Неточные совпадения
Ни человек, ни
человечество не могут в своем
движении возвращаться назад. Жизнепонимание общественное, семейное и государственное пережито людьми, и надо идти вперед и усвоить следующее, высшее жизнепонимание, что и совершается теперь.
Движение вперед
человечества совершается не так, что лучшие элементы общества, захватив власть, употребляя насилие против тех людей, которые находятся в их власти, делают их лучшими, как это думают и консерваторы и революционеры, а совершается, во-первых, и главное, тем, что люди все вообще неуклонно и безостановочно, более и более сознательно усваивают христианское жизнепонимание, и, во-вторых, тем, что, даже независимо от сознательной духовной деятельности людей, люди бессознательно, вследствие самого процесса захватывания власти одними людьми и смены их другими, невольно приводятся к более христианскому отношению к жизни.
Таков процесс, посредством которого христианство, несмотря на употребляемое государственной властью насилие, препятствующее
движению вперед
человечества, всё более и более охватывает людей. Христианство проникает в сознание людей не только несмотря на употребляемое властью насилие, но посредством его.
Ничто более этого ложного рассуждения не препятствует в наше время
движению вперед
человечества и установлению среди него того строя жизни, который свойствен уже его теперешнему сознанию.
Но мало того, что насилие извращает общественное мнение, оно производит в людях еще то пагубное убеждение, что движутся люди не духовной силой, влекущей их к постигновению истины и осуществлению ее той духовной силой, которая составляет источник всякого
движения вперед
человечества, а насилием, — тем самым действием, которое не только не приближает людей к истине, но всегда удаляет их от нее.
Насилие только ослабляет эту силу, задерживает, извращает и подменивает ее другою, не только не полезною для
движения вперед
человечества, но вредною деятельностью.
Как мы можем знать, далеко ли до той цели, к которой приближается
человечество, когда мы не знаем, как будет подвигаться к этой цели
человечество, от которого зависит — идти или не идти, остановиться, умерить свое
движение или усилить его.
Начальствующие, возбуждавшие, содействовавшие делу и распоряжавшиеся им, скажут, что делают то, что делают, потому, что такие дела необходимы для поддержания существующего порядка; поддержание же существующего порядка необходимо для блага отечества,
человечества, для возможности общественной жизни и
движения прогресса.
Человек несомненно несвободен, если мы представим себе его неподвижным, если мы забудем, что жизнь человека и
человечества есть только постоянное
движение от темноты к свету, от низшей степени истины к высшей, от истины, более смешанной с заблуждениями, к истине, более освобожденной от них.
Но человек не неподвижен относительно истины, а постоянно, по мере
движения своего в жизни, каждый отдельный человек, так же как и всё
человечество, познает всё большую и большую степень истины и всё больше и больше освобождается от заблуждений.
Из всех женщин, которые должны бы быть помощницами в
движении человечества к истине и благу, он во имя своего удовольствия делает не помощниц, но врагов.
Только выражение воли Божества, независящее от времени, может относиться к целому ряду событий, имеющему совершиться через несколько лет или столетий, и только Божество, ничем не вызванное, может определить, по одной своей воле, направление
движения человечества; человек же действует во времени и сам участвует в событии.
Неточные совпадения
И очень наивна та философия истории, которая верит, что можно предотвратить
движение по этому пути мировой империалистической борьбы, которая хочет видеть в нем не трагическую судьбу всего
человечества, а лишь злую волю тех или иных классов, тех или иных правительств.
Он не верил в детерминированный прогресс
человечества, в неотвержимое восходящее
движение обществ к лучшему, совершенному, счастливому состоянию.
Идея прогресса, развития
человечества,
движения его к какой-то высшей цели была чужда античному миру: это не языческая идея.
Наслаждался внутреннею тишиною, внешних врагов не имея, доведя общество до высшего блаженства гражданского сожития, — неужели толико чужды будем ощущению
человечества, чужды
движениям жалости, чужды нежности благородных сердец, любви чужды братния и оставим в глазах наших на всегдашнюю нам укоризну, на поношение дальнейшего потомства треть целую общников наших, сограждан нам равных, братий возлюбленных в естестве, в тяжких узах рабства и неволи?
— Я, как анархист, отчасти понимаю тебя, — сказал задумчиво Лихонин. Он как будто бы слушал и не слушал репортера. Какая-то мысль тяжело, в первый раз, рождалась у него в уме. — Но одного не постигаю. Если уж так тебе осмердело
человечество, то как ты терпишь, да еще так долго, вот это все, — Лихонин обвел стол круглым
движением руки, — самое подлое, что могло придумать
человечество?