Он различает четыре вида природы, которые объемлют в себе и Божество и тварь: природа «не творящая и несотворенная» или Божество вне творения, «природа творящая и несотворенная» или Божество в творении, затем природа «сотворенная творящая», как совокупность
творческих идей или природа идеальная, и, наконец, природа «не творящая и сотворенная» или мир.
Неточные совпадения
Здешний мир есть наполовину плод греха, ошибки, недоразумения, он не имеет своей особой
идеи в
творческом плане Божием.
Парменид учит нас, что есть только бытие, небытия же вовсе не существует; правда, он имел при этом в виду свое неподвижное, абсолютное Единое, субстанцию мира, которой только и принадлежит бытие, вне же ее ничего нет. В применении к такому понятию абсолютного, очевидно, не имеет никакого значения
идея небытия. Однако не так просто обстоит это в применении к действию Абсолютного, к
творческому акту, которым оно вызывает к существованию несуществовавшее доселе, т. е. небытие, творит из ничего.
Эти запредельные сущности вещей определялись, как числа у пифагорейцев, как имена в различных мистических учениях, как
идеи у Платона, как
творческие формы (энтелехии) у Аристотеля, как буквы еврейского алфавита в Каббале [В первой книге Каббалы («Сефер Иецира» — «Книге творения») утверждается, что все мироздание зиждется на 10 цифрах и на 22 буквах еврейского алфавита; это учение развивается также в книге Зогар (см. прим. 79 к Отделу первому).] [Ср. учение о сотворении мира и об участии в нем отдельных букв, о небесном и земном алфавите в книге Зогар: Sepher ha Sohar, trad, de Jean de Pauly, tome I, 2 а (и далее).
Здесь возникает основной, можно сказать даже роковой, вопрос софийной космологии, в сущности, поставленный уже Аристотелем: что же представляет собой этот мир, как не бессмысленное и ненужное повторение мира
идей, его удвоение? В чем состоит
творческий акт, которым создается мир как нечто новое?
Этим объясняется ограниченность и бесплодие методизма в творчестве, поскольку он стремится заменить вдохновение ремесленничеством (Сальери против Моцарта) и точным методом.
Творческие, плодотворные
идеи родятся, интуитивно вспыхивают в душе («яблоко» Ньютона!), метод же есть средство развернуть, использовать обретенное; но он не подменяет человека гомункулом.
Гениальность есть
творческая инициатива, обретение новых тем, задач и возможностей, это — духовный взлет в «умное место», где зрятся вечные
идеи, молния, проницающая кору мирового бытия.
Если рассматривать ее
идею как
творческую мечту, идеальную проекцию, она символически выражает недосягаемое в искусстве софиургийное устремление (и так истолковала ее нежданная смерть).
Все наше движение 1905 г. не было одухотворено живыми
творческими идеями, оно питалось идеями тепло-прохладными, оно раздиралось горячими страстями и интересами.
Есть самовнушение, которое есть оплодотворение бессознательного
творческой идеей, а есть самовнушение, которое есть отрава бессознательного разрушительной похотью и фантазмом.
Идея «социальной революции» по существу не
творческая идея, и она предполагает неизбежность социального катаклизма именно потому, что никакого творческого социального процесса, устраняющего зло, не происходило, а происходило лишь фатальное и неотвратимое нарастание социального зла.
Неточные совпадения
Остается обратиться к
творческой жизни
идей, которая неприметно назревала в мире.
Угнетенные национальности считали нужным брать под свою защиту, но вдохновляла всегда космополитическая
идея,
творческих национальных задач не признавали.
Очистительная и
творческая национальная работа может лишь уготовлять вместилище для мессианской
идеи.
Творческое движение
идей не вызывает к себе сколько-нибудь сильного интереса в широких кругах русского интеллигентного общества.
Но когда происходит крах старой рассудочной мысли, особенно нужно призывать к
творческой мысли, к раскрытию
идей духа.