Неточные совпадения
21) И усилия эти всегда во власти
человека, во-первых, потому, что совершаются они только в
настоящее мгновение, т. е. в той безвременной точке, в которой прошедшее соприкасается с будущим и в которой
человек всегда свободен...
29) Точно так же и то, что представляется
человеку смертью, есть только для тех
людей, которые полагают свою жизнь во времени. Для
людей же, понимающих жизнь в том, в чем она действительно заключается, в усилии, совершаемом
человеком в
настоящем для освобождения себя от всего того, что препятствует его соединению с богом и другими существами, нет и не может быть смерти.
30) Для
человека, понимающего свою жизнь так, как она только и может быть понимаема, всё большим и большим соединением своей души со всем живым любовью и сознанием своей божественности — с богом, достигаемым только усилием в
настоящем, не может быть вопроса о том, что будет с его душою после смерти тела. Душа не была и не будет, а всегда естьв
настоящем. О том же, как будет сознавать себя душа после смерти тела, не дано знать
человеку, да и не нужно ему.
Для того, чтобы хорошо прожить жизнь, надо понимать, что такое жизнь и что в этой жизни надо и чего не надо делать. Этому учили во все времена самые мудрые и доброй жизни
люди всех народов. Учения этих мудрых
людей все в самом главном сходятся к одному. Вот это-то одно для всех
людей учение о том, что такое жизнь человеческая и как надо проживать ее, и есть
настоящая вера.
Когда
человек держится веры только потому, что за исполнение дел веры ожидает в будущем всяких внешних благ, то это не вера, а расчет, и расчет всегда неверный. Расчет неверный потому, что истинная вера дает благо только в
настоящем, а не дает и не может дать никаких внешних благ в будущем.
Часто
люди думают, что только то и есть, что они могут ощупать руками. Напротив того, по-настоящему есть только то, чего нельзя ни видеть, ни слышать, ни ощупать, то, что мы называем своим «я» — своей душою.
Зрячую, духовную часть
человека называют совестью. Эта духовная часть
человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса. Стрелка компаса двигается с места только тогда, когда тот, кто несет ее, сходит с того пути, который она показывает. То же и с совестью: она молчит, пока
человек делает то, что должно. Но стоит
человеку сойти с
настоящего пути, и совесть показывает
человеку, куда и насколько он сбился.
Душа и тело — вот что
человек считает своим, о чем беспрестанно печется. Но надо знать, что
настоящее «ты» — это не твое тело, а твоя душа. Помни это, вознеси душу свою выше плоти, соблюдай ее от всякой житейской грязи, не давай плоти подавлять ее, — тогда хорошо проживешь жизнь.
Если
человек не видит в каждом ближнем тот же дух, который соединяет его со всеми
людьми мира, он живет, как во сне. Только тот проснулся и живет по-настоящему, кто во всяком ближнем видит и себя и бога.
Мы сердцем чувствуем, что то, чем мы живем, то, что мы называем своим
настоящим «я», то же самое не только в каждом
человеке, но и в собаке, и в лошади, и в мыши, и в курице, и в воробье, и в пчеле, даже и в растении.
Иные
люди думают, что живут по-настоящему только они одни, что они — это всё, а все другие — ничто.
Человеку нужно любить, а любить по-настоящему можно только то, в чем нет ничего дурного. И потому должно быть и то, в чем нет ничего дурного. А такое существо, в котором нет ничего дурного, и есть только одно: бог.
Сойтись по-настоящему могут
люди только в боге. Для того, чтобы
людям сойтись, им не нужно идти навстречу друг другу, а нужно всем идти к богу.
Если мы любим тех, кто нам нравится, кто нас хвалит, кто делает нам добро, то мы любим так для себя, для того, чтобы нам лучше было.
Настоящая любовь та, когда мы любим не для себя, не себе желаем добра, а тем, кого любим, и любим не потому, что
люди приятны или полезны нам, а потому, что мы в каждом
человеке признаем тот же дух, какой живет в нас.
«Не заботьтесь и не хлопочите, не говорите, что надо подумать о том, что будем есть и чем оденемся. Это всем
людям нужно, и бог знает эту нужду вашу. Так и не заботьтесь о будущем. Живите
настоящим днем. Заботьтесь о том, чтобы быть в воле отца. Желайте того, что одно важно, а остальное всё само прийдет. Старайтесь только быть в воле отца. Так и не заботьтесь о будущем. Когда прийдет будущее, тогда будет и забота».
Считать себя умнее, добрее, лучше других
людей никто не может уже по одному тому, что никто не может знать цены ни своего ума, ни своих добродетелей, а еще меньше может знать
настоящую цену ума и добродетелей других
людей.
Настоящее «я»
человека духовно. И это «я» одно во всех. Так как же могут быть неравны между собою
люди?
Чтобы понять в учении Христа то, что надо платить добром за зло, надо понять всё учение по-настоящему, а не так, как его толкуют церкви, с урезками и прибавками. Всё же учение Христа в том, что
человек живет не для своего тела, а для души, для того, чтобы исполнить волю бога. Воля же бога в том, чтобы
люди любили друг друга, любили всех. Как же может
человек любить всех и делать зло
людям? Верующий в учение Христа, что бы с ним ни делали, не может делать того, что противно любви, не может делать зла
людям.
Часто
люди, не соглашаясь с учением Христа в его
настоящем смысле, не соглашаясь с воздаянием добром за зло, говорят, что если принять это учение, то разрушится весь привычный порядок жизни, и что поэтому учение это нельзя принять. А между тем учение Христа и есть именно такое учение, которое должно разрушить дурное устройство нашей жизни. Оно затем и проповедано миру, чтобы разрушить старый дурной порядок и установить на его место новый, хороший.
Мы не переставая стараемся украшать это воображаемое существо, а о
настоящем, о том, что мы на самом деле, не заботимся. Если мы покойны душой, если мы верим, любим, мы стараемся как можно скорее рассказать об этом, с тем чтобы эти добродетели были не только наши добродетели, но и воображаемого существа в мыслях других
людей.
Мы пользуемся благами культуры и цивилизации, но не благами нравственности. При
настоящем состоянии
людей можно сказать, что счастье государств растет вместе с несчастьями
людей. Так что невольно задаешь себе вопрос, не счастливее ли мы были бы в первобытном состоянии, когда у нас не было этой культуры и цивилизации, чем в нашем
настоящем состоянии?
— Какое имеем мы,
люди с ограниченными познаниями и разумом, право только потому, что это кажется нам лучшим, уничтожить тот существующий порядок вещей, посредством которого предки наши достигли
настоящей высокой степени цивилизации и всех ее благ?
По-настоящему следует
людям, поняв, что они живут дурно, постараться переменить жизнь и начать жить лучше.
Мы устроили себе жизнь, противную и нравственной и телесной природе
человека, и вполне уверены, — только потому, что все так думают, — что это-то и есть самая
настоящая жизнь.
Натуральный ум может заменить почти всякую степень образования, но никакое образование не заменит натурального ума, хотя и имеет перед таким
человеком преимущество богатства знания случаев и фактов (сведения исторические) и определение причинности (естественные науки) — всё в правильном, легком обозрении; но он от этого не обладает более правильным и глубоким взглядом на
настоящую сущность всех этих событий, случаев и причинностей.
Если
человек поставит себе за правило делать то, что ему хочется, то он недолго будет хотеть делать то, что делает.
Настоящее дело всегда только то, над которым надо потрудиться, чтобы сделать его.
Людям кажется, что жизнь их проходит во времени — в прошедшем и будущем. Но это только кажется: истинная жизнь человеческая не проходит во времени, а всегда есть в той безвременной точке, в которой прошедшее сходится с будущим и которую мы неправильно называем
настоящим временем. В этой безвременной точке
настоящего, и только в этой точке,
человек свободен, и потому в
настоящем, и только в
настоящем, истинная жизнь
человека.
Время только для телесной жизни. Духовное же существо
человека всегда вне времени. А вне времени оно потому, что деятельность духовного существа
человека только в усилии сознания. А усилие сознания всегда вне времени, потому что оно всегда только в
настоящем, а
настоящее не во времени.
Человек живет только
настоящее мгновение. Всё остальное или прошло уже, или неизвестно, будет ли.
Мгновение только мгновение, —
человеку кажется так неважно мгновение, что он пропускает его, а только в этом вся его жизнь, только в мгновении
настоящего может он сделать то усилие, которым берется царство божие и внутри и вне нас.
Трудно среди общения с
людьми, в минуты увлечения мыслями о прошедшем и будущем, вспомнить о том, что жизнь твоя сейчас в этом моменте
настоящего. Но как важно и драгоценно вспоминать это! Старайся приучать себя к этому. Много зла избегнет
человек, если приучится к памятованию о том, что важно в жизни только
настоящее, что только оно одно есть. Всё остальное — мечта.
Человек самый важный тот, с кем в эту
настоящую минуту ты имеешь дело, потому что никогда не можешь знать, будешь ли еще иметь дело с каким-либо другим
человеком.
Надо не думать о будущем, а только в
настоящем стараться делать жизнь радостной для себя и других. «Завтрашний день печется сам о себе». Это великая правда. Тем-то и хороша жизнь, что никак не знаешь, что нужно для будущего. Одно наверное нужно и годится всегда — в
настоящую минуту любовь к
людям.
Если
человек решает, что ему лучше воздержаться от требований
настоящей самой малой любви во имя другой будущей большей любви, то он обманывает или себя, или других и никого не любит, кроме себя одного.
Любви в будущем не бывает: любовь бывает только в
настоящем. Если
человек не делает дела любви в
настоящем, в нем нет любви.
Ложь этого рассуждения в том, что
человек отступает от жизни в
настоящем, одной действительной жизни, и переносит ее в будущее, тогда как будущее не принадлежит ему.
Для того, чтобы не подпасть этому соблазну,
человеку надо понимать и помнить, что готовиться некогда, что он должен жить наилучшим образом сейчас, такой, какой он есть, что совершенствование, нужное для него, есть только одно совершенствование в любви, а это совершенствование совершается только в
настоящем.
Когда я говорю: «Я не могу этого сделать», я выражаюсь неверно. Я должен сказать, что я не мог этого сделать прежде. То же, что в каждую минуту
настоящего я могу сам с собою сделать всё, что хочу, это я несомненно знаю. И хорошо
человеку знать это.
Люди говорят: «Нельзя жить, если мы не знаем того, что нас ожидает. Надо готовиться к тому, что будет». Это неправда.
Настоящая хорошая жизнь бывает именно тогда, когда не думаешь о том, что будет с моим телом, а только о том, что мне для своей души нужно сейчас. А для души нужно только одно: делать то, что соединяет мою душу со всеми
людьми и с богом.
Всё
настоящее и нужное
людям добывается не вдруг, а всегда долгим и постоянным трудом. Так приобретаются и мастерства, и знания, и так приобретается и самое нужное на свете — умение жить доброй жизнью.
Как из дурных семян рождаются дурные плоды, так из дурных мыслей рождаются дурные дела. Как земледелец отбирает хорошие,
настоящие семена от семян сорных трав и из
настоящих семян отбирает лучшие и бережет и перебирает их, так и разумный
человек поступает с своими мыслями: он отгоняет пустые, дурные, удерживает лучшие и бережет и перебирает их.
И
человек тогда не может не понять, что в теле его нет
настоящей жизни, что, что бы он ни делал в этой жизни для тела, всё это ни к чему.
Для того, чтобы понять, как необходимо отрекаться от плотской жизни для жизни духовной, стоит только представить себе, как ужасна, отвратительна была бы жизнь
человека, вся отданная одним телесным, животным желаниям.
Настоящая человеческая жизнь начинается только тогда, когда начинается отречение
человека от животности.
Настоящая человеческая жизнь начинается только тогда, когда
человек ищет блага не тела, а души.
Помни, что разумение твое, имея свойство жизни в самом себе, делает тебя свободным, если ты не подгибаешь его служению плоти. Душа
человека, просвещенная разумением, свободная от страстей, затемняющих этот свет, есть
настоящая твердыня, и нет прибежища для
человека, которое было бы вернее и неприступнее для зла. Кто не знает этого, тот слеп, а кто, зная, не верит разуму, тот истинно несчастен.
В начале жизни
человек не знает этого и думает, что жизнь его в его теле. Но чем больше он живет, тем больше он узнает, что
настоящая его жизнь — в духе, а не в теле. Вся жизнь
человека в том, чтобы всё больше и больше узнавать это. Знание же дается нам легче и вернее всего страданиями тела. Так что именно страдания тела делают жизнь нашу такою, какою она должна быть: духовною.
Тот, кто молод и мало испытал, не знает того, что узнают старые
люди опытом, — не знает того, что всё, что нам неприятно, тяжело, что все, что называется горем, всё это
настоящее добро, что все это только испытание, проверка того, насколько мы тверды в том, что знаем и исповедуем. А если мы нетверды, то эти испытания нужны нам для того, чтобы сделать нас твердыми.
Если
человек полагает свою жизнь в
настоящем, то для него не может быть вопроса об его жизни в будущем.
Сознание близости смерти учит
людей тому, чтобы уметь кончать свои дела. Из всех же дел есть только одно дело, которое всегда совсем закончено: это дело любви в
настоящем.
Настоящего добра никто не может сделать один другому. Истинное добро может сделать
человек только сам себе. Истинное добро это в одном: в жизни для души, а не для тела.