Цитаты со словом «литература»
Я и теперь храню благодарное воспоминание и об этой книге, и о польской
литературе того времени. В ней уже билась тогда струя раннего, пожалуй, слишком наивного народничества, которое, еще не затрагивая прямо острых вопросов тогдашнего строя, настойчиво проводило идею равенства людей…
В это время к отцу часто приходил писатель Александр Гроза, пользовавшийся некоторой известностью в польской
литературе того времени.
Это было первое общее суждение о поэзии, которое я слышал, а Гроза (маленький, круглый человек, с крупными чертами ординарного лица) был первым виденным мною «живым поэтом»… Теперь о нем совершенно забыли, но его произведения были для того времени настоящей
литературой, и я с захватывающим интересом следил за чтением. Читал он с большим одушевлением, и порой мне казалось, что этот кругленький человек преображается, становится другим — большим, красивым и интересным…
Случилось так, что русская
литература впервые предстала передо мной в виде одного только «Вестника Юго — Западной и Западней России», издававшегося для целей обрусения Говорским.
Понятно, что эта
литература нисколько не захватывала и не убеждала.
Я думаю поэтому, что если бы кто-нибудь сумел вскрыть мою душу, то и в этот период моей жизни он бы наверное нашел, что наибольшим удельным весом обладали в ней те чувства, мысли, впечатления, какие она получала от языка,
литературы и вообще культурных влияний родины моей матери.
В обществе и
литературе шли рассуждения о том, «пороть ли розгами ребенка, учить ли грамоте народ».
У нее была своя
литература, заучиваемая на память, ходившая в рукописях и по альбомам.
Ярче запомнилось мне другое шуточное «подпольное» произведение, где выступала злоба дня современной педагогической
литературы.
В пансионе Рыхлинского было много гимназистов, и потому мы все заранее знакомились с этой рукописной
литературой. В одном из альбомов я встретил и сразу запомнил безыменное стихотворение, начинавшееся словами: «Выхожу задумчиво из класса». Это было знаменитое добролюбовское «Размышление гимназиста лютеранского вероисповедания и не Киевского округа». По вопросу о том, «был ли Лютер гений или плут», бедняга говорил слишком вольно, и из «чувства законности» он сам желает, чтобы его высекли.
С этого дня художественная
литература перестала быть в моих глазах только развлечением, а стала увлекательным и серьезным делом.
История
литературы, с поучениями Мономаха и письмами Заточника, выступала из своего туманного отдаления, как предмет значительный и важный, органически подготовлявший грядущие откровения.
Он спросил, не случается ли мне встречать в
литературе знакомых лиц.
Но… в сущности, этого не было, и не было потому, что та самая рука, которая открывала для меня этот призрачный мир, — еще шире распахнула окно родственной русской
литературы, в которое хлынули потоками простые, ясные образы и мысли.
В это время я стал бредить
литературой и порой, собрав двух — трех охочих слушателей, иногда даже довольствуясь одним, готов был целыми часами громко читать Некрасова, Никитина, Тургенева, комедии Островского…
На наше положение прямо и ясно указывала
литература и затем уже сопровождала каждый наш жизненный шаг…
Эта струя
литературы того времени, этот особенный двусторонний тон ее — взяли к себе мою разноплеменную душу…
Я нашел тогда свою родину, и этой родиной стала прежде всего русская
литература {Эта часть истории моего современника вызвала оживленные возражения в некоторых органах украинской печати.
Так многое из этой
литературы и доныне осталось в моей памяти в виде ярких, но бессвязных обрывков…
Недели через две или три в глухой городишко пришел ответ от «самого» Некрасова. Правда, ответ не особенно утешительный: Некрасов нашел, что стихи у брата гладки, приличны, литературны; вероятно, от времени до времени их будут печатать, но… это все-таки только версификация, а не поэзия. Автору следует учиться, много читать и потом, быть может, попытаться использовать свои литературные способности в других отраслях
литературы.
Брат сначала огорчился, по затем перестал выстукивать стопы и принялся за серьезное чтение: Сеченов, Молешотт, Шлоссер, Льюис, Добролюбов, Бокль и Дарвин. Читал он опять с увлечением, делал большие выписки и порой, как когда-то отец, кидал мне мимоходом какую-нибудь поразившую его мысль, характерный афоризм, меткое двустишие, еще, так сказать, теплые, только что выхваченные из новой книги. Материал для этого чтения он получал теперь из баталионной библиотеки, в которой была вся передовая
литература.
Это — «
литература», то есть нечто гораздо интереснее нашего тусклого городишка, с его заросшими прудами и сонными лачугами…
Кроме того, он питает уважение к
литературе.
И если впредь корреспонденции будут касаться деятельности правительственной власти, то он, помощник исправника, при всем уважении к отцу, а также к
литературе, будет вынужден произвести секретное дознание о вредной деятельности корреспондента и даже… ему неприятно говорить об этом… ходатайствовать перед губернатором о высылке господина литератора из города…
Во мне эти «литературные успехи» брата оставили особый след. Они как будто перекинули живой мостик между
литературой и будничной жизнью: при мне слова были брошены на бумагу и вернулись из столицы напечатанными.
У капитана была давняя слабость к «науке» и «
литературе». Теперь он гордился, что под соломенной крышей его усадьбы есть и «литература» (мой брат), и «наука» (студент), и вообще — умная новая молодежь. Его огорчало только, что умная молодежь как будто не признает его и жизнь ее идет особой струей, к которой ему трудно примкнуть.
У молодости есть особое, почти прирожденное чувство отталкивания от избитых дорог и застывающих форм. На пороге жизни молодость как будто упирается, колеблясь ступить на проторенные тропинки, как бы жалея расстаться с неосуществленными возможностям».
Литература часто раздувает эту искру, как ветер раздувает тлеющий костер. И целые поколения переживают лихорадку отрицания действительной жизни, которая грозит затянуть их и обезличить.
Но в сущности и романтизм, и печоринство уже выдохлись в тогдашней молодежи. Ее воображением завладевали образы, выдвигаемые тогдашней «новой»
литературой, стремившейся по — своему ответить на действительные вопросы жизни.
Первый план художественной
литературы все еще занимали Лаврецкие и Рудины с их меланхолически — отрицательным отношением к действительности и туманными предчувствиями.
Зато второй план художественной
литературы с половины шестидесятых годов заполняется величаво — мглистыми очертаниями героев — великанов…
Среди этой
литературы выделялись «Знамения времени» Мордовцева и «Шаг за шагом» Омулевского («Что делать?» Чернышевского я прочел гораздо позже).
Он приводил в восхищение «областников» и «украинофилов» и мог внезапно разразиться яркой и эффектной статьей, в которой доказывал, что «централизация» — закон жизни, а областная
литература обречена на умирание.
Обе стороны
литературы указывали вперед на загадочную тучу: консерваторы — со страхом, прогрессисты — с надеждой.
Так как это отчасти совпало с религиозной полемикой, то сначала я к этой
литературе отнесся скептически.
Они не овладевали поэтому моим воображением, хотя какой-то особый дух, просачивавшийся в этой
литературе, все-таки оказывал свое влияние. Положительное было надуманно и туманно. Отрицание — живо и действительно.
Реалистическая
литература внесла сюда свою долю: из реакции романтизму я отверг по отношению к себе всякие преувеличенно героические иллюзии.
Она читала французские книги и спросила у меня, люблю ли я французскую
литературу.
Как я от него избавился, и как постепенно начал опять находить себя, и какую благодарную роль в этом процессе играла русская
литература, — об этом я расскажу еще в заключительных главах моей юности.
Цитаты из русской классики со словом «литература»
Литература об этом обширна; краткий очерк о взаимоотношениях Пушкина и Воронцовой — в статье Е. Б. Черновой «К истории переписки Пушкина и Е. К. Воронцовой» (сб. «Пушкин — Временник», II, 1936).
В.А. Гольцев, руководивший политикой, писал еженедельные фельетоны «Литературное обозрение», П.С. Коган вел иностранный отдел, В.М. Фриче ведал западной
литературой и в ряде ярких фельетонов во все время издания газеты основательно знакомил читателя со всеми новинками Запада, не переведенными еще на русский язык.
Деятели русской революции жили идеями Чернышевского, Плеханова, материалистической и утилитарной философией, отсталой тенденциозной
литературой, они не интересовались Достоевским, Л. Толстым, Вл. Соловьевым, не знали новых движений западной культуры.
Гюисманс замечателен как исследователь католического культа и католической мистики, книги его наполнены глубокими мыслями о готике, о литургике, о примитивах, о мистических книгах и ценными замечаниями по истории искусства и
литературы.
— Новое течение в
литературе нашей — весьма показательно. Говорят, среди этих символистов, декадентов есть талантливые люди. Литературный декаданс указывал бы на преждевременное вырождение класса, но я думаю, что у нас декадентство явление подражательное, юнцы наши подражают творчеству жертв и выразителей психического распада буржуазной Европы. Но, разумеется, когда подрастут — выдумают что-нибудь свое.
Ассоциации к слову «литература»
Синонимы к слову «литература»
Предложения со словом «литература»
- Но меня убедил директор педучилища, что с фамилией, доставшейся мне от моего родного отца, Гольденберг, мне не дадут преподавать русскую литературу русским детям.
- От нас, сегодняшних, зависит – сохранить великое наследие поколения победителей, будь то личные бесхитростные истории или произведения художественной литературы мирового значения.
- Книга, предлагаемая вниманию читателей, не укладывается ни в один из принятых в современной научной литературе жанров.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «литература»
Какой бывает «литература»
Значение слова «литература»
ЛИТЕРАТУ́РА, -ы, ж. 1. Вся совокупность научных, художественных, философских и т. п. произведений того или другого народа, эпохи или всего человечества. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ЛИТЕРАТУРА
Афоризмы русских писателей со словом «литература»
Дополнительно