и напрасная смерть, и вечные мучения в жизни следующей — все из сего источника происходит. Ибо как бы мы ни были высокоумны и даже знатны, но ежели родителей не почитаем, то оные как раз и высокоумие, и знатность нашу в ничто обратят. Таковы правила, кои всякий живущий в сем мире человек затвердить должен, а
рабы, сверх того, обязаны почитать господ.
Из-за Гекубы?
Что он Гекубе, что она ему,
Что плачет он об ней?..
А я… презренный, малодушный
раб, —
Я трус! Кто назовет меня негодным?
Кто скажет мне: ты лжешь?
А я обиду перенес бы… Да!
Я голубь мужеством: во мне нет желчи,
И мне обида не горька…
— Нисколько, нимало, многоуважаемый и лучезарнейший князь, нимало! — восторженно вскричал Лебедев, прикладывая руку к сердцу, — а, напротив, именно и тотчас постиг, что ни положением в свете, ни развитием ума и сердца, ни накоплением богатств, ни прежним поведением моим, ниже познаниями, — ничем вашей почтенной и высоко предстоящей надеждам моим доверенности не заслуживаю; а что если и могу служить вам, то как
раб и наемщик, не иначе… я не сержусь, а грущу-с.
Они тут слуги, рабочие, кучера — словом, наемники колонистов, и то недавно наемники, а прежде
рабы.
Люди забывают долг повиновения, видя в самом господине своем
раба гнусных страстей его.
Паратов. О блаженстве быть
рабом вашим, быть у ваших ног.
Нет! я не жалкая
раба,
Я женщина, жена!
Впрочем, не то еще было!
И не одни господа,
Сок из народа давила
Подлых подьячих орда,
Что ни чиновник — стяжатель,
С целью добычи в поход
Вышел… а кто неприятель?
Войско, казна и народ!
Всем доставалось исправно.
Стачка, порука кругом:
Смелые грабили явно,
Трусы тащили тайком.
Непроницаемой ночи
Мрак над страною висел…
Видел — имеющий очи
И за отчизну болел.
Стоны
рабов заглушая
Лестью да свистом бичей,
Хищников алчная стая
Гибель готовила ей…
Остается ей покориться, отречься от самостоятельной жизни и сделаться беспрекословной угодницей свекрови, кроткою
рабою своего мужа и никогда уже не дерзать на какие-нибудь попытки опять обнаружить свои требования…
— Ты знаешь, что я твоя
раба; я никогда не умела тебе противиться… и я буду за это наказана: ты меня разлюбишь!
27. Государь, умилосердившись над
рабом тем, отпустил его и долг простил ему.
«Ты бо изначала создал еси мужеский пол и женский, — читал священник вслед за переменой колец, — и от Тебе сочетавается мужу жена, в помощь и в восприятие рода человеча. Сам убо, Господи Боже наш, пославый истину на наследие Твое и обетование Твое, на
рабы Твоя отцы наша, в коемждо роде и роде, избранныя Твоя: призри на
раба Твоего Константина и на
рабу Твою Екатерину и утверди обручение их в вере, и единомыслии, и истине, и любви»….
Только в моленной, когда Досифея откладывала свои поклоны на разноцветный подручник, она молилась и за
рабу божию Надежду; в молитвах Марьи Степановны имя дочери было подведено под рубрику «недугующих, страждущих, плененных и в отсутствии сущих отец и братии наших».
Вы сказали бы помещику, что так как его крестьяне — его братья во Христе, а как брат не может быть
рабом своего брата, то он и должен или дать им свободу, или хотя, по крайней мере, пользоваться их трудами как можно выгоднее для них, сознав себя, в глубине своей совести, в ложном положении в отношении к ним».
Но терпят
рабы, то есть все не принадлежащие к сословию.
— Как, — кричал Фома, —
раб! халдей! хамлет! осмелился обругать меня! он, он, обтирка моего сапога! он осмелился назвать меня фурией!
Вы полагали, что я этого не понимаю, что я буду вашей
рабой, — нет, Дмитрий Сергеич, я не дозволю вам быть деспотом надо мною; вы хотите быть добрым, благодетельным деспотом, а я этого не хочу, Дмитрий Сергеич!
Горяча ты, пуля, и несешь ты смерть, но не ты ли была моей верной
рабой? Земля черная, ты покроешь меня, но не я ли тебя конем топтал? Холодна ты, смерть, но я был твоим господином. Мое тело возьмет земля, мою душу примет небо».
Быть христианином не значит быть послушным
рабом.
Как только, я увидала его, я почувствовала, что он мой властелин, и я
раба его, и что я не могу не любить его.
— Господи, помяни ненавидящие нас!.. Анфим, ты спишь?.. Господи, умири
раба твоего Анфима!
Ассоциации к слову «раба»
Предложения со словом «раба»
- Однако, как правило, все они становятся рабами собственных вымыслов.
- Но человек может быть рабом страха или властелином своих судеб.
- А ведь почти все дети бывших рабов трудились вместе с родителями с малых лет, и им было не до школы.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «раба»
Афоризмы русских писателей со словом «раба»
- Всего меньше эгоизма у раба.
- Национальное высокомерие оборачивается на деле унижением собственной нации, а не чужой. Национальная закомплексованность — это обидчивость раба.
- Нет чище и возвышенней судьбы —
Всю жизнь отдать, не думая о славе,
Чтоб на земле все люди были вправе
Себе самим сказать: «Мы не рабы».
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно