Неточные совпадения
1) Для
того, чтобы человеку хорошо прожить свою жизнь, ему надо знать, что он должен и чего не должен делать. Для
того, чтобы знать это, ему надо понимать, что такое он сам и
тот мир, среди которого он живет. Об этом учили во все времена самые мудрые и добрые люди всех
народов. Учения эти все в самом главном сходятся между собою, сходятся и с
тем, что говорят каждому человеку его разум и совесть. Учение это такое...
18) Суеверие государства состоит в вере в
то, что необходимо и благотворно, чтобы меньшинство праздных людей властвовало над большинством рабочего
народа.
Для
того, чтобы хорошо прожить жизнь, надо понимать, что такое жизнь и что в этой жизни надо и чего не надо делать. Этому учили во все времена самые мудрые и доброй жизни люди всех
народов. Учения этих мудрых людей все в самом главном сходятся к одному. Вот это-то одно для всех людей учение о
том, что такое жизнь человеческая и как надо проживать ее, и есть настоящая вера.
Если человеку плохо жить,
то это только оттого, что у такого человека нет веры. Это же бывает и с
народами. Если плохо живется
народу,
то только оттого, что
народ потерял веру.
У всех
народов всегда были такие люди, которые говорили про себя, что они одни знают истинный закон бога. И люди эти для
того, чтобы подтвердить свои слова, всегда рассказывали про
то, что будто бы были такие чудеса от бога, по которым видно, что
тот закон, которому они учат, есть истинный закон бога. Кроме
того, люди эти записывали этот свой закон в книги и уверяли
народ, что в книгах этих всякое слово истинно, потому что книги эти внушены и написаны самим богом.
Быть в единении с людьми это большое благо, но как сделать так, чтобы соединиться со всеми? Ну, я соединяюсь с своими семейными, а с остальными как же? Ну, соединяюсь с своими друзьями, со всеми русскими, со всеми единоверцами. Ну, а как же с
теми, кого я не знаю, с другими
народами, с иноверцами? Людей так много, и все они такие разные. Как же быть?
Во все времена, у всех
народов была вера в
то, что какая-то невидимая сила держит мир.
Для
того, чтобы ясно понять всю безнравственность, всё антихристианство жизни христианских
народов, довольно только вспомнить о
том, что повсюду допускается и упорядочивается правительствами положение женщин, живущих развратом.
От этого-то и происходит
то кажущееся сначала странным явление, что у
народов, признающих религиозные учения гораздо более низкого уровня, чем христианство, но имеющих точные внешние определения брака, семейное начало, супружеская верность несравненно тверже, чем у так называемых христиан.
У
народов, признающих более низкие, чем христианское, вероучения, есть определенное наложничество и многоженство и многомужество, ограниченное известными пределами, но нет
той полной распущенности, проявляющейся в наложничестве, многоженстве и многомужестве, царящей среди людей христианского мира и скрывающейся под видом воображаемого единобрачия.
Все люди признают со временем истину, давно уже постигнутую передовыми людьми всех
народов, а именно
ту, что главная добродетель человечества состоит в подчинении законам высшего существа.
Богатые сословия, пользуясь трудами рабочих и держа
народ в непрестанном тяжелом труде, оправдывают свое тунеядство
тем, что они производят для
народа нужные ему религию, науку и искусство.
Они берутся всё это доставлять рабочему
народу, но, к сожалению,
то, что они доставляют
народу под видом религии, науки и искусства, бывает и ложная религия, и ложная наука, и ложное искусство.
Так что вместо
того, чтобы чем-нибудь отплатить
народу за его труды, они
тем, что дают
народу, только обманывают и развращают его.
Неужели они не понимают, что им, не переставая отнимающим у
народа самую неотъемлемую собственность, надо сгореть со стыда, как только будет упомянуто слово воровство, а не осуждать и карать за
то дело, которое они сами не переставая совершают?
Отнимите у человека или у
народа деньги, товары, скот и ваше насилие, грабеж окончится вместе с вашим уходом. Течение времени, конечно, не сделает вашего преступления делом хорошим, но оно уничтожит его последствия. Ограбленные люди могут вновь приобрести
то, что у них было отнято, Но отнимите у
народа землю, и ваш грабеж будет продолжаться вечно. Он будет новым грабежом для каждого нового ряда сменяющихся поколений, для каждого нового года, для каждого нового дня.
Другой же род грабителей это —
те, которые сами себя не считают грабителями, которых не ловят и не наказывают, но которые разрешенными правительствами средствами грабят рабочий
народ, отбирают от него произведения его труда.
Как человеку, пойманному среди бела дня в грабеже, никак нельзя уверять всех, что он не знал
того, что грабимый им человек не желал отдать ему свой кошелек, так и богатым людям нашего мира, казалось бы, нельзя уже уверять себя и других, что они не знали
того, что
те люди рабочего
народа, которые вынуждены работать под землей, в воде, пекле по 10—14 часов в сутки и по ночам на разных фабриках и заводах, работают такую мучительную работу потому, что только при такой работе богатые люди дают им возможность существования.
Глупо, когда люди гордятся своим лицом, своим телом, еще глупее
то, когда люди гордятся своими родителями, предками, своими приятелями, своим сословием, своим
народом.
Люди враждуют друг с другом и знают, что это нехорошо, и вот, чтобы обмануть себя, заглушить в себе совесть, придумывают оправдания своей враждебности. Одно из таких оправданий — это
то, что я лучше других людей, а они не понимают этого, и вот от этого я не могу сходиться с ними; другое оправдание — это
то, что моя семья лучше других семей; третье — что мое сословие лучше других сословий; четвертое — что мой
народ лучше других
народов.
Стоит взглянуть на жизнь христианских
народов, разделенных на людей, проводящих всю жизнь в одуряющем, убивающем, не нужном им труде, и других, пресыщенных праздностью и всякого рода наслаждениями, чтобы быть пораженным
той ужасной степенью неравенства, до которой дошли люди, исповедующие закон христианства, и в особенности
той ложью проповеди равенства при устройстве жизни, ужасающей самым жестоким и очевидным неравенством.
Проповедовать в наше время всемирного общения
народов любовь к одному своему
народу и готовность к нападению на другой
народ или к ограждению себя войною от нападения в наше время почти что
то же, что проповедовать деревенским жителям исключительную любовь к своей деревне и в каждой деревне собирать войска и строить крепости.
Если в старину, когда каждый
народ подчинялся одной неограниченной власти своего верховного обоготворяемого владыки и представлялся сам себе как бы островом среди постоянно стремящегося залить его океана, если тогда патриотизм и имел смысл и представлялся добрым делом,
то в наше время, когда пережитое уже
народами чувство требует от людей прямо противоположного
тому, чего требует их разум, нравственное чувство, религия — признания равенства и братства всех людей, патриотизм не может представляться не чем иным, как только самым грубым суеверием.
Хорошо было еврею, греку, римлянину не только отстаивать независимость своего
народа убийством, но и убийством же подчинять себе другие
народы, когда он твердо верил
тому, что его
народ один настоящий, хороший, добрый, любимый богом
народ, а все остальные — филистимляне, варвары.
Не раз видел я под Севастополем, когда во время перемирия сходились солдаты русские и французские, как они, не понимая слов друг друга, все-таки дружески, братски улыбались, делая знаки, похлопывая друг друга по плечу или брюху. Насколько люди эти были выше
тех людей, которые устраивали войны и во время войны прекращали перемирие и, внушая добрым людям, что они не братья, а враждебные члены разных
народов, опять заставляли их убивать друг друга.
Ребенок встречает другого ребенка, какого бы он ни был сословия, веры и народности, одинаково доброжелательной, выражающей радость, улыбкой. Взрослый же человек, который должен бы быть разумнее ребенка, прежде чем сойтись с человеком, уже соображает, какого сословия, веры,
народа тот человек, и, смотря по сословию, вере, народности, так или иначе обходится с ним. Недаром говорил Христос: будьте как дети.
Христос открыл людям
то, что разделение между своими и чужими
народами есть обман и зло. И, познав это, христианин уже не может иметь чувство недоброжелательства к чужим
народам, не может оправдывать, как он прежде делал, жестокие поступки против чужих
народов тем, что другие
народы хуже его
народа. Христианин не может не знать
того, что разделение его с другими
народами есть зло, что разделение — это соблазн, и потому не может уже, как он делал это прежде, сознательно служить этому соблазну.
То, что представлялось прежде хорошим и высоким — любовь к отечеству, к своему
народу, к своему государству, служение им в ущерб благу других людей, военные подвиги, — всё это представляется христианину уже не высоким и прекрасным, а, напротив, низким и дурным.
Если и может христианин в минуту забвения больше желать успеха своему государству или
народу,
то не может уже он в спокойную минуту отдаваться этому суеверию, не может уже участвовать ни в каких
тех делах, которые основаны на различии государств — ни в таможнях и сборах пошлин, ни в приготовлении снарядов или оружия, ни в какой-либо деятельности для вооружения, ни в военной службе, ни,
тем более, в самой войне с другими
народами.
Царям, чтобы управлять
народами,
тем нужно быть больше и важнее других, а вам этого не нужно, потому что, по моему учению лучше человеку быть меньше, чем больше других.
Жестокости всех революций — только следствие жестокостей правителей. Революционеры понятливые ученики. Никогда свежим людям не могла бы прийти дикая мысль о
том, что одни люди могут и имеют право силою устраивать жизнь других людей, если бы все властвующие люди, все правители не обучали бы этому
народы.
Когда один
народ воюет с другим,
то цель его состоит в
том, чтобы приобрести желательное положение силою.
Ничего нет, кроме
того, что положение
народов становится всё хуже и хуже. И всё же насилие остается богом толпы. Перед его залитым запекшейся кровью алтарем человечество как будто порешило преклоняться вовеки под звук барабана, иод грохот орудий и под стон окровавленного человечества.
Для получения ответа на этот вопрос раскройте историю любого
народа и прочтите описание одного из
тех ста тысяч сражений, которые вели люди в угоду закона борьбы. На этих войнах убито несколько миллиардов людей, так что в каждом из
тех сражений загублено больше жизней, перенесено больше страданий, чем бы их накопилось веками по причине непротивления злу.
Суеверие насильнического устройства до такой степени укоренилось в нашем обществе, что постоянно слышишь от людей
то, что они хотят служить людям,
народу, хотят осчастливить его своим трудом, кто воспитывая, кто образовывая, просвещая, кто, что чаще всего, управляя им.
Говорят, что нельзя не воздавать злом за зло, потому что если не делать этого,
то злые завладеют добрыми. Я думаю, что совсем напротив: только тогда злые завладеют добрыми, когда люди будут думать, что позволено воздавать злом за зло, как это и есть теперь во всех христианских
народах. Злые теперь завладели добрыми именно потому, что всем внушено, что не только позволено, но и полезно делать зло людям.
Встревоженные страшными видениями, они судорожно сжимают в своих руках
те цепи, в которые они заковали
народы, на освобождение которых пришел Христос и которые распадутся скоро.
Лжеучение государства состоит в признании себя соединенным с одними людьми одного
народа, одного государства и отделенным от остальных людей других
народов, других государств. Люди мучают, убивают, грабят друг друга и самих себя из-за этого ужасного лжеучения. Освобождается же от него человек только тогда, когда признает в себе духовное начало жизни, одно и
то же во всех людях. Признавая это начало, человек уже не может верить в
те человеческие учреждения, которые разъединяют
то, что соединено богом.
Ведь
тех нескольких людей, которые угнетают всех, не нужно побеждать, не нужно от них защищаться, — они всегда побеждены, только бы
народ не соглашался на рабство.
Но если для
того, чтобы получить свободу, ему нужно только пожелать ее,
то неужели может быть
народ в мире, который бы считал ее купленной слишком дорогой ценой, раз она может быть приобретена одним желанием свободы.
«Если я отнимаю у людей собственность, хватаю их от семьи, запираю, ссылаю, казню, если я убиваю людей чужого
народа, разоряю их, стреляю в города по женщинам и детям,
то я делаю это не потому, что хочу этого, а только потому, что исполняю волю власти, которой я обещал повиноваться для блага общего», — говорят подвластные.
Стоит только вдуматься в сущность
того, на что употребляет свою власть правительство, для
того чтобы понять, что управляющие
народами люди должны быть жестокими, безнравственными и непременно стоять ниже среднего нравственного уровня людей своего времени и общества.
Как удивительно
то, что короли так легко верят
тому, что в них всё, и что
народ так твердо верит в
то, что он ничто.
Обитатели земной планеты находятся еще в таком состоянии нелепости, неразумия, тупости, что каждый день читаешь в газетах рассуждения правителей
народов о
том, с кем и как надо соединиться для
того, чтобы воевать с другими
народами, сами же
народы при этом позволяют своим руководителям располагать ими, как скотом, ведомым на бойню, как будто жизнь каждого человека не есть его личная собственность.
По учению мира, властители управляют
народами и, чтобы управлять ими, заставляют одних людей убивать, казнить, наказывать других людей, заставляют их клясться в
том, что они во всем будут исполнять волю начальствующих, заставляют их воевать с другими
народами.
Когда мы по душе хотим переговорить с человеком о важном деле, мы стараемся сойтись с ним один на один, чтобы ничто не развлекало нас, не мешало нам. Как же общаться с богом, молиться при
народе? Трудно при
народе избавиться от заботы о
том, чтò обо мне подумают, от пустословия, от рассеяния. Особенно, когда собираются по праздникам. Оттого и сказано в евангелии...
Развитие науки не содействует очищению нравов. У всех
народов, жизнь которых мы знаем, развитие наук содействовало развращению нравов.
То, что мы теперь думаем противное, происходит оттого, что мы смешиваем наши пустые и обманчивые знания с истинным высшим знанием. Наука, в ее отвлеченном смысле, наука вообще, не может не быть уважаема, но теперешняя наука,
то, что безумцы называют наукой, достойна только насмешки и презрения.
Если в действительной жизни иллюзия лишь на мгновение искажает действительность,
то в отвлеченной области заблуждение может господствовать целые тысячелетия, может надеть свое железное ярмо на целые
народы, заглушить самые благородные порывы человечества и с помощью своих рабов, обманутых им, заковать
того, кого не смогло обмануть.
С
тех пор как живут на свете люди, всегда у всех
народов были мудрецы, учившие людей
тому, что нужнее всего знать человеку:
тому, в чем назначение и потому истинное благо каждого человека и всех людей. Только
тот, кто знает эту науку, может судить о важности всех других.
И потому лучше вовсе не читать
тех книг, про которые много говорят и пишут. Людям надо стараться прежде всего прочесть и узнать самых лучших писателей всех веков и
народов. Эти книги надо читать прежде всего. А
то и вовсе не успеешь прочесть их. Только такие писатели нас поучают и образовывают.