Цитаты со словосочетанием «Древняя Русь»
Область
поиска
«Русская цивилизация, сочинённая г. Жеребцовым» (Добролюбов Н. А., 1858)по всей классике
Мы заметили у него выбор предметов, подсказанный ему, без сомнения, патриотическими его чувствованиями: преимущественно останавливается г. Жеребцов на тех явлениях нашей истории и жизни, которые ему кажутся хорошими; темные же стороны он большею частию, особенно в
древней Руси, указывает очень бегло или даже вовсе о них умалчивает.
Так продолжалось много столетий, и, следовательно, если бы уж признать положение Гизо, то пришлось бы идеи, управлявшие развитием
древней Руси, сравнить с негреющим солнцем и признать бесплодными, немощными относительно общественного благосостояния.
А г. Жеребцов никак не хочет признать этого; он, напротив, начала
древней Руси ставит даже в пример для нынешней.
Г-н Жеребцов и сочинил такое определение, в котором превзошел самого себя и из которого он ясно мог вывестъ, что идеи, господствовавшие в
древней Руси, вовсе и не должны были способствовать общественным улучшениям и материальному благосостоянию.
На вопрос этот мы находим положительный ответ, относительно
древней Руси, и в книге г. Жеребцова и во всех творениях славянофилов.
Они уверяют, что вопросы о том, что добро и что худо, были еще издавна в
древней Руси разрешены Византиею.
Гибельные следствия этой системы не препятствовали, впрочем, развитию цивилизации в
древней Руси, потому что сношения с Западом вскоре прекратились, и Русь развивалась самобытно.
Зная это, всякий, кому может попасться в руки книга г. Жеребцова, думает, конечно, и о реформе Петра как о явлении совершенно законном и естественном, вызванном исторической необходимостью, обусловленном самим предшествующим развитием
древней Руси.
И что это за развитие
древней Руси, успевшее довести народ до такой эластичности?
Стало быть, в
древней Руси были совершенно ненормальные отношения между классами общества: худшее стояло на высоте, а лучшее попиралось ногами?
Главное дело для него состоит в том, чтобы отстоять начала, которыми определялось развитие
древней Руси.
Например, он постоянно уверяет, что образованность
древней Руси достигала весьма высокой степени во всей массе народа и что, между прочим, знание чужих языков не было редкостью, так как еще отец Владимира Мономаха говорил на пяти языках.
Что сказал бы на такое объяснение почтенный г. Сухомлинов, автор известной статьи о языкознании в
древней Руси?
Попали мы на ту же дорогу, как и Европа, с той только разницей, что она во время борьбы королей с феодалами организовала городские общины, приобрела парламенты, произвела реформацию, а
древняя Русь растеряла и свои земские соборы и боярскую думу и произвела только раскольников.
Параллель эта прямо бросается в глаза всякому, а г. Жеребцов хочет из нее извлечь какие-то выгоды для
древней Руси…
Но есть же какая-нибудь причина, почему г. Жеребцов стоит за
древнюю Русь, хотя и не умеет этого сделать и даже не может как следует понять того дела, которое берется защищать?
Конечно, причина есть; но она, по нашему мнению, вовсе не заключается в простодушной любви к народу, которому в
древней Руси было будто бы лучше и привольнее, чем ныне.
Мы убеждены, что г. Жеребцову в
древней Руси нравится, собственно, одна сторона: родовые отношения.
При этом становится совершенно понятною его любовь к
древней Руси и ненависть к реформе Петра: эта любовь и ненависть тоже — генеалогические.
Этим объясняется, между прочим, и то, почему, рисуя картину нравов
древней Руси и изображая тогдашнюю общественную иерархию, он ни единого слова не говорит о смешных и гадких проявлениях местничества.
Первое место находится в первом томе, на стр. 271, где г. Жеребцов разбирает общественную иерархию
древней Руси...
Впрочем, пора уже и расстаться нам с г. Жеребцовым. Читатели из нашей статьи, надеемся, успели уже познакомиться с ним настолько, чтобы не желать продолжения этого знакомства. Поэтому, оставляя в покое его книгу, мы намерены теперь исполнить обещание, данное нами в прошлой статье: сделать несколько замечаний относительно самых начал, которые навязываются
древней Руси ее защитниками и которые оказываются так несостоятельными пред судом истории и здравого смысла.
Образованность
древней Руси развивалась с самых древних времен под влиянием христианства.
Но защитники
древней Руси, рассматривая влияние христианства, представляют дело в каком-то особенном свете.
Они, во-первых, приписывают его почему-то
древней Руси преимущественно пред новою; во-вторых, кроме христианства, примешивают еще к делу Византию и Восток в противоположность Западу; в-третьих, формальное принятие веры смешивают с действительным водворением ее начал в сердцах народа.
Конечно, с распространением в России западноевропейской образованности ослабели многие верования, бывшие слишком твердыми в
древней Руси.
Ныне мешают вере философские воззрения, а тогда мешало язычество: — какая же выгода от этого различия для
древней Руси?
Как на доказательство образованности указывают часто на множество списков книг церковных, существовавшее в
древней Руси.
Все это не слишком благотворно могло действовать на нравы
древней Руси.
Оттого-то мы и видим, что общественная нравственность в
древней Руси была в состоянии весьма печальном.
Замечания г. Соловьева совершенно объясняют, какое значение нужно придавать сведениям о распространении церквей, монастырей и т. п. в
древней Руси. Очевидно, что это распространение никак не может служить мерилом того, как глубоко правила новой веры проникли в сердца народа. К этому можно прибавить заметку г. Соловьева и о том, что самые известия о содержании церквей щедротами великих князей могут указывать на недостаточность усердия новообращенных прихожан.
Заключение выводится очень неблагоприятное: праздность, пьянство, обман, воровство, грабеж, лихоимство, роскошь высших классов, бесправие и нищета низших — вот черты, приводимые у Карамзина (том VII, глава 4; том X, глава 4), которого никто не назовет противником
древней Руси.
Какую роль волшебство и чародейство постоянно играло в
древней Руси не только в простом народе, но даже при дворе и среди самого духовенства, — известно, конечно, всем и каждому.
Другое прекрасное явление
древней Руси, способствовавшее прочному ее развитию и преуспеянию, указывают в патриархальности ее общественного устройства.
«Все было гармонично, все оживлялось одним духом, во всем была простота и радушие, — говорят поклонники
древней Руси.
—
Древнюю Русь нужно представлять себе огромною нравственною равниною: не было у нее ни лиц, ни сословий, которые бы резко выделялись из массы, подлежавшей общему уровню.
Они действительно готовы проливать слезы умиления над вымышленной ими гармонией всех сил и явлений
древней Руси.
При всех наших усилиях мы никак не можем вообразить
древнюю Русь столь прекрасною и блаженною, как бы нам хотелось, если факты действительности говорят противное.
Сословия
древней Руси вовсе не представляются в такой гармонии, как хотят нас уверить.
Он до такой степени вошел в обычай
древней Руси, что даже послужил предметом злоупотреблений и подьяческого мошенничества.
Высшее боярство, поставленное в таких выгодных отношениях к народу, и само не было, однако же, в
древней Руси вполне обеспечено в своих гражданских правах.
Влияние ли это татарщины, или национальное произрастение (как можно подумать, судя по тому, что есть рьяные защитники и почитатели его, вроде г. Жеребцова и князя В. Черкасского, недавно прославившегося требованием восемнадцати (18) ударов, в «Сельском благоустройстве», — во всяком случае, кнут, плети, батоги были весьма знакомы спинам спесивых бояр
древней Руси.
При этом нужно заметить, что напрасно воображают некоторые и то, будто бы в
древней Руси не было обязательной службы для высшего сословия.
Самые законы
древней Руси не всегда были хорошо соображены с нуждами народа.
Вот какого рода проделки совершались в
древней Руси, вот до какой виртуозности доходили эти простодушные, патриархальные тиуны, дьяки и подьячие, которыми так восхищаются славянофилы, подобные г. Жеребцову.
Но по крайней мере семейная жизнь вознаграждала в
древней Руси за все общественные несовершенства!
Мудрено сказать, кто первый и с какого резону вообразил, что в
древней Руси господствовала такая простота и чистота семейной жизни; еще мудренее оставаться теперь в этом заблуждении после всего, что уже было писано о древней Руси.
А как достигалось такое послушание жены, можно видеть из некоторых глав творения, в котором ярко отразился семейный идеал
древней Руси, — Из «Домостроя».
По характеру семейных отношений в
древней Руси это очень возможно.
По крайней мере хоть одного нельзя ли оставить за
древней Русью: полного сохранения чистоты девства и супружеской верности?
Неточные совпадения
Объем его позволял автору коснуться всех сторон развития
древней и новой
Руси, систематически провести свои воззрения на русскую цивилизацию, представить в стройной картине то положение, в какое наконец приведено наше отечество в настоящее время непрерывным ходом своего исторического развития.
Но надобно же отдать справедливость и новому времени хоть в том, что при распространении новых научных понятий исчезают или ослабевают многие суеверия и грубые обычаи, которыми полна была
Русь древняя.
Настоящая государственная власть в
древней России не существовала по крайней мере до возвышения государства Московского.
Древние князья называли
Русь своею отчиною и действительно, как доказал недавно г. Чичерин, владели ею скорее по вотчинному, нежели по государственному праву. По утверждении же Московского государства, — одна уже возможность такой личности, как Иван Грозный, заставляет отказаться от обольщения относительно силы и значения думы боярской или какого бы то ни было уравновешивающего, влияния.
Цитаты из русской классики со словосочетанием «Древняя Русь»
— Не пиши, пожалуйста, только этой мелочи и дряни, что и без романа на всяком шагу в глаза лезет. В современной литературе всякого червяка, всякого мужика, бабу — всё в роман суют… Возьми-ка предмет из истории, воображение у тебя живое, пишешь ты бойко. Помнишь, о
древней Руси ты писал!.. А то далась современная жизнь!.. муравейник, мышиная возня: дело ли это искусства!.. Это газетная литература!
Патриархальность семьи, костюмы, утварь, вышивки на одежде, резьба по дереву и т.д. — все это напоминало
Древнюю Русь.
Киевская Россия не была замкнута от Запада, была восприимчивее и свободнее, чем Московское царство, в удушливой атмосфере которого угасла даже святость (менее всего святых было в этот период [См.: Г. П. Федотов. «Святые
Древней Руси».]).
Положение управителей на отведенных им заводах больше всего походило на положение удельных князьков
древней Руси: здесь кипела вечная война из-за выгодных столов, составлялись остроумные комбинации и делались целые походы, вроде того, который теперь устроен был против Раисы Павловны.
Откуда это слово — а это слово самое что ни на есть древнее. В
Древней Руси назывались так сухие пути, соединяющие две водные системы, где товары, а иногда и лодки переволакивали от реки до реки.
Неточные совпадения
Нашел, настиг, но прежня сила // Питомцу битвы изменила, // И
Руси древний удалец // В пустыне свой нашел конец.
Ассоциации к слову «древний»
Ассоциации к слову «русло»
Синонимы к слову «древний»
Предложения со словосочетанием «Древняя Русь»
- Что же касается реальных тавров, думается, следует прежде всего более вдумчиво и глубоко ознакомиться с мифами и легендами древних русов.
- Страна древних русов располагалась в кубанских плавнях, где когда-то были земли античных синдо-меотских племён – дандариев и собственно синдов.
- Для славян было бедствием соседство с древними русами, которые сделали своим промыслом набеги на соседей.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «древний»
Сочетаемость слова «русло»
Значение слова «древний»
ДРЕ́ВНИЙ, -яя, -ее; -вен, -вня, -вне. 1. Существующий издавна, сохранившийся от далекого прошлого; старинный. Древний обычай. Древняя рукопись. Древние памятники искусства. Древний боярский род. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ДРЕВНИЙ
Значение слова «русло»
РУ́СЛО, -а, ср. 1. Углубление в почве, по которому течет водный поток (река, ручей). (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова РУСЛО
Афоризмы русских писателей со словом «древний»
- Услышь же, древний град наш стольный,
В годину смут и перемен,
Измены вольной и невольной
И полных скорбию измен
Услышь средь осуждений строгих
От русских от людей привет,
Крепись среди страданий многих
И здравствуй ты на много лет.
- Есть обаянье в древней речи.
Она бывает наших слов
и современнее и резче.
- Поэты. Братья. Увенчали нас
Не люди. Мы древней людей. Мы своды
Иных планет. Мы Духа переходы.
И грань — секунда, там, где наш алмаз.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно