Неточные совпадения
Можно не соглашаться с этими определениями жизни, можно предполагать, что определения эти могут быть выражены точнее и яснее, но нельзя не видеть того, что определения эти таковы, что признание их, уничтожая противоречие жизни и заменяя стремление к недостижимому благу личности другим стремлением — к неуничтожаемому
страданиями и смертью благу, дает жизни разумный
смысл.
«Вся жизнь моя есть желание себе блага», говорит себе человек пробудившийся, — «разум же мой говорит мне, что блага этого для меня быть не может, и что бы я ни делал, чего бы ни достигал, всё кончится одним и тем же:
страданиями и смертью, уничтожением. Я хочу блага, я хочу жизни, я хочу разумного
смысла, а во мне и во всем меня окружающем — зло, смерть, бессмыслица… Как быть? Как жить? Что делать?» И ответа нет.
Не может не видеть человек, что существование его личности от рождения и детства до старости и смерти есть не что иное, как постоянная трата и умаление этой животной личности, кончающееся неизбежной смертью; и потому сознание своей жизни в личности, включающей в себя желание увеличения и неистребимости личности, не может не быть неперестающим противоречием и
страданием, не может не быть злом, тогда как единственный
смысл его жизни есть стремление к благу.
«Невозможно полагать благо в трудах и
страдании для другого», а стоит человеку отдаться этому чувству сострадания, — и наслаждения личности теряют для него
смысл, и сила жизни его переходит в труды и
страдания для блага других, и
страдания и труды становятся для него благом.
Но если бы человек и мог не бояться смерти и не думать о ней, одних
страданий, ужасных, бесцельных, — ничем не оправдываемых и никогда не отвратимых
страданий, которым он подвергается, было бы достаточно для того, чтобы разрушить всякий разумный
смысл, приписываемый жизни.
Для человека два выбора: или, не признавая связи между испытываемыми
страданиями и своей жизнью, продолжать нести большинство своих
страданий, как мучения, не имеющие никакого
смысла, или признать то, что мои заблуждения и поступки, совершенные вследствие их, — мои грехи, какие бы они ни были, — причиною моих
страданий, какие бы они ни были и что мои
страдания суть избавление и искупление от грехов моих и других людей каких бы то ни было.
Если не разумное сознание, то
страдание, вытекающее из заблуждения о
смысле своей жизни, волей-неволей загоняет человека на единственный истинный путь жизни, на котором нет препятствий, нет зла, а есть одно, ничем ненарушимое, никогда не начавшееся и не могущее кончиться, все возрастающее благо.
Неточные совпадения
Ужинали миролюбиво, восхищаясь вкусом сига и огромной индейки, сравнивали гастрономические богатства Милютиных лавок с богатствами Охотного ряда, и все, кроме Ореховой, согласились, что в Москве едят лучше, разнообразней. Краснов, сидя против Ногайцева, начал было говорить о том, что непрерывный рост разума людей расширяет их вкус к земным благам и тем самым увеличивает количество
страданий, отнюдь не способствуя углублению
смысла бытия.
Он так торжественно дал слово работать над собой, быть другом в простом
смысле слова. Взял две недели сроку! Боже! что делать! какую глупую муку нажил, без любви, без страсти: только одни какие-то добровольные
страдания, без наслаждений! И вдруг окажется, что он, небрежный, свободный и гордый (он думал, что он гордый!), любит ее, что даже у него это и «по роже видно», как по-своему, цинически заметил это проницательная шельма, Марк!
Меня всегда мучили не столько богословские, догматические, церковные вопросы или школьно-философские вопросы, сколько вопросы о
смысле жизни, о свободе, о назначении человека, о вечности, о
страдании, о зле.
Тема о
смысле жизни, о спасении человека, народа и всего человечества от зла и
страдания преобладала над темой о творчестве культуры.
История мира есть история страдальческая, но
смысл мира в исходе из
страдания, т. е. в победе над злом.