Живое и неподдельное понятие о
судьбе было у старинных греков (т. е. у греков до появления у них философии) и до сих пор живет у многих восточных народов; оно господствует в рассказах Геродота, в греческих мифах, в индийских поэмах, сказках «Тысячи и одной ночи» и проч.
Неточные совпадения
Вот как понимают ход жизни человеческой народы, имеющие неподдельное понятие о
судьбе: если я не
буду принимать никаких предосторожностей против несчастия, я могу уцелеть, и почти всегда уцелею; но если я приму предосторожности, я непременно погибну, и погибну именно оттого, в чем искал спасения.
Подобный взгляд на человеческую жизнь так мало подходит к нашим понятиям, что имеет для нас интерес только фантастического; трагедия, основанная на идее восточной или старинной греческой
судьбы, для нас
будет иметь значение сказки, обезображенной переделкою.
А между тем все представленное нами изложение понятий о трагическом в немецкой эстетике
есть только опыт привести понятие о
судьбе в согласие с понятиями современной науки.
Это введение понятия о
судьбе в науку посредством эстетического воззрения на сущность трагического
было сделано с чрезвычайным глубокомыслием, свидетельствующим о великой силе умов, трудившихся над примирением чуждых науке воззрений на жизнь с понятиями науки; но эта глубокомысленная попытка служит решительным доказательством того, что подобные стремления никогда не могут
быть успешны: наука может только объяснить происхождение фантастических мнений полудикого человека, но не примирить их с истиною.
Трагична или не трагична
судьба великого человека, зависит от обстоятельств; и в истории менее можно встретить великих людей, участь которых
была трагична, нежели таких, в жизни которых много
было драматизма, но не
было трагичности.
Другой род трагического — трагическое нравственного столкновения — эстетика выводит из той же мысли, только взятой наоборот: в трагическом простой вины основанием трагической
судьбы считают мнимую истину, что каждое бедствие, и особенно величайшее из бедствий — погибель,
есть следствие преступления; в трагическом нравственного столкновения [основываются эстетики гегелевской школы на] мысли, что за преступлением всегда следует наказание преступника или погибелью или мучениями его собственной совести.
«Всех ненавижу, и вас, и себя», отвечал его взгляд, и он взялся за шляпу. Но ему не
судьба была уйти. Только что хотели устроиться около столика, а Левин уйти, как вошел старый князь и, поздоровавшись с дамами, обратился к Левину.
Пушкин, единственный русский писатель ренессанского типа, свидетельствует о том, как всякий народ значительной
судьбы есть целый космос и потенциально заключает в себе все.
— Да, Николенька, — продолжал он, заметив выражение непритворного участия, с которым я смотрел на него, — моя
судьба быть несчастливым с самого моего детства и по гробовую доску.
Неточные совпадения
Стародум. А! Сколь великой душе надобно
быть в государе, чтоб стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться! Сколько сетей расставлено к уловлению души человека, имеющего в руках своих
судьбу себе подобных! И во-первых, толпа скаредных льстецов…
Стародум(с важным чистосердечием). Ты теперь в тех летах, в которых душа наслаждаться хочет всем бытием своим, разум хочет знать, а сердце чувствовать. Ты входишь теперь в свет, где первый шаг решит часто
судьбу целой жизни, где всего чаще первая встреча бывает: умы, развращенные в своих понятиях, сердца, развращенные в своих чувствиях. О мой друг! Умей различить, умей остановиться с теми, которых дружба к тебе
была б надежною порукою за твой разум и сердце.
Милон. Счастлив ты, мой друг,
будучи в состоянии облегчать
судьбу несчастных. Не знаю, что мне делать в горестном моем положении.
Французский обычай — родителям решать
судьбу детей —
был не принят, осуждался.
Как ни горько
было теперь княгине видеть несчастие старшей дочери Долли, сбиравшейся оставить мужа, волнение о решавшейся
судьбе меньшой дочери поглощало все ее чувства.