Цитаты со словом «тиун»
Зовётся Семён Дроздов, показался мне весьма забавным, и зашли мы с ним к Савельеву в трактир, чайку попить, а там кривой уже сидит, слободской он,
Тиунов, родной сын повитухи и знахарки Живой Воды, которая сводней была.
Говорит
Тиунов этот веско и спокойно, а кажется — будто кричит во всю мочь. Я думал, что его побьют; в трактире пятка три народу было и люди всё серьёзные, а они ничего, слушают, как будто и не про них речь. Удивился, и люди показались мне новыми, особливо этот слободской.
Откуда-то, точно с потолка свалился, к столу подошёл кривой
Тиунов и попросил...
— Во-от! — пронзительно кричал
Тиунов. — Натрещат, накрутят людских кишок на шею, а придёт конец жизни — испугаются и хотят бога обмануть!
Савка матерно ругался, а
Тиунов всё точил едкие слова...
— Нет, всё-таки? — спрашивал
Тиунов.
А
Тиунов, качаясь, уговаривал...
Наталья, точно каменная, стоя у печи, заслонив чело широкой спиной, неестественно громко сморкалась, каждый раз заставляя хозяина вздрагивать. По стенам кухни и по лицам людей расползались какие-то зелёные узоры, точно всё обрастало плесенью, голова Саввы — как морда сома, а пёстрая рожа Максима — железный, покрытый ржавчиной заступ. В углу, положив длинные руки на плечи Шакира, качался
Тиунов, говоря...
— Что такое? — удивлённо взывал
Тиунов. — Стой, тут надобно коснуться глубины! Просто, по-азбучному…
Тиунов же, подмигивая одиноким глазом, соглашался...
— Экой дурак! — сказал
Тиунов, махнув рукою, и вдруг все точно провалились куда-то на время, а потом опять вылезли и, барахтаясь, завопили, забормотали. Нельзя было понять, какое время стоит — день или ночь, всё оделось в туман, стало шатко и неясно. Ходили в баню, парились там и пили пиво, а потом шли садом в горницы, голые, и толкали друг друга в снег.
И таких отписок, в древности похвальных — семнадцать, а после, стыдных — двадцать две вынес я, со скорбью и обидой, на отдельный лист, а зачем — не знаю. Странно мне, что с хулителями и некоторые русские согласны —
Тиунов, например, Алексей косой и Максим тоже. А к Максиму дядя Марк относится весьма лестно, просто по-отечески, только — не на камень ли сеет?
— Именно, отче, — снова громко сказал
Тиунов, — мятёмся, яко овцы, не имущие пастыря, и не можем нигде же обрести его…
И, не обидно, но умненько посмеиваясь,
Тиунов рассказал: нашёл Дроздов место себе у булочницы, вдовы лет на пяток старше его, и приспособила его эта женщина в приказчики по торговле и к персоне своей, а он — в полном блаженстве: сыт, одет и выпить можно, по праздникам, но из дома его без личного надзора никуда не пускают.
— Не слыхал. Думаю — от нечего есть, — говорил
Тиунов, то и дело небрежно приподнимая картуз с черепа, похожего на дыню. — По нынешнему времени дворянину два пути: в монахи да в картёжные игроки, — шулерами называются…
— Во-от! — одобрительно воскликнул
Тиунов, приостанавливаясь. И, понизив голос, таинственно заговорил...
— Расчудесно, — потирая тёмные руки, говорил
Тиунов и, окинув глазом всех и всё вокруг, сел против Кожемякина. Матвей Савельев тоже оглянулся, посмотрел даже вниз через перила балкона и тихо, доверчиво спросил...
— О — очень злой барин, — ого! — ответил
Тиунов, подняв вверх палец.
— Обязательно — вредный! — шептал
Тиунов, и глаз его разгорался зелёным огнём. — Вы послушайте моё соображение, это не сразу выдумано, а сквозь очень большую скорбь прокалено в душе.
— Во всём! — победно сказал
Тиунов. — Дворянство-то где? Какие его дела ноне заметны? Одни судебно-уголовные! А впереди его законно встало ваше сословие. Купец ли не строит городов, а? Он и церкви, и больницы, богадельни ставит, новые пути кладёт и, можно сказать, всю землю вспорол, изрыл, обыскивает — где что полезно, — верно-с?
Кожемякин утвердительно кивнул головой, а
Тиунов, сердито подняв брови, перекосил лицо и почти с озлоблением закричал...
— Извините, — тихо сказал
Тиунов, спрятав лицо. — Разбередил своё сердце несколько.
Тиунов отодвинул от себя недопитый стакан чая, спрашивая...
— Каков человек? — спросил
Тиунов, усаживаясь и подмигивая Кожемякину на лодочника.
— Велик ты, Назарыч, грешник! — с ласковой насмешкой сказал
Тиунов.
— Придурковатый, — сказал
Тиунов. — С испуга, пожара испугался, сестрёнка с матерью сгорели у него, а он — помешался. Жил в монастыре — прогнали, неудобен. А будь он старше за блаженного выдали бы, поди-ка!
— Прозевал ты свою жизнь, — твердил
Тиунов, дразнясь.
— Не тронь, не буди, — сказал
Тиунов. — У него душа болит…
Неподалёку от Кожемякина, на песке, прикрытый дерюгой, лежал вверх лицом
Тиунов, красная впадина на месте правого глаза смотрела прямо в небо, левый был плотно и сердито прикрыт бровью, капли пота, как слёзы, обливали напряжённое лицо, он жевал губами, точно и во сне всё говорил.
Тиунов вскочил, оглянулся и быстро пошёл к реке, расстёгиваясь на ходу, бросился в воду, трижды шумно окунулся и, тотчас же выйдя, начал молиться: нагой, позолоченный солнцем, стоял лицом на восток, прижав руки к груди, не часто, истово осенял себя крестом, вздёргивал голову и сгибал спину, а на плечах у него поблескивали капельки воды. Потом торопливо оделся, подошёл к землянке, поклонясь, поздравил всех с добрым утром и, опустившись на песок, удовлетворённо сказал...
— Экая красота человек! — ворчал
Тиунов, встряхивая неудачно привешенной бородкой. И честен редкостно, и добр ведь, и не глуп, — слово сказать может, а вот — всё прошло без пользы! Иной раз думаешь: и добр он оттого, что ленив, на, возьми, только — отступись!
— Глядите, — зудел
Тиунов, — вот, несчастие, голод, и — выдвигаются люди, а кто такие? Это — инженерша, это — учитель, это — адвокатова жена и к тому же — еврейка, ага? Тут жида и немца — преобладание! А русских — мало; купцов, купчих — вовсе даже нет! Как так? Кому он ближе, голодающий мужик, — этим иноземцам али — купцу? Изволите видеть: одни уступают свое место, а другие — забежали вперёд, ага? Ежели бы не голод, их бы никто и не знал, а теперь — славу заслужат, как добрые люди…
— Всё горе оттого, что люди не понимают законного своего места! — нашёптывал
Тиунов.
— У мировых выступал! — с гордостью, дёрнув головой, сказал
Тиунов. — Ходатайствовал за обиженных, как же! Теперь это запретили, не мне — персонально, — а всем вообще, кроме адвокатов со значками. Они же сами и устроили запрещение: выгодно ли им, ежели бы мы могли друг друга сами защищать? И вот опять — видите? И ещё: всех людей судят чиновники, ну, а разве может чиновник всякую натуру понять?
Тиунов говорил, как всегда, негромко, и, как всегда, казалось, что он кричит...
А
Тиунов смешил Никона, приводя его в весёлое настроение.
«Отчего ко мне льнут всё такие никчемные, никудышные люди, как Никон,
Тиунов, Дроздов, и эти — нравятся мне, а к деловым людям — не лежит моя душа, даже к Сухобаеву? Почти четыре года вертелся я среди них, а что прибыло в душе, кроме горечи?»
Около дома Кожемякина встретили взволнованный Сухобаев, в картузе на затылке, и одноглазый, взъерошенный, точно неделю не евший
Тиунов. Сухобаев, как-то обвинительно указывая на него пальцем, сказал...
А
Тиунов, солидно поздоровавшись, шагал журавлём и подробно рассказывал...
— Да, — говорил
Тиунов, направляя око своё куда-то поверх головы хозяина, — дела крутые!
— Бессомненно, что должна быть отчаянная сумятица! — уверенно сказал
Тиунов. — Все эти ныне выступающие люди совершенно преждевременны и притом разъярены надеждами бесподобно.
— Какие — надежды? — спросил Кожемякин, разглядывая опавшие щёки кривого и глаз его, окружённый чёрным кругом, точно подбитый.
Тиунов повёл носом и ответил...
— Самое же главнейшее и обидное, — продолжал
Тиунов, отчётливо, раздельно, точно он свидетельствовал на суде, — и самое опасное то, что всё это есть тонкая интрига со стороны чужеродных людей: заметивши в русских мелких людях ихнюю склонность к мечтанию и пользуясь стеснённым положением их жизни, хитрые люди внушают самое несбыточное, чтобы сразу солидный народ и начальство видели, сколь все запросы невозможны и даже безумны.
Тогда
Тиунов заговорил громче, торопливее и отрывистей.
— Нет — тут, именно в этом месте! — жарко сказал
Тиунов, срывая руки со стола.
— А — отчего? — сухо спрашивал
Тиунов, воткнув в лицо ему свое тёмное око.
— То-то и есть, — говорил
Тиунов, как-то всхрапывая, — то-то вот и оно, что живём мы, а где — это нам неизвестно!
— Ах, господи! — огорчённо сказал Кожемякин, вставая на ноги и глядя вслед ему.
Тиунов тоже вскочил, наклонил голову, высунув её вперёд, и, размахивая правой рукой, быстро заходил по комнате, вполголоса говоря...
— Ну, да! — печально кивнув головой, сказал
Тиунов, сгибаясь над столом.
Тиунов встал, опираясь руками о стол.
Цитаты из русской классики со словом «тиун»
«Кланяемся тебе, Господину нашему, Князю Великому, а государем не зовем. Суд твоим наместникам оставляем на стороне, на Городище, и по прежним известным тебе условиям; дозволяем им править делами нашими, вместе с нашими посадниками и боярами, но твоего суда полного и
тиунов твоих не допускаем и дворища Ярославлева тебе не даем; хотим же жить с тобою, Господином, хлебосольно, согласно, любезно, по договору, утвержденному с обоих сторон по Коростыне, в недавнем времени».
«Кланяемся тебе, Господину нашему, Князю Великому, а государем не зовем. Суд твоим наместникам оставляем на стороне, на Городище, и по прежним известным тебе условиям; дозволяем им править делами нашими, вместе с нашими посадниками и боярами, но твоего суда полного и
тиунов твоих не допускаем и дворища Ярославлева тебе на даем; хотим же жить с тобою, Господином, хлебосольно, согласно, любезно, по договору, утвержденному с обеих сторон по Коростыне, в недавнем времени.
Недуховно управляются верные люди: надзираете за церковью по обычаю земных властителей, чрез бояр, дворецких,
тиунов, недельщиков, подводчиков, и это для своего прибытка, а не по сану святительства» (там же, 113).
И того не помнили миршенцы, как
тиуны да приказчики с их дедов и прадедов, опричь судных пошлин, то и дело сбирали «бораны».
— Быти по тому: живота не дать, кто сам посягает на чужую голову! (Тут он обратился к Курицыну, но, вспомнив, что он не сроден к поручениям о казнях, примолвил, махнув рукою:) Забыл я, что курица петухом не поет. (При этих словах в глазах дьяка проникло удовольствие.) Мамон, это твое дело! Скажи моему
тиуну московскому, да дворскому, чтобы литвина и толмача сожгли на Москве-реке. Сжечь их, слышишь ли? Чтобы другим неповадно было и помышлять о таких делах.
Предложения со словом «тиун»
- Ведь только в плотницкой поймёшь – сучковатая получается доска или без единого изъяна, как требовал княжеский тиун.
- Сюда на торги приплывали княжеские и боярские тиуны, купцы и ремесленники.
- – Это не человек, а чёрт, – сказал тиун, втянув голову в плечи.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «тиун»
Значение слова «тиун»
ТИУ́Н, -а, м. Ист. Название различного рода должностных лиц на Руси в 11—17 вв. (управляющего княжеским или барским хозяйством, судьи низшей инстанции). (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ТИУН
Дополнительно