В первое время своей жизни, в детстве, человек живет больше для тела: есть, пить, играть, веселиться. Это первая ступень. Что больше подрастает человек, то всё больше и больше начинает заботиться о
суждении людей, среди которых живет, и ради этого суждения забывает о требованиях тела: об еде, питье, играх, увеселениях. Это вторая ступень. Третья ступень, и последняя, это та, когда человек подчиняется больше всего требованиям души и для души пренебрегает и телесными удовольствиями и славой людской.
Когда человек привык жить только для славы людской, то ему кажется трудным, если он не делает того, что все делают, прослыть глупым, невежественным или совсем дурным человеком. Но над всем, что трудно, надо работать. А над этим делом надо работать с двух сторон: одно — учиться презирать
суждения людей, и другое — учиться жить для делания таких дел, которые, хотя бы и осуждали за них люди, всегда хорошо делать.
Неточные совпадения
Одна из самых обычных и важных ошибок, которые делают
люди в своих
суждениях, та, что
люди считают хорошим то, что любят.
Люди любят богатство и потому, хотя, казалось бы, очевидно зло богатства, стараются уверить себя, что оно хорошо.
Одно в том, чтобы завладеть склонностью, убедить рассуждением, и другое, в том, чтобы заставить
человека действовать противно его склонностям и
суждениям.
В молодых годах
люди верят, что назначение человечества в постоянном совершенствовании и что возможно и даже легко исправить всё человечество, уничтожить все пороки и несчастья. Мечты эти не смешны, а, напротив, в них гораздо больше истины, чем в
суждениях старых, завязших в соблазнах
людей, когда
люди эти, проведшие всю жизнь не так, как это свойственно
человеку, советуют
людям ничего не желать, не искать, а жить, как животное.
Ты боишься, что тебя будут презирать за твою кротость, но
люди справедливые не могут презирать тебя за это, а до других
людей тебе дела нет, — не обращай внимания на их
суждения. Не станет же хороший столяр огорчаться тем, что
человек, ничего не понимающий в столярном деле, не одобряет его работы.
Люди, презирающие тебя за твою кротость, ничего не понимают в том, что добро для
человека. Так что же тебе за дело до их
суждений?
Живи один, сказал мудрец. Это значит то, что решай вопрос своей жизни сам с собой, с тем богом, который живет в тебе, а не по советам или
суждениям других
людей.
Особенно важно для государей притворяться благочестивыми; в этом случае
люди, судящие по большей части только по одной внешности, так как способность глубокого
суждения дана немногим, легко обманываются.
Люди не могут знать и понимать всего того, что делается на свете, и потому
суждения их о многих вещах неверны.
Заочное осуждение тем особенно дурно, что то самое
суждение о недостатках
человека, которое, сказанное в глаза, могло бы быть полезно ему, скрывается от того, кому оно может быть нужно, и сообщается тем, кому оно вредно, возбуждая дурное чувство к осуждаемому.
Это он знал твердо и знал уже давно, с тех пор как начал писать ее; но
суждения людей, какие бы они ни были, имели для него всё-таки огромную важность и до глубины души волновали его.
— Мы ничего дурного не делаем, — спокойно отвечала она, — а лишать себя счастья отрадных бесед из-за
суждений людей, к которым я совершенно равнодушна, я не считаю основательным.
Их последняя цель — не совершенная, рабская верность отвлеченным высшим идеям, а принесение возможно большей пользы человечеству; в их
суждениях люди возвышаются не по тому, сколько было в них сокрыто великих сил и талантов, а по тому, сколько они желали и умели сделать пользы человечеству; не те события обращают на себя особое внимание, которые имеют характер грандиозный или патетический, а те, которые сколько-нибудь подвинули благосостояние масс человечества.
Бесконечные споры о музыке, смелые
суждения людей непонимающих держат его в постоянном напряжении, он напуган, робок, молчалив.
Неточные совпадения
Он постоянно наблюдал и узнавал всякого рода
людей и в том числе людей-мужиков, которых он считал хорошими и интересными
людьми, и беспрестанно замечал в них новые черты, изменял о них прежние
суждения и составлял новые.
— Я не могу защищать его
суждений, — вспыхнув сказала Дарья Александровна, — но я могу сказать, что он очень образованный
человек, и если б он был тут, он бы вам знал что ответить, но я не умею.
Предметом став
суждений шумных, // Несносно (согласитесь в том) // Между
людей благоразумных // Прослыть притворным чудаком, // Или печальным сумасбродом, // Иль сатаническим уродом, // Иль даже демоном моим. // Онегин (вновь займуся им), // Убив на поединке друга, // Дожив без цели, без трудов // До двадцати шести годов, // Томясь в бездействии досуга // Без службы, без жены, без дел, // Ничем заняться не умел.
«Я отношусь к
людям слишком требовательно и неисторично. Недостаток историчности
суждений — общий порок интеллигенции. Она говорит и пишет об истории, не чувствуя ее».
Кроме этого, он ничего не нашел, может быть — потому, что торопливо искал. Но это не умаляло ни женщину, ни его чувство досады; оно росло и подсказывало: он продумал за двадцать лет огромную полосу жизни, пережил множество разнообразных впечатлений, видел
людей и прочитал книг, конечно, больше, чем она; но он не достиг той уверенности
суждений, того внутреннего равновесия, которыми, очевидно, обладает эта большая, сытая баба.