Неточные совпадения
Трансцендентальное априори есть то, что присутствует во всяком отправлении данной деятельности
сознания, без чего она вообще невозможна, именно не со стороны материи или содержания, но
формы или категорий.
«Обычное представление о Боге как отдельном существе вне мира и позади (?) мира не исчерпывает всеобщего предмета религии и есть редко чистая и всегда недостаточная
форма выражения религиозного
сознания…
Веления совести, которые человек считает для себя законом, получают и религиозную санкцию, и это тем острее, чем глубже религиозное
сознание: они облекаются в
форму религиозных заповедей, нарушение которых ощущается как грех (а это есть уже религиозно-нравственная категория).
Само собою разумеется, то, что отлагается в
сознании в
форме мифа, вступая в общее человеческое
сознание, затрагивает все способности души, может становиться предметом мысли, научного изучения и художественного воспроизведения.
По сравнению с мышлением низшею
формою религиозного
сознания является то, что обычно зовется «верою» и что Гегель характеризует как знание в
форме «представления» (Vorstellung): на ней лежит печать субъективности, непреодоленной раздвоенности субъекта и объекта.
Ибо как μη, так и ου для ά отрицательного богословия являются уже некоторыми положительными высказываниями о бытии и тем самым относятся к имманентному, дневному, космическому
сознанию, различающему свет бытия и тени небытия, выявленность
форм и сумерки потенциальности.
Будучи всеобщей «трансцендентальной»
формой опыта, как бы призмой
сознания, время существенно связано с небытием, с погруженностью твари в ничто.
Личность, ипостась, не исчерпывается наличным
сознанием, которое есть лишь феномен или модус личности, однако всякое содержание
сознания облечено
формой ипостасности, переживается, как состояние личности.
Утверждается, наконец, вполне ясное
сознание, что сама
форма и есть существенное содержание искусства, и его нет вне работы над
формой.
В ней всегда освобождаются подсознательные инстинкты масс, которые сдерживались старыми
формами сознания, пока они были священны для этих масс и соответствовали их верованиям.
Это господствующее в разных
формах сознание говорит, хотя и стыдливо, о сексуальном акте, но совсем молчит о сексуальной любви.
Неточные совпадения
— Гуманизм во всех его
формах всегда был и есть не что иное, как выражение интеллектуалистами
сознания бессилия своего пред лицом народа. Точно так же, как унизительное проклятие пола мы пытаемся прикрыть сладкими стишками, мы хотим прикрыть трагизм нашего одиночества евангелиями от Фурье, Кропоткина, Маркса и других апостолов бессилия и ужаса пред жизнью.
Этот процесс экстериоризации человеческого
сознания в разных
формах происходил на протяжении истории.
Это отчужденное
сознание, опирающееся на подсознательные инстинкты, могло создавать разнообразные, исторические авторитарные
формы, начиная с теократий и абсолютных монархий до якобинской демократии, тоталитарного коммунизма и фашизма в открытых и прикрытых
формах.
Нетерпимость, смягченная
форма фанатизма, есть всегда также сужение
сознания, есть непонимание множественности и индивидуальности жизни.
Когда Марья Алексевна опомнилась у ворот Пажеского корпуса, постигла, что дочь действительно исчезла, вышла замуж и ушла от нее, этот факт явился ее
сознанию в
форме следующего мысленного восклицания: «обокрала!» И всю дорогу она продолжала восклицать мысленно, а иногда и вслух: «обокрала!» Поэтому, задержавшись лишь на несколько минут сообщением скорби своей Феде и Матрене по человеческой слабости, — всякий человек увлекается выражением чувств до того, что забывает в порыве души житейские интересы минуты, — Марья Алексевна пробежала в комнату Верочки, бросилась в ящики туалета, в гардероб, окинула все торопливым взглядом, — нет, кажется, все цело! — и потом принялась поверять это успокоительное впечатление подробным пересмотром.