Неточные совпадения
Тут предполагалось решить очень важный вопрос: возможно ли рассчитывать на успешность применения к
сельскому хозяйству принудительного труда ссыльных?
Говорят, удерживают их в Слободке успехи в
сельском хозяйстве, но ведь это относится не ко всем.
Луга и скот есть только у 8 хозяев, пашут землю 12, и, как бы ни было, размеры
сельского хозяйства здесь не настолько серьезны, чтобы ими можно было объяснить исключительно хорошее экономическое положение.
Между тем по «Отчету о состоянии
сельского хозяйства в 1889 году» на Сахалине на каждого владельца приходится пахотной земли в среднем только полдесятины (1555 кв. саж.).
До последнего времени она находилась в ведении д-ра Супруненко, теперь же заведует ею инспектор
сельского хозяйства.
В Череповецком уезде, где лето теплее и продолжительнее, по Грязнову, не могут хорошо вызревать греча, огурцы и пшеница, а в Александровском округе, по свидетельству здешнего инспектора
сельского хозяйства, ни в один год не была наблюдаема сумма тепла, достаточная для полного вызревания овса и пшеницы.
Поляков пишет про июнь 1881 г., что не было ни одного ясного дня в течение всего месяца, а из отчета инспектора
сельского хозяйства видно, что за четырехлетний период в промежуток от 18 мая по 1 сентября число ясных дней в среднем не превышает 8.
Если за трехлетний период каторжный Потемкин успел построить себе хороший дом, завести лошадей и выдать дочь за сахалинского чиновника, то, я думаю,
сельское хозяйство тут ни при чем.]
[Лет пять назад один важный человек, беседуя с поселенцами о
сельском хозяйстве и давая им советы, сказал, между прочим: «Имейте в виду, что в Финляндии сеют хлеб по склонам гор».
Инспектор
сельского хозяйства в своем отчете советует завести овец, которые могли бы «с выгодою использовать те скудные, но многочисленные выгоны по склонам гор, на которых крупный скот не наедается».
Если судить по данным подворной описи, собранным смотрителем поселений, то можно прийти к выводу, что все три Арково в короткий срок своего существования значительно преуспели в
сельском хозяйстве; недаром один анонимный автор пишет про здешнее земледелие: «Труд этот с избытком вознаграждается благодаря почвенным условиям этой местности, которые весьма благоприятны для земледелия, что сказывается в силе лесной и луговой растительности».
С одним из них, г. фон Ф., инспектором
сельского хозяйства, я уже был знаком, — раньше мы встречались в Александровске, — с остальными же я теперь виделся впервые, хотя все они отнеслись к моему появлению с таким благодушием, как будто были знакомы со мною уже давно.
Ферма, на которой нет ни метеорологической станции, ни скота, хотя бы для навоза, ни порядочных построек, ни знающего человека, который от утра до вечера занимался бы только
хозяйством, — это не ферма, а в самом деле одна лишь фирма, то есть пустая забава под фирмой образцового
сельского хозяйства.
После ряда неурожаев, в 1875 г. случилось наводнение, которое окончательно отняло у переселенцев охоту заниматься на Сахалине
сельским хозяйством.
Так как они выразили желание заниматься
сельским хозяйством, то генерал-губернатор Восточной Сибири приказал выдать каждому из них шесть быков, лошадь, корову, семена для посева и продовольствие на два года.
Собственно для ссыльной колонии неудавшийся опыт пока может быть поучителен в двух отношениях: во-первых, вольные поселенцы
сельским хозяйством занимались недолго и в последние десять лет до переезда на материк промышляли только рыбною ловлей и охотой; и в настоящее время Хомутов, несмотря на свой преклонный возраст, находит для себя более подходящим и выгодным ловить осетров и стрелять соболей, чем сеять пшеницу и сажать капусту; во-вторых, удержать на юге Сахалина свободного человека, когда ему изо дня в день толкуют, что только в двух днях пути от Корсаковска находится теплый и богатый Южно-Уссурийский край, — удержать свободного человека, если, к тому же, он здоров и полон жизни, невозможно.
Новый поселенец, если у него есть деньги и протекция у начальства, остается в Александровске или в том селении, которое ему нравится, и покупает или строит тут дом, если еще не обзавелся им, когда был на каторге; для такого
сельское хозяйство и труд не обязательны.
Бездомовные хозяева, по данным, которые я беру из отчета инспектора
сельского хозяйства, в 1889 г. в Тымовском округе составляли 50 % всего числа, в Корсаковском — 42 %, в Александровском же округе, где устройство
хозяйств обставлено меньшими трудностями и поселенцы чаще покупают дома, чем строят, только 20 %.
В Александровске поселенец
сельским хозяйством не занимается, инструменты и семена ему не нужны и поэтому долгов он делает меньше; ему и права получить легче.
Неблагоприятно отзывается на росте каждого селения также еще пестрота иного рода: в колонию поступает много старых, слабых, больных физически и психически, преступных, неспособных к труду, практически не подготовленных, которые на родине жили в городе и не занимались
сельским хозяйством.
В каждом селении живет также надзиратель, чаще всего нижний чин местной команды, безграмотный, который докладывает проезжим чиновникам, что всё обстоит благополучно, и наблюдает за поведением поселенцев и за тем, чтоб они без спросу не отлучались и занимались
сельским хозяйством.
Когда их везут на остров, то думают не о наказании или исправлении, а только об их способности рожать детей и вести
сельское хозяйство.
Мысль о приурочении труда ссыльнокаторжных и поселенцев к
сельскому хозяйству, как я уже говорил, возникла в самом начале сахалинской ссылки.
И эта мысль имела успех; по крайней мере до последнего времени главным занятием ссыльных на Сахалине считалось
сельское хозяйство и колония не переставала называться сельскохозяйственной.
Чиновники, которым вверена была сельскохозяйственная колония, в громадном большинстве до своего поступления на службу не были ни помещиками, ни крестьянами и с
сельским хозяйством не были знакомы вовсе; для своих ведомостей они всякий раз пользовались только теми сведениями, которые собирали для них надзиратели.
[В своей резолюции на отчете инспектора
сельского хозяйства за 1890 год начальник острова говорит: «Наконец есть документ, может быть, далеко еще не совершенный, но основанный по крайней мере на данных наблюдения, сгруппированных специалистом и освещенных без желания кому-нибудь нравиться».
Кононович говорит, что единственным источником сведений о
сельском хозяйстве на Сахалине служили до 1890 г. «праздные измышления».
Чиновник-агроном на Сахалине называется инспектором
сельского хозяйства.
Другой агроном, как рассказывают, силился доказать, что на Сахалине
сельское хозяйство невозможно, всё посылал куда-то бумаги и телеграммы и тоже кончил, по-видимому, глубоким нервным расстройством; по крайней мере о нем вспоминают теперь как о честном и знающем, но сумасшедшем человеке.
Они зорко следили за модой и направлением мыслей, и если местная администрация не верила в
сельское хозяйство, то они тоже не верили; если же в канцеляриях делалось модным противоположное направление, то и они тоже начинали уверять, что на Сахалине, слава богу, жить можно, урожаи хорошие, и только одна беда — народ нынче избаловался и т. п., и при этом, чтобы угодить начальству, они прибегали к грубой лжи и всякого рода уловкам.
Генерал-губернатор, начальник острова в окружные начальники не верили в производительность труда сахалинских земледельцев; для них уже не подлежало сомнению, что попытка приурочить труд ссыльных к
сельскому хозяйству потерпела полную неудачу и что продолжать настаивать на том, чтобы колония во что бы ни стало была сельскохозяйственной, значило тратить непроизводительно казенные деньги и подвергать людей напрасным мучениям.
«Сельскохозяйственная колония преступников на острове неосуществима. Надо дать людям заработок,
сельское же
хозяйство должно быть лишь подспорьем к нему».
И, несмотря на такое определенное и единодушное отношение к
сельскому хозяйству, все-таки ссыльные продолжают пахать и сеять, администрация продолжает выдавать им в ссуду зерно, и начальник острова, меньше всех верующий в сахалинское земледелие, издает приказы, в которых, «в видах приурочения ссыльных к заботам о
сельском хозяйстве», подтверждает, что перечисление в крестьянское сословие поселенцев, которые не подают основательной надежды на успех своих хозяйских дел на отведенных им участках, «не может состояться никогда» (№ 276, 1890 г.).
Инспектор
сельского хозяйства определяет количество земли в среднем на участок по 1555 кв. саж., или около 2/3 дес., а в частности для лучшего, то есть Корсаковского, округа — в 935 кв. саж.
По данным инспектора
сельского хозяйства, на каждого взрослого жителя средним числом высевается зернового хлеба только 3 пуда 18 фунт., и меньше всего в южном округе.
Интересно при этом заметить, что в округе с более благоприятными климатическими условиями
сельское хозяйство ведется менее успешно, чем в северных округах, и это, однако, не мешает ему быть на самом деле лучшим округом.
[Подробности в «Отчете о состоянии
сельского хозяйства на острове Сахалине в 1889 г.» фон Фрикена.]
В отчете инспектора
сельского хозяйства приводится таблица урожаев за последние пять лет, составленная по данным, которые начальник острова называет «праздными вымыслами»; из этой таблицы можно заключить приблизительно, что средний урожай зерновых хлебов на Сахалине составляет сам-три.
Та отрасль
сельского хозяйства, успех которой зависит не столько от естественных условий, сколько от личных усилий и знаний самого хозяина, — огородничество, по-видимому, дает на Сахалине хорошие результаты.
Из отчета инспектора
сельского хозяйства видно, что из урожая 1889 г. в Тымовском округе приходилось на каждого взрослого 4 1/10 пуд. капусты и около 2 пуд. разных корнеплодных овощей, в Корсаковском по 4 пуда капусты и по 4 1/8 пуд. корнеплодов.
Как велика площадь, занимаемая на Сахалине сенокосами, еще неизвестно, хотя в отчете инспектора
сельского хозяйства и приведены цифры.
Инспектор
сельского хозяйства говорит, что здешнее сено по своей питательности едва ли может быть приравнено половинному количеству обыкновенного сена; ссыльные тоже находят сено плохим, и зажиточные не дают его чистым, а в примеси с мукой или картофелем.
О том, нужно ли на Сахалине травосеяние и возможно ли оно, в отчете инспектора
сельского хозяйства не говорится ни одного слова.
[По данным инспектора
сельского хозяйства.]
Однажды я и инспектор
сельского хозяйства г. фон Фрикен возвращались из Красного Яра в Александровск: я в тарантасе, он верхом.
При начальнике острова состоит управляющий его канцелярией, бухгалтер и казначей, инспектор
сельского хозяйства, землемер, архитектор, переводчик аинского и гиляцкого языков, смотритель центральных складов и заведующий медицинскою частью.
Начальник острова получает 7000 руб., заведующий медицинскою частью — 4000 р., инспектор
сельского хозяйства — 3500 р., архитектор — 3100 р., окружные начальники — по 3500 р.