Цитаты из русской классики со словом «тиун»
«Кланяемся тебе, Господину нашему, Князю Великому, а государем не зовем. Суд твоим наместникам оставляем на стороне, на Городище, и по прежним известным тебе условиям; дозволяем им править делами нашими, вместе с нашими посадниками и боярами, но твоего суда полного и
тиунов твоих не допускаем и дворища Ярославлева тебе не даем; хотим же жить с тобою, Господином, хлебосольно, согласно, любезно, по договору, утвержденному с обоих сторон по Коростыне, в недавнем времени».
«Кланяемся тебе, Господину нашему, Князю Великому, а государем не зовем. Суд твоим наместникам оставляем на стороне, на Городище, и по прежним известным тебе условиям; дозволяем им править делами нашими, вместе с нашими посадниками и боярами, но твоего суда полного и
тиунов твоих не допускаем и дворища Ярославлева тебе на даем; хотим же жить с тобою, Господином, хлебосольно, согласно, любезно, по договору, утвержденному с обеих сторон по Коростыне, в недавнем времени.
Недуховно управляются верные люди: надзираете за церковью по обычаю земных властителей, чрез бояр, дворецких,
тиунов, недельщиков, подводчиков, и это для своего прибытка, а не по сану святительства» (там же, 113).
И того не помнили миршенцы, как
тиуны да приказчики с их дедов и прадедов, опричь судных пошлин, то и дело сбирали «бораны».
— Быти по тому: живота не дать, кто сам посягает на чужую голову! (Тут он обратился к Курицыну, но, вспомнив, что он не сроден к поручениям о казнях, примолвил, махнув рукою:) Забыл я, что курица петухом не поет. (При этих словах в глазах дьяка проникло удовольствие.) Мамон, это твое дело! Скажи моему
тиуну московскому, да дворскому, чтобы литвина и толмача сожгли на Москве-реке. Сжечь их, слышишь ли? Чтобы другим неповадно было и помышлять о таких делах.
А помрут Яков
Тиунов, Семен Девушкин — и никто ничего не скажет.
У князя Игоря Ольговича (1146 год) киевляне просили правосудия, жалуясь на
тиунов предыдущего князя.
На Андрея Боголюбского было неудовольствие народа за лихоимство судей; по убиении его самого (1174 год) бросились к посадникам,
тиунам, «и домы их пограбиша, а самих избиша, детцкые и мечники избиша, а домы их пограбиша, — не ведуче глаголемого: идеже закон, ту и обид много», — наивно прибавляет летописец (Полное собрание летописей, том I, стр. 157).
В одном из них говорится: «Иже бо без правды тивун, когождо осудив, продаст и теми кунами купит собе ясти и пити, и одеяние собе, и вам теми кунами купят обеды, и пиры творят: се, якоже, рекохом, вдали есте стадо Христово татем и разбойником» (см, Филарета «Обзор духовной литературы», 59), В «Слове Даниила Заточника» (XIII век) говорится: «Не держи села близь княжего села, ибо
тиун его — как огонь палящий, а рядовичи его — как искры.
— Ишь, требует веча! Самого двора Ярославлева. Мы и так терпели его самовластие, а то отдать ему эти святилища прав наших. Это значит торжественно отречься от них! Новгород судится своим судом. Наш Ярослав Великий завещал хранить его!.. Месть Божья над нами, если мы этого не исполним! Московские
тиуны будут кичиться на наших местах и решать дела и властвовать над нами! Вот мы предвидели это; все слуги — рабы московского князя — недруги нам. Кто за него, мы на того!
А тут, спасенным делом обедню да лежачую на листу вечерню отпевши, посельский старец Нифонт с дорогими гостями, что наехали из властного монастыря, — соборным старцем Дионисием Поскочиным, значит, барского рода, да с двумя рядовыми старцами, да с
тиуном, да с приказчиком и с иными людьми, — за трапезой великий праздник Пятидесятницы справляли да грешным делом до того натянулись, что хоть выжми их.
Так говорили, не зная монастырских порядков, не помня ни владычних десятильников, ни приказчиков, ни посельских старцев, ни
тиунов, что судили и рядили по посулам да почестям…
«Да здравствуют
тиуны, опричники мои!
Вы ж громче бейте в струны, баяны-соловьи!
И действительно, в те отдаленные времена в разбой шли дурно направленные людьми и обстоятельствами порой лучшие русские силы, не выносившие государственного гнета в лице тех «супостатов», для которых не было «святых законов»: воевод,
тиунов, приказных и подьячих… Они уходили на волю и мстили государству и обществу, не сумевшим направить их на истинно русские качества: отвагу, смелость и любовь к родине, на хорошее дело.
Имут ли они желание видеть власть судную в одних его руках и хотят ли присягнуть ему как полному властителю, единственному законодателю и судии не причастному, не иметь у себя
тиунов, кроме княжеских, и отдать ему двор Ярославлев, древнее место веча?
Имуть-ли они желание видеть власть судную в одних его руках и хотят ли присягнуть ему как полному властелину, единственному законодателю и судии не причастному, не иметь у себя
тиунов, кроме княжеских, и отдать ему двор Ярославлев, древнее место веча?
Вот какого рода проделки совершались в древней Руси, вот до какой виртуозности доходили эти простодушные, патриархальные
тиуны, дьяки и подьячие, которыми так восхищаются славянофилы, подобные г. Жеребцову.
— Всё ты да ты! — вдруг заговорил
Тиунов. — Ты, да я, да сватья, — только и знатья! Да голодное житье, да смерть!
Яков
Тиунов поселился у повивальной бабки и знахарки Дарьюшки, прозванной за ее болтливость Волынкой.
И, не обидно, но умненько посмеиваясь,
Тиунов рассказал: нашёл Дроздов место себе у булочницы, вдовы лет на пяток старше его, и приспособила его эта женщина в приказчики по торговле и к персоне своей, а он — в полном блаженстве: сыт, одет и выпить можно, по праздникам, но из дома его без личного надзора никуда не пускают.
— Что такое? — удивлённо взывал
Тиунов. — Стой, тут надобно коснуться глубины! Просто, по-азбучному…
— Каков человек? — спросил
Тиунов, усаживаясь и подмигивая Кожемякину на лодочника.
— Глядите, — зудел
Тиунов, — вот, несчастие, голод, и — выдвигаются люди, а кто такие? Это — инженерша, это — учитель, это — адвокатова жена и к тому же — еврейка, ага? Тут жида и немца — преобладание! А русских — мало; купцов, купчих — вовсе даже нет! Как так? Кому он ближе, голодающий мужик, — этим иноземцам али — купцу? Изволите видеть: одни уступают свое место, а другие — забежали вперёд, ага? Ежели бы не голод, их бы никто и не знал, а теперь — славу заслужат, как добрые люди…
Тиунов быстро шагнул вперед и, согнувшись, трусцой побежал к слободе.
— Именно, отче, — снова громко сказал
Тиунов, — мятёмся, яко овцы, не имущие пастыря, и не можем нигде же обрести его…
— Во всём! — победно сказал
Тиунов. — Дворянство-то где? Какие его дела ноне заметны? Одни судебно-уголовные! А впереди его законно встало ваше сословие. Купец ли не строит городов, а? Он и церкви, и больницы, богадельни ставит, новые пути кладёт и, можно сказать, всю землю вспорол, изрыл, обыскивает — где что полезно, — верно-с?
— Велик ты, Назарыч, грешник! — с ласковой насмешкой сказал
Тиунов.
Зовётся Семён Дроздов, показался мне весьма забавным, и зашли мы с ним к Савельеву в трактир, чайку попить, а там кривой уже сидит, слободской он,
Тиунов, родной сын повитухи и знахарки Живой Воды, которая сводней была.
— Да, — говорил
Тиунов, направляя око своё куда-то поверх головы хозяина, — дела крутые!
— А — отчего? — сухо спрашивал
Тиунов, воткнув в лицо ему свое тёмное око.
Тиунов взмахнул палочкой, поглядел в небо, в даль и себе под ноги.
— Ну, — сказал
Тиунов, оглядываясь и сухо покашливая, — о чем же станем беседовать мы?
— Гляди вот, — говорил
Тиунов, направляя глаз в лицо Вавилы, — ты на меня донес…
— Ну, помру, и — ни синь пороха после меня не останется! — убедительно говорил
Тиунов.
Первой головою в Заречье был единодушно признан Яков Захаров
Тиунов.
— Репой волка накормишь? Можешь? — серьезно спрашивает
Тиунов. — Вы бы послушали, что в городе канатчик Кожемякин говорит про них! Да я и сам знаю!
— Не тронь, не буди, — сказал
Тиунов. — У него душа болит…
— Прозевал ты свою жизнь, — твердил
Тиунов, дразнясь.
Ходил по улицам
Тиунов и, помахивая палочкой, ко всему прислушивался, нацеливаясь темным оком то в одно, то в другое лицо, рассматривая всех, точно цыган лошадей на конской ярмарке.
— Ну, да! — печально кивнув головой, сказал
Тиунов, сгибаясь над столом.
Она, улыбаясь, осталась одна на площади, перед большим светлым храмом. Тыкая в землю палочкой,
Тиунов, не спеша, шел в слободу, жевал губами, чмокал и, протянув перед собой левую руку, шевелил пальцами, что-то, видимо, высчитывая.
— Эй,
Тиунов! Верно это — будто ты к фальшивым деньгам прикосновенность имел и за то — пострадал напрасно?
Говорит
Тиунов этот веско и спокойно, а кажется — будто кричит во всю мочь. Я думал, что его побьют; в трактире пятка три народу было и люди всё серьёзные, а они ничего, слушают, как будто и не про них речь. Удивился, и люди показались мне новыми, особливо этот слободской.
— Эх, почтенный! — начал было
Тиунов, сверкая глазом.
— Не слыхал. Думаю — от нечего есть, — говорил
Тиунов, то и дело небрежно приподнимая картуз с черепа, похожего на дыню. — По нынешнему времени дворянину два пути: в монахи да в картёжные игроки, — шулерами называются…
— Политика — разно понимается, — спокойненько объясняет
Тиунов. — Одни говорят: надобно всю землю крестьянам отдать; другие — нет, лучше все заводы рабочим; а третьи — отдайте, дескать, всё нам, а мы уж разделим правильно! Все, однако, заботятся о благополучии людей…
— Придурковатый, — сказал
Тиунов. — С испуга, пожара испугался, сестрёнка с матерью сгорели у него, а он — помешался. Жил в монастыре — прогнали, неудобен. А будь он старше за блаженного выдали бы, поди-ка!
— Нет, не читал. Но — я знаю некоторые краткие мысли оттуда. Вот, например, мы: какие наши фамилии? По фамилиям — мы выходим от стрельцов, пушкарей,
тиунов — от людей нужных, и все мы тут — люди кровного русского ряда, хотя бы и черных сотен!
Тиунов встал, опираясь руками о стол.
И таких отписок, в древности похвальных — семнадцать, а после, стыдных — двадцать две вынес я, со скорбью и обидой, на отдельный лист, а зачем — не знаю. Странно мне, что с хулителями и некоторые русские согласны —
Тиунов, например, Алексей косой и Максим тоже. А к Максиму дядя Марк относится весьма лестно, просто по-отечески, только — не на камень ли сеет?
Предложения со словом «тиун»
- Ведь только в плотницкой поймёшь – сучковатая получается доска или без единого изъяна, как требовал княжеский тиун.
- Сюда на торги приплывали княжеские и боярские тиуны, купцы и ремесленники.
- – Это не человек, а чёрт, – сказал тиун, втянув голову в плечи.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «тиун»
Значение слова «тиун»
ТИУ́Н, -а, м. Ист. Название различного рода должностных лиц на Руси в 11—17 вв. (управляющего княжеским или барским хозяйством, судьи низшей инстанции). (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ТИУН
Дополнительно